Независимое общественно-политическое издание
#9 (55)
28 мая 2012

Мусорные войны

«По данным районных администраций, за прошлую неделю показатели по вывозу крупногабаритного мусора упали более чем на 20 процентов.
В Смоленской экологической компании объяснили это тем, что их машины очень часто выходят из строя»

От смоленских информагентств

Лариса Чистякова, Александра Омаль

Власть

О причинах и последствиях «мусорной блокады» Смоленска мы поговорили с главой исполнительной власти города Николаем Алашеевым.

— Николай Николаевич, тема вывоза (вернее, невывоза) мусора, похоже, была «домашней заготовкой», которая, по замыслу неких сил должна была для городской администрации стать «задачей на засыпку», как говорили в школе. Во всяком случае, именно такое впечатление возникало, когда на еженедельных планёрках в горадминистрации терпеливо заслушивались отчёты глав районных администраций «о деятельности „Смоленской экологической компании“ за минувшую неделю». Звучало примерно следующее: «за отчётный период вывоз мусора в Промышленном районе города Смоленска составил 70%, в Ленинском — 65%, зато в Промышленном — 50%… в „СмолЭК“ нам объяснили, что сломались мусоровозы, а запчастей у них нет». И вот дошли до такого сообщения: «Смоленская экологическая компания перестала вывозить мусор. Технику в аренду городу эта компания сдавать отказывается, видимо, по принципиальным соображениям. Вопрос такой: чем обусловлен нынешний «мусорный саботаж» со стороны компании, которая до недавнего времени занималась вывозом мусора? Понятно, что город стал заложником политического конфликта с экономическим подтекстом, который появился не сегодня и не вчера. И аресты Качановского и Лазарева, видимо, в той или иной степени стали следствием этого самого конфликта… Теперь вот «мусорный ультиматум»…

— Мне не хотелось бы уходить в политическую плоскость при обсуждении этого вопроса. На сей счёт скажу лишь, что меня глубоко возмущает, что заложниками этого «ультиматума», как вы выразились, стали жители города. Это, конечно, перешло все допустимые нормы. Но администрация города может в данной ситуации действовать только в рамках допустимых правовых норм. Ситуация такова, что в настоящее время «Смоленская экологическая компания» не может выполнять свои обязательства по договору на вывоз ТБО. Её счета арестованы судебными приставами. При этом «СмолЭК» остаётся единственным обладателем достаточного количества мусороуборочной техники. Примечательно, что когда-то эта техника принадлежала городу. Ещё в 2010 году распоряжением должностных лиц в частные руки было отдано всё необходимое имущество для того, чтобы обеспечить вывоз ТБО. То есть вся имеющаяся техника была продана компании «СмолЭК» (теперь, кстати, эта компания отказывается давать городу эту технику в аренду). Ей же в аренду был отдан полигон ТБО. В результате ситуация сложилась патовая: город лишился возможности осуществлять функции по уборке мусора самостоятельно, не привлекая частные организации.

— «Мусорные забастовки», «мусорные войны», о которых сразу вспоминается в связи с происходящим в Смоленске, наводят на определённые ассоциации, вспоминаются «мафиозные разборки» в Италии, как-то так….

— К сожалению, не могу разделить вашей шутливой тональности в нашем разговоре, поскольку проблема на самом деле очень серьёзна. Ведь город и его жители не в первый раз становятся заложниками действий «Смоленской экологической компании». Только за последние полгода «СмолЭК» несколько раз останавливала свою деятельность без внятных причин. К примеру, мусор вдруг прекращали вывозить в канун и после новогодних праздников, в результате чего образовывались завалы. По словам руководства «СмолЭК», связано это было с тем, что денег, которые платило население за вывоз мусора, якобы не хватало для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в данном направлении. Но! Ведь нормативы по оплате за эту услугу были повышены. Видимо, «аппетит приходит во время еды». Видимо, как показалось этой частной компании, мало повысили, нам стали объяснять, что этого недостаточно. Что в этой ситуации должна делать администрация? Ещё раз повышать платежи? И до каких пор? Или искать в бюджете дополнительные деньги? Ситуация с бюджетом понятна — мы не можем платить больше, чем собираем с населения. Издеваться над людьми, постоянно повышая платежи, мы категорически отказались. «СмолЭК» на это отреагировала своеобразно, начав блокировать уборку. Воспринимаю это не иначе, как ультиматум действующей власти. Такой формат общения бизнеса с властью считаю неприемлемым. К сожалению, предпосылки для возникновения этой ситуации были созданы самой же администрацией города ещё в 2010 году, когда в частные руки «ушла» вся специализированная техника.

