Расклейщик хуже татарина
Владимир Беликов
Человек в футляре
Согласитесь, что вовсе не очевидно, отчего такие компании как Facebook или Google так баснословно дороги. Ведь основная их деятельность на первый взгляд — совершенно бесплатное предоставление услуг поиска и общения. И лишь
Каждый раз, когда мы пользуемся поиском в интернете, поиск пользуется нами. Каждую минуту, проведённую в социальных сетях, сети зарабатывают деньги. Просто этот факт не заметен ввиду неочевидности обмена. Для нас ценность представляет ответ, а для «той стороны» — наш вопрос, наш интерес, наш выбор, наши связи с другими людьми
По другую сторону монитора городская среда окружает нас множеством рекламных щитов, растяжек и нагромождением аляповатых вывесок на фасадах. Заборы украшены вереницами афиш, рекламой «помечены» все столбы, заклеены остановки транспорта. Даже дома нас встречают бородой объявлений на подъездах, ворохом рекламной макулатуры в почтовых ящиках и псевдозаботливым плакатом в лифте. Только в отличие от Facebook, вся эта рекламная жизнедеятельность почти ничего не даёт взамен. Я сказал «почти», потому что она вроде как «информирует». Да, ведь иначе пришлось бы создавать и поддерживать актуальными городские справочники и каталоги. А это сложнее, чем бесконечная торговля уличными рекламными площадями и услугами по расклейке объявлений. Увы, более зрелый рекламный бизнес здесь давно уже «переступил» через категорию добра.
Рекламное объявление больше не стремится подсказать, помочь. Это лишь бизнес. Человек, который приклеивает объявление на подъезд, зарабатывает на вас деньги. При этом неважно, последовали вы рекламе или нет. Неважно даже то, прочитали вы её или нет! Важен только сам факт: каждый раз, когда
Если мы внимательно посмотрим на рядовой «убитый» смоленский подъезд, то заметим, что во многом это впечатление обязано следам жизнедеятельности рекламных кампаний. Это приклеенные повсюду наслоения обрывков объявлений, проштампованные «визитки» и валяющиеся под ногами листовки, которые
Другой характерный пример — уличное радио «Слава», загрязняющее своим рекламным шумом центральные городские улицы. Сколько лет оно существует — столько в интернете возникают дискуссии о его моральной и законной уместности. И забавно, что самые недовольные смоляне в основном живут и работают в Москве, в Праге, Варшаве и Лимассоле. Свои же, местные в большинстве своём вообще не видят проблему (впрочем, хоть переполненные помойки в последнее время вызывают заметный резонанс — значит, не всё равно!). Но пока это большинство смиренно, остальные вынуждены поплотнее задраив окна автомобилей ехать гулять куда-нибудь в более спокойное место. За город, на тот же Катынский мемориал, не освоенный пока уличным радио.
Как любой бизнес, наш рынок рекламы движется по пути наименьшего сопротивления. В тот момент, когда на центральных телеканалах впервые появилась первая «врезка» местной рекламы, стало понятно, что в Смоленске никогда не будет своего канала на ТВ. Зачем городить огород собственного контента, когда можно продать две минуты посреди готового эфира в
Приятель из Праги подсказывает, что в Чехии вы не сможете повесить на фасад всё, что вздумается. Для организаций вроде наших ООО регламентирован размер (15×30 см), цвет фона (темно-синий) и цвет букв (белый). Всё остальное по специальному согласованию. Если табличка будет неправильной, завтра же появится инспектор, который выпишет штраф и вам придётся пополнять им городской бюджет, пока не приведёте в соответствие. В результате города выглядят стильно, опрятно и спокойно. В Смоленске же можно совершенно безопасно повесить на «Гамаюн» огромный малиновый плакат «Магазин интимных товаров», который провесит там 10 лет пока полностью не выцветет или заклеить каждый столб, подъезд и угол дома объявлениями: «Обменяем ваши старые часы из драгметалла». И ничего за это не будет. Даже больше — это даже возмущения не вызовет. За исключением нескольких выскочек, приезжающих
К сожалению, пока наша основная проблема в идентификации самой проблемы. «Ну что ты привязался к этому уличному радио?» — скажут одни читатели. «Или к этим расклейщикам! Здесь не Европа, живём мы бедно, а зарабатывать
В сухом остатке возможностей то здесь, то там всплывает идея окружить свой двор неприступным забором. Как видим, это вовсе не захват территорий и не классовое расслоение. На сегодня это единственный действенный способ сохранить фасад в чистоте от рекламы и граффити, почтовые ящики от спама, двор и детскую площадку от собачьих экскрементов, придомовую помойку от бомжей, а придомовую парковку от непрошенных гостей с воющей по ночам сигнализацией. Есть ли здесь другой выход? Если вы его видите, напишите пару строк комментария ниже.