Давай останемся дома
Екатерина Сидоренко
Образование
Как получить диплом московского вуза, не выезжая из Смоленской области?
Ещё до приезда в Смоленск премьер–министра Михаила Мишустина в апреле прошлого года было очевидно, что вектор высшего образования несколько изменил своё направление. Но визит главы кабмина ясно подсветил: стране (как и региону) нужны инженерные кадры. Причём нужны не на год–два, а на перспективу. Для решения такой задачи требовалось (всего лишь) создание своей «инженерной кузницы». Но ресурсы вузов региона были ограничены и не могли решить эту задачу без помощи извне. Союзниками были выбраны ведущие университеты страны, совместно с которыми в регионе стало возможным создание сетевых образовательных программ — комплексных программ, созданных путём сложения ресурсов и возможностей нескольких вузов и предприятия–заказчика.
Если кратко: базовое образование будущие кадры получают на малой родине, а специализированное — в Москве. Точкой старта был выбран Смоленский государственный университет. В этом году здесь стартовала сетевая программа с МАИ и Смоленским авиазаводом. Успешный старт позволил положить начало сотрудничеству с МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ ВШЭ и МГСУ. В преддверии приёмной кампании мы задали все актуальные вопросы по теме сетевых образовательных программ ректору СмолГУ Михаилу Артеменкову.
— Михаил Николаевич, в чём заключается суть образовательных программ?
— Суть сетевых программ заключается в том, что современное качественное образование можно получить только объединяя ресурсы. Ни у одной образовательно организации, любого университета, по большому счёту, всех необходимых ресурсов нет. Только путём синергии этих ресурсов, усилий, методик, подходов можно получить какой–то качественный результат. Отсюда появляются сетевые образовательные программы как способ объединения этих ресурсов.
— Почему московским университетам интересно сотрудничать со СмолГУ?
— Здесь ответ лежит в двух плоскостях. Первая: всем университетам очень важно взаимодействовать с работодателем. Существенно, что под всеми такими программами лежит не только сотрудничество между двумя университетами, а, что более важно, что сотрудничество трёхстороннее — ещё одной стороной выступает «заказчик образования», партнёр, в интересах которого происходит подготовка кадров. Ведущие московские университеты видят свою задачу в том, чтобы подготовить специалиста для региона. Подготовить человека в Москве можно, но он, как правило, не вернётся в родной регион. А для тех ребят, которые хотят остаться в регионе и получить качественное образование с гарантированным и очень качественными образованием и трудоустройством (с точки зрения зарплаты, карьерного роста), СмолГУ, московские вузы и правительство Смоленской области создают необходимые условия. Смоленские ребята привязаны к региону будущим трудоустройством и получают современное качественное образование благодаря сетевым программам.
Кроме того, мы понимаем, что структура производства в регионе серьёзно изменилась в сравнении с советским периодом или «нулевыми» годами. В Смоленской области активно развивается производство, связанное с машиностроением, приборостроением, а структура подготовки кадров с высшим образованием осталась, по сути, советской. Понятно, что на пустом месте выстроить современное качественное инженерное образование, о котором сейчас все говорят, — невозможно. Для того, чтобы процесс был запущен, чтобы в Смоленске начала формироваться своя инженерная школа, нужна синергия разных участников. Сетевые программы — задел на будущее, задача в том, что в рамках этих программ мы бы не только готовили кадры, но и создавали кафедры, преподавательский состав, который будет формировать серьёзную инженерную школу в регионе. Это долгая программа, не надо думать, что она появится через год или пять лет, скорее, это программа десятилетия. Это шанс, которым мы можем воспользоваться.
— Есть ли к этому основания?
— Да, мы начинали сетевые программы с программы «Радиотехника» с компанией «Завант», она реализуется уже третий год, есть серьёзные результаты: бакалавры, которые работают в компании и продолжают учиться (получилось такое практико–ориентированное обучение). Важно, что мы открыли не только бакалавриат по радиотехнике, но и аспирантуру. Это означает, что мы готовим по этому очень серьёзному направлению, которое входит в приоритетное, поскольку это всё, что связано с РЭБ, беспилотниками и другой перспективной повесткой, кадры высшей квалификации — аспирантов, которые станут кандидатами и докторами наук. Это и есть основа новой школы.
