Аномальная должность Людмилы Макаренковой
Юрий Семченков
Мастерская
О тишине в кабинете директора музея Великой Отечественной войны (на самом деле должность называется иначе: «Заведующая военно-историческим отделом Смоленского государственного музея-заповедника»), как оказалось, можно только мечтать. Телефон не умолкает ни на минуту. Звонят по самым разным вопросам, но есть у этих звонков одно общее — все они так или иначе связаны с войной.
Большая часть жизни Макаренковой связана с темой Великой Отечественной войны: темой неженской, тяжёлой и жестокой. Но беседовать с ней крайне интересно: она неравнодушна, эмоциональна, эрудирована в самых различных областях. А уж о Смоленщине и Великой Отечественной войне ей, я думаю, известно просто все.
Вы не поверите, когда Людмила Макаренкова узнала, что стандартная вёрстка интервью отводит под фотографию героини две трети полосы, она категорически настояла на том, чтобы это место было отдано под редкие исторические фотографии…
Редакция отказать не смогла.
— Людмила Николаевна, как вы оцениваете роль музеев в современной жизни?
— Роль музеев в современной жизни, к сожалению, значительно принижена. Бытует мнение, что музеи непосещаемы, неинтересны, что нужно идти по пути создания музеев узкой тематики. Сейчас появилась тенденция превращать музеи в некие «клубы по интересам». Говорят, что для того, чтобы музеи были интереснее, нужно использовать исключительно интерактивные методы привлечения посетителей. Чтобы люди могли все потрогать руками,
Но у нас совсем другая тематика. Я против подобных «новшеств» по отношению к таким событиям, как Великая Отечественная война. Особенно в нашем регионе, на Смоленщине. (Я — коренная смолянка. Мои родители прошли войну, мама
— Могли ли вы в юности предположить, что свяжете свою жизнь с музейным делом?
— Я работаю в Смоленском музее-заповеднике с 1989 года. И только в этом отделе. А началось все со школьного увлечения историей. У меня был прекрасный учитель — Анатолий Яковлевич Трофимов. Очень известный смоленский краевед. Именно он
— Не потеряется ли ваш музейный юбилей [в 2013 году музею исполняется 40 лет — авт.] на фоне юбилея общегородского?
— Я не могу сказать, что мы обижены в преддверии юбилея города. 28 февраля музей закрывается на ремонт и реконструкцию. Снимаем всю экспозицию до последнего гвоздя, демонтируем всё оборудование. Проект концептуального обновления экспозиции готов. Первая очередь после реконструкции должна быть открыта в декабре этого года. У нас просто классный, замечательный коллектив соратников, единомышленников. И я уверена, что и новый музей мы сделаем. Не потеряемся.
Наш музей — детище Ивана Ефимовича Клименко. Я об этом всегда говорю и подчёркиваю. Музей был создан в 1973 году. Смоленск тогда ещё не был городом-героем. И не было ни одной выставки, которую первый секретарь обкома не посетил бы. Почему я вспомнила про Ивана Ефимовича? Для всех гостей нашего города было делом чести посетить музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Весь советский генералитет, все члены политбюро, приезжавшие в Смоленск, все высокие гости города участвовали в экскурсиях, которые Клименко проводил лично. Здесь бывали Покрышкин, Колдунов, Лавриненков, Лукин (главный защитник нашего города). Открывал наш музей первый гвардеец Руссиянов. Создатели музея не просто перерезали ленточки, а вкладывали в его становление душу.
У нас есть замечательный старейший сотрудник Валентина Ивановна Склеенова, и она изучала, в том числе, и историю создания нашего музея. Так вот, оказывается, что экспонаты для нашего музея начали собирать ещё в 1943 году. Ещё часть Смоленской области была оккупирована, но по решению обкома уже стали собирать экспонаты. Это дорогого стоит. Сейчас же наступили времена, когда большое начальство в музей наш не ходит. Может, боятся, что мы будем
— Людмила Николаевна, вы можете назвать несколько самых-самых экспонатов музея?
— Конечно, есть предметы, на которых мы всегда акцентируем внимание гостей. В каждом зале есть экспонат, без которого, как говорится, никуда. Например, комплекс наград Михаила Фёдоровича Лукина, командующего 16 армией. В своё время под Вязьмой он попал в окружение, вернувшись из плена, был лишён званий и наград. В
В партизанском зале очень много раритетных предметов. В подобных музеях не редкость реконструкции партизанских землянок. Мы хотим её расширить, показать ряд мемориальных предметов, до которых — я настаиваю! — нельзя будет дотрагиваться. Но можно будет посидеть, попробовать, например, свернуть фронтовое письмо, подержать в руках хороший макет оружия.
