#20 (66)
19 ноября 2012

Как сварить кашу из топора,
или Секреты местного самоуправления

Главная тема

Максим Кузьмин, Светлана Савенок

Раздувать скандалы не в наших правилах. Напротив, всегда стараемся и будем стараться искать конструктив в самых сложных ситуациях. Вот и к не впервые «оскандаленной» теме местного самоуправления пробуем применить именно такой подход. Хотя случай здесь, прямо скажем, изрядно запущенный. И не нам одним сдается, что простой (или даже очень сложной) заменой тех или иных руководящих персон делу не сильно-то и поможешь — пора уже и в «консерватории» что-то менять. Говорят об этом много и многие, но чаще в кулуарах. Мы же посчитали, что диалог нужно переносить в публичную плоскость. И перенесли. На минувшей неделе в студии прямого эфира радио ВЕСНА состоялся прямой и открытый разговор о «болячках» местной власти и способах их «лечения» с участием людей более чем компетентных — главы администрации Кардымовского района Олега Иванова и члена генсовета «Единой России» Игоря Корнеева (в прошлом главы Демидовского района). Предлагаем вашему вниманию основные фрагменты этого диалога.

Кузьмин: — Буквально неделю назад здесь, в студии «Весны», с депутатом Госдумы Францем Клинцевичем и председателем ЦК профсоюза работников СМИ «Труд и творчество» Олегом Пташкиным обсуждались итоги прошедшего накануне в Смоленске круглого стола «Диалог власти и СМИ». Наши сегодняшние гости также принимали участие в работе круглого стола и поэтому прекрасно знают, что разговор там вышел далеко за рамки заявленной темы. В частности, председатель Общественной палаты Смоленской области Елена Ульяненкова поставила вопрос о необходимости серьезной доработки того самого 131 ФЗ, по которому и формируется в нашей стране местная власть. И Клинцевич, кстати, с ней согласился, я цитирую «когда 131-й закон принимался, я говорил, что мы к этой европейской модели не готовы»…

Савенок: — Согласитесь, вопрос о положении дел в местном самоуправлении отнюдь не праздный. Говорили когда то, хватит, мол, вертикали, и вот получили… Только что, собственно, получили? С одной стороны, местная власть никому вроде бы не подотчетна, с другой, на нее «всех собак вешают». Причем, и «сверху» и «снизу». Народ-то ведь хоть на выборы местные и не очень активно ходит, но спрашивает за все свои проблемы именно с местной власти.

Иванов: — Конечно, сегодня основной груз ответственности лежит непосредственно на местном самоуправлении, на главах. В этой модели вертикали власти, о которой вы уже сказали, уже изначально заложены проблемы — 131 ФЗ в том виде, в котором он есть сейчас, я считаю, не очень эффективен.

Савенок: — А какая модель могла бы быть эффективной?

Иванов: — Сегодняшняя политика, в соответствие с которой глава в районе должен быть один, мне представляется верной. Главная проблема ведь не в том, выбирать или назначать. Хуже всего — это «двуглавие», когда человек приходит и не понимает, к кому ему обращаться со своей проблемой, кто первое лицо, а кто второе.

Очень важно выстроить «властную вертикаль». Причем, обе формы управления (с выборными главами и с назначенными) имеют право на существование. Но нужно четко понимать, кто за что отвечает. Должно быть четкое подчинение, а не «отдельные полномочия» главы поселения, района, субъекта, федерации… В этом разделении и есть корень зла. А действующий глава, независимо от того выборный он или назначаемый, должен отвечать за все и, следовательно, иметь возможность повлиять на любой процесс, на любого чиновника. И есть еще одна важная вещь. Если ты за что-то отвечаешь, нужно реально иметь возможность сделать это. То есть все полномочия должны быть обеспечены финансовыми средствами, и эти средства должны быть заложены в бюджете. У нас же сложилось так, что главы отвечают за все, но далеко не все полномочия хоть как-то обеспечены. Жители этого, конечно, не знают. И часто бывает, что люди требуют, например, дорогу построить. Глава бы и рад строить, но у него нет на это ни копейки.

Кузьмин: — Говорят, с деньгами каждый бы справился, а ты без денег попробуй…

Иванов: — К сожалению, именно в такой ситуации сегодня находится местное самоуправление. Мы как солдат из сказки, постоянно варим «кашу из топора». Мы должны сделать все, и никого не интересует как. Но все же лично я считаю, что глава должен быть избран жителями. Потому что доверие населения — это «карт-бланш» для руководителя. При этом любой руководитель должен понимать: есть реальный критерий оценки его деятельности, а, главное, четкая система его отзыва. И в том случае, если он не справляется с доверенной ему задачей, граждане могут лишить его поста. Но и в этом случае не должно быть перевеса в сторону обязанностей без учета финансового положения.