— Почему именно СмолГУ был выбран для реализации таких программ?
— Университет обладает очень серьёзными компетенциями в плане базовой подготовки. В данном случае мы говорим о той базе, которую должен получить инженер — он должен знать физику, высшую математику, основы современных информационных технологий. Эти компетенции в университете давно существуют, развиваются и получили высокую оценку со стороны наших московских коллег. МАИ, ВШЭ и другие вузы провели со СмолГУ большой аудит того, что может сделать университет, мы понимаем, что базовую подготовку инженеров СмолГУ может осуществить на том уровне, который московские вузы считают сопоставимым со своим уровнем. И, конечно, университет обладает сильными социо–гуманитарными компетенциями. Мы понимаем, что современное образование — это воспитание гражданина, социально активной личности, привитие soft skills, навыков коммуникации, лидерские качества. Всё это в СмолГУ есть на высоком уровне, поэтому коллеги понимают, что базовая подготовка здесь может осуществляться. В специальной подготовке нужно участие московских вузов, потому что это — преподавательский состав, лаборатории. Конечно, огромную роль в развитии высшего образования в Смоленске будет играть создание межвузовского кампуса, в котором закладываются очень серьёзного уровня лаборатории. Такие практико–ориентированные пространства будет создавать, например, Смоленский авиазавод в рамках подготовки программы с МАИ.
— Но строительство кампуса займёт не один год, а часть образовательных программ, которые могут потребовать тех самых лабораторий, продолжат реализовываться в новом году. Возможно, что СмолГУ будет сотрудничать с учреждениями профессионального образования в части использования их мастерских и лабораторий?
— Кампус не стройка десятилетия, первая очередь должна быть завершена в 2027 году. В этом плане мы движемся очень последовательно, потому что к этому моменту общая подготовка, для которой база у университета есть, будет завершена, начнётся специальная подготовка — здесь появятся лаборатории. Мы рассчитываем, что если нам потребуется взаимодействие со средними образовательными организациями, которые обладают очень серьёзной материально–технической базой и базой подготовки специалистов, то мы получим хорошее взаимодействие, поскольку наша общая задача — подготовка кадров для региона.
— Резюмируем: на что могут рассчитывать ребята, которые поступают на сетевые образовательные программы в СмолГУ?
— Самое главное, что отличает сетевые программы — ребята могут получить в Смоленске очень востребованное, качественное образование, которое гарантирует им трудоустройство высокого уровня (с точки зрения зарплаты и интереса профессии). Это то, что ранее в рамках региона получить было невозможно. Есть и социальная, внеучебная, часть: ребята получают возможность познакомиться с культурой сразу нескольких университетов, пожить в нескольких кампусах, получить толчок для саморазвития, что в других программах точно невозможно получить. В целевых программах — с МАИ и МГТУ имени Баумана — есть и ряд дополнительных мер поддержки студентов. Так как заказчиком является СмАЗ, то ребята получают солидную стипендию, право проезда — это в дополнение к стипендии от вуза. К тому же, ребята считаются студентами столичных вузов, что даёт им возможность на льготы в период проживания в Москве. Юноши имеют возможность пройти обучение в военных учебных центрах — после окончания вуза они зачисляются в запас и не служат в армии.
— Подходит к концу учебный год, можем ли мы подвести промежуточные итоги существования сетевой программы с МАИ? Все ли ребята «дошли до финиша»?
— Пятьдесят ребят, которые поступили на программу, дошли до конца первого курса и сдают вторую сессию. Конечно, спрашивать надо у ребят, только они могут дать главную оценку нашей работе. Но по моему общению со студентами есть два вывода. Первый: «Нас не обманули». Всё, что обещали, вузы реализовали. Вряд ли кто–то из студентов имеет возможность на первом курсе встретиться и поговорить с ректорами двух вузов, вряд ли кого–то приветствовал губернатор региона — а у ребят это было, это важно, что они видят внимание к себе. Второе: ребята оказались включены в жизнь обоих вузов и обрели себя в рамках СмолГУ и взаимодействуют с МАИ. Современное образование — это не только время за партой и конспектами, но и большая внеучебная и научная жизнь. Всё это у ребят есть в полном объёме.