— Тем не менее, администрации, которая работает сегодня, предстоит решить проблему, созданную два года назад. Как вы собираетесь это делать?

— На минувшей сессии горсовета мы внесли предложение направить средства на покупку десяти мусоровозов. Это количество техники позволит городу самостоятельно вывозить мусор, не уповая на частников. Депутатский корпус отнёсся к ситуации с пониманием и деньги выделил. На 1 июня запланированы конкурсы, и техника будет куплена. Отмечу, что вся подготовительная работа ведётся настолько быстро, насколько это позволено федеральным законодательством. Пока же, в этот «переходный» период, уборкой мусора приходится заниматься «в ручном режиме». Изыскиваем все возможные способы и варианты привлечения техники для уборки мусора. Причём, это необязательно именно мусоровозы. Также ТБО из города вывозят грузовики, принадлежащие ОАО «Жилищник». Кроме того, было принято решение временно открыть мусорный полигон в Шеиновке. Но здесь мусор будет лишь временно складироваться, потом его вывезут на полигон ТБО, расположенный в 45-ти километрах от города.

Сегодня мы должны сделать так, чтобы город больше не оказывался заложником у частной компании, которая хочет — вывозит мусор, хочет — нет. Мы не позволим платежи населения ставить в зависимость от аппетитов частной компании. Как только в собственности города появится специализированная техника, мы сможем сами вывозить ТБО, и никто не будет указывать нам, сколько денег за это брать с жителей города.


Александр Ковалёв, гендиректор ОАО «Жилищник»:


— У ОАО «Жилищник» был заключён договор со «Смоленской Экологической компанией» на вывоз твёрдо-бытовых отходов и крупногабаритного мусора с территории домов, находящихся у нас на обслуживании. По сути, «СмолЭК» оказалась монополистом «мусорного рынка» по той причине, что только она обладает необходимым количеством специализированной техники.

Конечно, в городе есть и другие компании, которые занимаются вывозом мусора (это и «Сертан», и «Смоленские Коммунальные Системы», и «Энергия чистоты», и «МКП-СпецАвто»… Но в каждой такой компании один-два мусоровоза, а для работы нужно минимум десять. Именно этот факт и ставит город в зависимость от «СмолЭК», у которой, как я сказал выше, техники достаточно. Но на сегодняшний момент эта компания отказывается вывозить мусор, несмотря на то, что имеет договорные отношения с городом на этот счёт. Мотивируется данное решение банкротством компании. Но хочу напомнить, что организация может быть признана банкротом только по решению суда. До этого вводится процедура наблюдения за его финансовым состоянием.

В отношении «СмолЭК» процедуры банкротства открыто не было. Хотя по факту финансовое положение компании действительно плачевно. Ещё в феврале мы столкнулись с тем, что текущие платежи «СмолЭК» были арестованы судебными приставами. На сегодняшний день из компании уволился весь менеджмент, начиная с директора.

Что касается задолженности ОАО «Жилищник» перед «СмолЭК», то эта сумма не покроет ни зарплатных обязательств, ни налоговых.

Пока в городе идёт закупка специализированной техники, мы работаем по прежней технологии: дворники собирают мусор в экскаваторы, а те грузят его на самосвалы. Ежедневно в общей сложности на уборке мусора работают около сорока самосвалов и пятнадцати погрузчиков. Проблема вывоза мусора находится под личным контролем главы администрации.

Десять мусоровозов, которые город купит в начале июня, будут находиться в собственности муниципального предприятия, которое и будет заниматься вывозом мусора из города. Тогда, полагаю, проблема будет решена.


Дмитрий Ушков, начальник управления ЖКХ администрации Смоленска


Есть проблемы, которые,  к сожалению, будут актуальны для города Смоленска ещё многие годы. Вопросы о таких проблемах, заданные начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Смоленска, вовсе не в новинку: дороги, уборка мусора, начало отопительного сезона… К чести Дмитрия Ушкова, его ответы на зачастую безрадостные реплики были полны оптимизма.

— Дмитрий Серафимович, почему этой весной вновь обострилась проблема с вывозом мусора в Смоленске? Как горадминистрация намерена её решить?

— Не секрет, что основным перевозчиком мусора в городе долгое время была «Смоленская экологическая компания». Хочу подчеркнуть, что рынок этот не монопольный, в том числе сами управляющие компании могут заниматься вывозом мусора. Но всё же основную часть мусора из города вывозила именно «СмолЭК», поэтому каждый сбой в её работе мы ощущаем сразу и непосредственно. Например, так было после новогодних праздников, но тогда нам удалось стабилизировать ситуацию. Сейчас, в силу разных причин, компания отказывается выполнять договорные обязательства. Прежде нам говорили об износе или нехватке техники. Но, скажу вам, эти проблемы не должны касаться администрации города, от них не должны страдать жители. «СмолЭК» приняла на себя договорные обязательства, значит, нужно их выполнять или же уступать рынок другим. Сейчас «СмолЭК» заявляет о своём банкротстве. И в результате, сейчас городская администрация вынуждена самостоятельно решать проблему вывоза мусора.