Савенок: — Игорь Валерьевич, а вы избирались каким способом?

Корнеев: — Я был всенародно избранным главой муниципального образования «Демидовский район». Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, для меня имеет большую личностную составляющую. И я соглашусь с Олегом Вячеславовичем в том, что для управляемости территорий лучше бы иметь выборную систему. Хорошо помню по себе, что всегда имел большой внутренний долг перед своими избирателями в Демидовском районе. Мне был выдан аванс, и я должен был его отработать. А оправдывать доверие всегда тяжело… Я отдавал себе отчет, что в ответе за все то, что происходит в районе. С другой стороны, если гражданин приходит ко мне в район решать проблемы своего поселения, значит, глава поселения не в состоянии решить их. И возникает вопрос: а нужен ли такой глава, не проще ли менеджера посадить на его место, наделив его рядом полномочий и обязанностей? Менеджер будет правдиво транслировать все желания населения, давать срез ситуации… Кстати, этого среза нам очень не хватает, как и не хватает диалога между властью и обществом. Для многих управленцев на разных территориях эта тема важна. Ведь не надо забывать, что «избраться» не так сложно, как поддерживать потом народную любовь. Голосуют люди у нас эмоциями, а вот потом смотрят на своего «избранника» бесстрастно, замечая все ошибки. Для руководителя ведь тоже важно понимать, что за его действиями наблюдают. Публичная ответственность за дела должна быть обязательно. Каждую минуту нужно думать, верно ли ты поступаешь.

Савенок: — Вы сейчас сказали, что главой района «избраться» несложно, и в подтверждение этих слов я сразу вспоминаю всенародно избранного главу Вяземского района Игоря Зуева, а точнее его «короткую, но яркую» карьеру у нас в регионе… Вот вам и пример прямых выборов и того, чем они иногда заканчиваются.

Кузьмин: — Таких примеров и в Смоленске достаточно… Но мы все же немного о другом. О том, насколько красивая теория отличается от суровых реалий. Ведь что получается? С одной стороны, глава муниципального образования вроде бы не является винтиком государственной вертикали. Он вроде бы независим (в определенных, конечно, границах) от губернатора, от федеральной власти. С другой стороны, у него нет денег, как верно заметил Олег Вячеславович, даже на минимальное исполнение полномочий, на него возложенных. А в случае неисполнения, именно он будет виноват — и с точки зрения власти федеральной, и областной, и по мнению жителей.

А цель-то изначально благая была — дать людям возможность непосредственно участвовать в управленческих процессах. Но прошли годы, и не знаю, как там, в районах, но даже в областном центре люди не хотят участвовать в элементарном управлении делами своего дома, не то что города. В итоге получается замкнутый круг.

Олег Иванов: «Мы — как солдат из сказки, постоянно варим „кашу из топора“. Мы должны сделать все, и никого не интересует как»

Иванов: — Вы затронули серьезнейшую проблему. Мне кажется, она идеологического характера, и она сегодня существует на уровне всего государства. Знаете, в декабре 2011 года после выборов в Госдуму губернатор собирал нас, секретарей местных отделений «Единой России», и мы обсуждали набранные голоса. Я тогда сказал, что идеологическую проблему нужно и решать идеологически. Поясню примером: на областном уровне ведется активная работа со СМИ, существуют даже специальные отделы. А вот в районах их нет…

Савенок: — Отделы работы со СМИ будут актуальны в том случае, если есть реальные дела, о которых можно говорить…

Иванов: — А кто сказал, что в районах ничего не делается? Или наоборот: почему нам должно быть стыдно за то, что мы делаем? В нашем районе большинство людей, состоящих в партии власти, обычные труженики, простые работники сельсоветов и администраций. Они пытаются что-то создать и сделать.

Савенок: — Сельское поселение маленькое, там, простите, и без СМИ знают, кто «жулики и воры», а кто нет.

