#6 (297)
24 Июня 2024

Памятник Софийскому полку

Смоленское наследие

Так получилось, что один из самых известных смоленских памятников торжественно открывался дважды. И в нынешнем июне исполняется 110 лет его окончательного, «официального» появления в Смоленске.

На Королевском бастионе, за оградой стадиона «Спартак» (или уже бывшего стадиона?) стоит памятник Софийскому полку. Он установлен в честь участия этого войскового подразделения в Отечественной войне 1812 года.

Памятник был сооружен силами дислоцировавшегося в Смоленске 2–го Софийского пехотного полка Александра III, на собранные им средства. Сделали его из портландского цемента, привезенного из Риги. Автором проекта выступил рядовой 7–й роты Софийского полка смолянин Борис Цапенко, выпускник Московского училища ваяния и зодчества, сын директора народных училищ Смоленской губернии.

Возведение памятника было крайне спешным, так как зодчие стремились успеть отстроить памятник к юбилейному 1912 году и визиту в Смоленск императорской семьи. Из–за спешки проект памятника не был официально утвержден, а вместо заявленных в проекте мраморных или бронзовых деталей на нем первоначально установили деревянные.

Первоначально открытие, как и предполагалось, приурочили к 100–летию обороны Смоленска — 5 августа 1912 года.

Существует версия, что посетивший Смоленск несколько недель спустя Николай II не подошел к нему, хотя и оглядел издали Королевский бастион. Этим он, якобы, продемонстрировал «царскую опалу Софийского полка» из–за случившегося накануне на Ходынском поле в Москве инцидента. Во время юбилейного смотра войск из рядов присутствовавшего на Ходынке Софийского полка к императору выбежал рядовой 4–й роты Григорий Батурин, держа в одной руке винтовку, а в другой — жалобу на то, что его, единственного кормильца в семье, забрали в солдаты. Разумеется, добежать до Николая II он не сумел — его «свалили удары царских нагаек». В результате Батурина отправили на каторгу, а император остался недоволен дисциплиной в полку. Однако достоверных подтверждений такой не самой доброй версии нет.

Памятник представляет собой высокий четырёхгранный обелиск в форме пирамиды с шестью поддерживающими его колоннами на круглом ступенчатом основании. На вершине установлен бронзовый парящий орёл — символ славы и мужества русского воина. Обелиск имеет четыре неглубокие горизонтальные ниши, в которые были вделаны доски с текстами об истории и заслугах полка. Доски находились также в углублениях колонн.

В сентябре 1913 года, через год после установки, существование памятника, было, наконец, признано и допущено гражданскими властями. К этому моменту уже шла его «реставрация», а точнее доработка, закончившаяся окончательным, торжественным открытием памятника 30 мая (12 июня) 1914 года.

Надо отметить, что первоначально обелиск задумывался как надгробный монумент (Королевский бастион стал по–настоящему братской могилой для сотен русских солдат, павших в битве за Смоленск). Поэтому, согласно традиции, он был увенчан крестом. Однако к моменту его «второго» открытия в 1914 году его сменил орел. В это же время деревянные части — памятные доски, повествующие об истории и заслугах полка, а также вензеля его августейших шефов — были заменены металлическими.

В годы Первой мировой войны Софийский полк был разбит в районе Мазурских озер (территория современной Польша). Автор проекта памятника — Борис Цапенко оказался в плену, из которого вернулся только в 1918 году. Сначала он работал художником в смоленском отделении Пролеткульта, затем уехал в Москву, где занялся живописью. Одна из его картин («Допрос на исповеди») хранится в смоленском музее–заповеднике. С началом Великой Отечественной войны Цапенко вступил добровольцем в дружину противовоздушной обороны. Скончался он от инфаркта 19 декабря 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны оформление наружных плоскостей монумента было полностью утрачено.

Памятник реставрировали в 1950 году. Два года спустя на нем появилась новая мемориальная доска: «Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков».

К 2011 году памятник пришёл в аварийное состояние. В том же году его отреставрировали в последний раз. На обелиск вернулись утраченные в годы войны вензеля и крест.

 

фото: smoladmin.ru

 

Николай II дважды бывал в Смоленске — в 1912 и 1915 году

Во время первого визита, 31 августа 1912 года, император посетил Cвято–Успенский кафедральный собор (см. фото), осмотрел Королевский бастион и памятник воинам Софийского полка, а также бульвар 1812 года (ныне — Сквер памяти Героев). Он был лично открыт Николаем II в память о героях Смоленского сражения 1812 года.

Второй приезд императора происходит во время Великой Войны. В 1915 году русская армия доблестно сдерживала натиск немецких захватчиков. Враг совершает попытку прорыва по направлению на Минск, что в дальнейшем открывало ему дорогу на Смоленск и Москву. В этот ответственный период император лично возглавляет войска с глубокой верой в победу. Осенью 1915 года вражеское наступление было остановлено, причём задолго до центральных районов России. Ни к Москве, ни к Смоленску врага не пустили. Император верил не только в победу, но и в своих солдат. Он лично посещал фронтовые части, а также госпитали с раненными. 20 ноября 1915 года император Николай II посетил все госпитали и лазареты Смоленска, общался с солдатами, лично вручал награды.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/297/05