— Ещё один не праздный вопрос: как сегодня обстоит дело с долгами МУП «Смоленсктеплосеть» генерирующей компании ОАО «Квадра»? Ведь в конечном итоге от теплоты в их взаимоотношениях зависит, будет ли горячая вода у смолян, начнётся ли грядущей осенью отопительный сезон…

— Надо сказать, что эта ситуация не первый раз возникает, и всякий раз обостряется к окончанию отопительного сезона, потому что задолженность увеличивается в зимний период. Основной должник ОАО «Квадра» — МУП «Смоленсктеплосеть». Порядок долга — 780 миллионов рублей. По сравнению с прошлым годом он вырос в два раза.

При этом не надо забывать, что и у самой «Смоленсктеплосети» есть должники. Примерно те же самые 780 миллионов муниципальному предприятию не доплатили управляющие компании города и сами жители. То есть, вернуть долги «Квадре» «Смоленсктеплосеть» не может физически, а не из-за принципиальных соображений. В прошлом году мы «закрывали» проблему кредитами. На сегодняшний день кредитное бремя достигло критической нагрузки. Из-за этого сейчас наше муниципальное предприятие стало должником ещё и перед банками.

— Как администрация Смоленска будет избавляться от этой двойной петли?

— Чтобы сегодня выйти из данной ситуации, появилось предложение переходить на прямые расчёты с потребителями. Это сократит цепь посредников и уменьшит сбои в работе. Из процесса платежей будут исключены два звена: МУП «ВЦ ЖКХ» и управляющие компании (либо их функции будут скорректированы). Хочу подчеркнуть, что решение о переходе на прямой платёж принято также для того, чтобы сохранить в Смоленске единый тариф за тепло для жителей. Законом не возбраняется иметь в городе разные тарифы, они могут разниться даже в соседних домах. Но у нас в городе всегда был единый тариф, и принципиальная позиция горадминистрации в том, что разные тарифы недопустимы. Могу сказать, что процесс перехода на прямые расчёты проходить будет не без сложностей, но других вариантов нет. Процесс перехода займёт не один месяц, но, думаю, уже с этой осени население будет платить за тепло напрямую. Я ставлю для себя цель — прояснить все ключевые механизмы этого решения до июня.

— А сам конфликт между «Смоленсктеплосетью» и «Квадрой» улажен?

— Сегодня у нас нет взаимных претензий друг к другу. МУП «Смоленсктеплосеть» не скрывает от ОАО «Квадра» своих расходов и долгов по кредитам, поэтому нет такой проблемы, как пользование чужими денежными средствами.

— Текущей весной снег сошёл поздно, поэтому ещё свежа в памяти картинка, как он сходит вместе с нашими городскими дорогами…

— Только ленивый не ругает за это наше ЖКХ. Но давайте вспомним, какой была ситуация в городе лет пять назад. Тогда не ремонтировалось почти ничего, сейчас ситуация серьёзно изменилась, согласитесь. Причина в дефиците средств. Целенаправленное финансирование ремонта дорог с привлечением средств из федерального бюджета в город началось с 2008 года. За средства только городского бюджета мы бы не сделали и малой части того, что делается сейчас. Сравните: в прошлом году из федерального бюджета Смоленск получил 1 миллиард 400 миллионов рублей, при том, что весь бюджет Смоленска за год составляет немногим более трёх миллиардов. Отмечу, правда, что данная федеральная поддержка поступила в форме кредитов. Конечно, есть обращения об их списании, но пока ещё сложно говорить, будет ли это сделано.

— Не буду спрашивать про все дороги, но о судьбе многострадальной улицы Дзержинского не могу не спросить…

— Да, здесь ситуация серьёзнее, чем на других объектах. Та часть работ, которая уже проведена на ней, охватывает лишь половину улицы. Но и они были выполнены так, что косметическим ремонтом не обойдётся, нужно будет восстанавливать заново весь верхний дорожный слой. Подрядная организация уложила его некачественно. И прежде чем продолжить ремонтные работы на улице Дзержинского, необходимо будет вносить изменения в проектно-сметную документацию. К сожалению, в самом проекте было обнаружено немало изъянов. Это несколько затянет ремонтные работы на самой дороге, но в любом случае завершить их мы планируем уже в этом году.

 

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/055/06