Иванов: — Не такое уж и маленькое, это раз, а во-вторых, там идет нормальная полноценная жизнь, и люди тоже не всегда друг другом довольны. Мне кажется, не нужно забывать, что основная, народная жизнь проходит не в «верхушке» власти, а на местах. Как раз в этом ошибка многих СМИ, в том числе смоленских областных — много говорится о вершине политического айсберга и толком ничего о том, что происходит в пятидесяти километрах от областного центра. Между тем, на местах множество интересных партийных инициатив. Например, у нас в районе действует проект «Уютный дом». Это не спущенная сверху «указка», а разработанная на месте схема, благодаря которой каждый житель может реально улучшить свое жилище. Причем, принять участие в проекте можно вне зависимости от партийной принадлежности.

Корнеев: — Я бы тоже хотел привести пример, так сказать, «из жизни». Приехал как-то в одно сельское поселение, где проживает порядка двух сотен жителей. Встретился с активом. И с удивлением узнал, что глава администрации поселения отсутствует… В том смысле, что его просто нет! Точно также нет и главы муниципального образования… Спрашиваю — почему? Мне отвечают: ушли. Потому что бюджет пустой, работать тяжело, и никто не хочет на расстрельную должность. Я удивился: как же здесь люди живут? Никто из местных не был готов взвалить на себя груз административных забот, чтобы обеспечить малую родину простыми благами цивилизации. Зарплата маленькая, а ответственность — выше тех самых крыш, которые протекают… Вот она, еще одна проблема местного самоуправления — отсутствие кадров.

Что касается «выборности» этого уровня местной власти, то здесь могу ответить однозначно: я — за назначение. Решать проблемы можно только при жесткой вертикальной модели, либерализация и демократизация подходят для «более мягкого климата».

Иванов: — Специалист-управленец в районе получает сегодня от восьми до десяти тысяч. Начальник отдела образования в районе получает до 15 тысяч рублей в месяц. Разве согласится молодой перспективный специалист работать за 8 тысяч рублей? И при этом, никакой социальной поддержки для районных муниципальных служащих не предусмотрено.

Кузьмин: — Раз уж мы заговорили о финансовой обеспеченности полномочий, не могли бы вы пояснить, сколько Кардымовский район должен иметь налоговых сборов, чтобы существовать безбедно?

Иванов: — Вся сумма «безбедного существования района» составляет около 80 миллионов рублей, и нам из нее не хватает на сегодняшний день порядка 60 миллионов. Это без учета развития и «рывка вперед». У нас, по сути, один источник дохода: налог на доходы от физических лиц. Мы посчитали, что в рамках действующего законодательства нам нужно создать порядка 16 тысяч рабочих мест со средней зарплатой в 12 тысяч рублей, чтобы получить налогов на необходимую сумму. Это при том, что все наше население равно 12 тысячам человек… Либо те налогоплательщики, которые у нас уже есть, должны получать 65 тысяч рублей в месяц, что, согласитесь, также нереально.

При этом все наше планирование в плане бюджетных отношений заключается в том, что сколько бы мы не зарабатывали, привлекая новых инвесторов, все равно мы не будем в плюсе. Абсурд в том, что глава может ничего не делать. «Все лишнее отберут, а что положено — дадут». Именно таков всегда был секрет нашего местного самоуправления. Если мы сегодня создали новое предприятие, работаем с инвестором, почему бы нам не оставить ту дельту, которая есть?

Или еще пример: нас часто укоряют в том, что мы не участвуем в тех или иных областных программах. Но практически каждая из них подразумевает софинансирование. Где брать на это средства опять же непонятно, ведь большинство наших районов дотационные, не забывайте.

Игорь Корнеев: «Не надо забывать, что „избраться“ не так сложно, как поддерживать потом народную любовь. Голосуют люди у нас эмоциями, а вот потом смотрят на своего „избранника“ бесстрастно, замечая все ошибки. Для руководителя ведь тоже важно понимать, что за его действиями наблюдают. Публичная ответственность за дела должна быть обязательно»

Савенок: -То есть менять закон нужно?

Корнеев: — Разумеется. Но здесь нужно четко понимать — что менять в законе и в какую сторону. Думаю, подход должен быть комплексным. Есть высшее должностное лицо — губернатор области, фигура выборная. Есть глава района и, на мой взгляд, он должен быть один, без разделения полномочий. И его, я считаю, тоже нужно избирать. А вот дальше, так как глава отвечает за всю деятельность в районе, вполне можно дать свободу назначения непосредственно ему, главе. И пусть все несут персональную ответственность. Ведь сегодня, как мы уже говорили, убрать с должности всенародно избранного чиновника невозможно. Он может сидеть на своем кресле и ничего не делать совершенно безнаказанно. И, конечно, нужны действенные механизмы по отзыву избранного главы.