Есть наша знаменитая диорама «Рождение гвардии». Её видели ещё родители приходящих сегодня в музей ребят. Она обязательно останется. И не надо бояться красных флагов на ней. Это я вам как историк говорю. Не должно быть крайностей — сегодня зачеркнуть, завтра создать. Нельзя так.
Кроме экспозиции у нас есть исторический театр «Порубежье», которым руководит Александр Михайлович Целуев. Он работает в нашем коллективе. Наш музей и башня Громовая с музеем «Смоленск — щит России» это единый военно-исторический отдел. 19 февраля будет очередная историческая реконструкция во дворе боевой техники. Это не просто игры в войну, это соблюдение всех тонких моментов экипировки, обмундирования. Пишется сценарий. За всём стоит очень серьёзное отношение людей, которые в этом участвуют. Это находит своего зрителя, у нас есть постоянные посетители, которые приходят целыми семьями.
Ежегодно 9 мая я собираю коллектив, поздравляю и говорю: «У нас начинается свой новый год». В День Победы в залах музея яблоку негде упасть. Идут в основном молодые семьи, идут целый день. Не было ни одного праздника на моей памяти, когда бы здесь не было людей. После митинга на площади Ленина власть предержащие идут в свою сторону, а смоляне идут сюда. Всегда с трепетом смотрю на эту приближающуюся толпу и думаю: как здорово, значит, мы живём. И каждый год боюсь, что наступит время, когда 9 мая в музей никто не придёт. В этом году мы в первый раз будем закрыты в День Победы и не сможем принять посетителей. Мне от этого грустно и больно. Но мы обязательно откроем для посетителей хотя бы двор боевой техники.
— Насколько влияет на вашу работу общая тенденция к коммерциализации культуры в общем и музеев в частности?
— Музей никогда не зарабатывал деньги. Но политика государства изменилась, и мы должны эти деньги зарабатывать. Но на чём? Как я могу ответить на вопрос «сколько стоит та или иная выставка», если её просят привести в район нашей области? Ну нельзя же так. Это нисколько не стоит. Если у людей возникла потребность познакомиться с результатами нашей работы, я просто не могу брать за это деньги. Может быть, на
— Есть ли экспонат-мечта, который вы бы хотели получить в музей?
— Мечты как таковой нет. Точно скажу: мы рады тем крупицам, которые поступают сейчас. А не поступает практически ничего. Награды не передают, а для меня лично они всегда были важны. Важны как оценка человека, как признание его заслуг. Сейчас многие люди хотят хранить дорогие для них вещи дома. К
— И никакой даже призрачной надежды нет? На меценатов, например.
— Нет. Это отходит. Сейчас акцент на другие темы. Всё уничтожено, разорено, распилено, переплавлено или продано за рубеж. Даже если
— Иностранцев к вам в музей много ходит?
— Сейчас их практически нет, а раньше было очень много. Все караваны мира проходили через нас. Очень много было немцев, американцев, чехов, словаков. Сейчас изредка приходят ребята из Индии, которые учатся в медакадемии.
— Они понимают, о чём здесь речь идёт?
— Нет. Однозначно нет. Они с искренним удивлением относятся, например, к подвигу флеровцев, которые взорвали себя вместе с первым расчётом «катюш». Говорят, что в Индии люди себя не убили бы никогда. Это именно тот случай, когда русский характер и русскую душу не понять. Мало приезжают из бывших советских республик. Пожалуй, есть гости только из Белоруссии. Вот у них чувствуется и нужный акцент в воспитании, и иное отношение к подобным вещам.
Если говорить о наших с вами земляках, то наблюдается парадокс. Ребята из детских садов любознательны, заинтересованы и увлечены. Но куда это всё девается к 6–7 классу школы? Объяснение одно: не водят, не рассказывают, не показывают. Происходит постепенное стирание исторической памяти. Сколько там часов изучения войны в школьном курсе истории? Наступает жуткое время безразличия. Никого ничем не удивишь. Всё доступно. Но это не значит, что нужно прекратить работать в этом направлении. Даже если до одного человека из десяти дойдёт, то всё было не зря.
— Это убеждение и даёт вам силы?
— Я очень люблю свою работу. Просто обожаю. Каждый день с радостью прихожу в музей и знаю, что должна сделать, чему себя посвятить. И сегодня, и завтра, и послезавтра. Есть план действий, есть убеждения и принципы, поэтому прогибаться и подстраиваться по