Иванов: — Сегодня мы упускаем еще один важный момент: у нас большое разделение полномочий между областью, федералами и местной властью. Раньше была четкая вертикаль, а сегодня никто никому не подчиняется. При этом для людей нет разделения полномочий на губернаторские, федеральные и прочие. Глава за все отвечает, считают они. Думаю, что сегодня все муниципальные назначения должны «завязываться» на руководителях районов, также как и на губернаторе. Согласование руководителей федеральных структур с руководителями регионов тоже должно быть обязательно, чтобы понимать, кто что делает, кто за что отвечает. К тому же, давайте не будем забывать — никто из нас не захочет жить там, где нет перспективы. Это любой должности касается. Так что решения нужно принимать исходя из стратегии развития той или иной местности.

Кузьмин: — Так получается, что во всех наших чаяниях и надеждах мы все равно смотрим вверх нашей государственной вертикали, понимая, что от нас, наверное, что-то зависит, но все равно мало что. Наш сегодняшний разговор найдет место на страницах журнала «О чем говорит Смоленск», и один из экспертов по этой теме, глава одного из сельских поселений Смоленской области, так назвал свой небольшой комментарий: «Местное самоуправление это не глава и не депутаты. Это люди. Но они об этом пока мало знают». А мне кажется — вообще не знают. Но все-таки я надеюсь, что какой-то вклад в то, чтобы побольше порядка стало на нашей смоленской земле, можем внести и мы. Будем считать этот разговор таким небольшим вкладом.

«В Чехии нет никакого смысла что-либо менять в местном самоуправлении»
Валерий Гольников, руководитель агентства дизайна COALLA

Волею судеб я живу в Чехии уже почти четыре года, правда, половину этого временного срока так или иначе провел в России и с недавнего времени Украине. Когда меня попросили написать об устройстве самоуправления в Чехии в сравнении с российскими реалиями, я, если честно, глубоко задумался над этим вопросом, потому что за четыре года у меня и мысли не возникало о том, как тут все устроено. Все работает, и мне, собственно, недосуг разбираться. Дворники метут, мусор вывозят, дороги отличные, подъезд с мылом моют раз в неделю, траву стригут три раза в неделю… Так зачем мне еще вникать в проблемы самоуправления?

Поэтому напишу, что знаю из того минимума, с которым так или иначе сталкиваюсь.

Начну с того, пожалуй, как обстоят дела с детскими садами. 1-го апреля ты должен пойти в понравившийся садик и записать туда ребенка. Взять справку от врача о прививках, и на этом мытарства заканчиваются: 1-го сентября можно вести ребенка в садик. Если ты хочешь попасть в садик среди года, нужно отправиться в местную «администрацию района» — Уржад и уточнить, есть ли свободные места в садиках, находящихся по периметру. У нас была проблема, и место нам искали где-то неделю. Никаких денег, очередей, взяток мы никому не платили. Через неделю ребенок пошел в садик на расстоянии одного километра от дома.

В школу попадают так же, как и в детсад. 1-го апреля идешь в школу и записываешь в нее ребенка. Причем, в этот день ребенок знакомится со школой, старшие ученики проводят конкурсы и викторины с детьми и дарят будущим первоклашкам подарки. Каждая школа старается, чтобы конкурсы и подарки были интереснее, чтобы ребенок попал именно в их школу.

В каждом Уржаде работают различные чиновники, которые решают проблемы детских пособий и пособий по безработице, проблемы с садиками и школами (видимо, и другие проблемы, с которыми мы еще не сталкивались). Также там есть нотариус, готовый сделать любой необходимый нотариальный документ. Нотариальную копию можно сделать и на любой почте за 50 рублей (в пересчете на российские деньги).

Существует Уржады для автомобилистов и отдельный — для работников и защите их прав. Везде примерно одна и та же система — электронные очереди, и больше пяти минут я еще нигде не ожидал.

Очень интересны местные налоговые: в огромных зданиях, оставшихся с былых времен, всегда мало людей (видимо, вся отчетность сдается в электронном режиме) и очередей более пяти-десяти человек я не видел.

По всей видимости, в Чехии существуют депутаты и парламент местного самоуправления, но я не знаю, кто они и как избираются. Да и голосовать я не имею права. Из всей политической жизни Чехии знаю только, что президента зовут Вацлав Клаус и что он очень забавный человек. Например, периодически он сам ходит в супермаркет за продуктами.

В целом все работает как часы. И смысла что-либо менять в Чехии в этом самом самоуправлении нет никакого.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/066/03