Елена Пятковская: «Покупателей в беде мы не бросаем»
Городская аптека. Лица компании
«О чём говорит Смоленск» и «Городская аптека» продолжают совместный проект «Лица компании», в котором мы рассказываем читателю о людях, составляющих самый главный — человеческий — капитал крупнейшей в Смоленске аптечной сети.
Герой этого номера — Елена Пятковская, фармацевт аптеки на улице Городнянского, д.2. По собственному признанию, Елена работает в этой профессии «всю свою жизнь» — её фармацевтический стаж работы прерывался только на декретный отпуск.
В начале 1980–х годов Елена окончила Калужское фармацевтическое училище и по распределению приехала на работу в Смоленск. Работала в производственном отделе 115–й аптеки на улице Шевченко, затем — в аптечной сети «Ромашка».
«Мне всегда нравилась медицина, всегда хотела связать с нею свою жизнь. Изначально хотела поступать в медакадемию, но в итоге решила выбрать фармацевтику. Оказалось, это моё. Я люблю общаться с людьми, люблю что–то делать своими руками», — рассказывает Елена.
— Елена Николаевна, если сравнить фармацевтику 1980–х годов с сегодняшней российской, в чём разница?
— Тогда, наверное, было больше любви к людям. Когда я работала в производственной аптеке, лекарства мы изготавливали с особенной любовью, понимая, что они принесут пользу человеку. Отдача позитивной энергии была. Вы только представьте себе изготовление, например, глазных капелек для новорожденного. Как можно делать их без особой любви!.. Мы варили микстуры, делали свечи, изготавливали порошки, пилюли и глазные капли. Всё делали сами, по рецепту.
— Двадцать, тридцать, сорок лет назад в аптеки приходили такие же люди, с такими же заболеваниями. Тогда и сейчас они покупали одни и те же препараты?
— Сейчас намного больше препаратов, их разновидностей. Очень много дженериков. Сейчас зачастую можно один препарат заменить другим. А раньше это было довольно проблематично. В советские времена импортные препараты были в большом дефиците. Ту же «но–шпу» было очень трудно купить. Собственного советского фармпроизводства не хватало, поэтому мы многое и делали в аптеке своими руками. Помню, даже собственноручно обкручивали пергаментной бумагой и обвязывали ниточками стерильные препараты, отправляя их затем в больницы.
— В Смоленске только–только закончился тотальный карантин в школах. Помимо этого, многие из нас с опаской смотрят новости о распространении по планете коронавируса и борьбе с ним. Всё это приводит к ажиотажному спросу на такие, казалось бы, непритязательные раньше аксессуары, как защитные маски. Кстати говоря, в вашей аптеке они есть в продаже?
— Те запасы, которые были, раскупили. Но мы держим небольшое количество для экстренных случаев. Вы правы, ажиотаж был, и здесь СМИ сильно «подогрели» смолян. Брали сразу по нескольку упаковок (по три или по пять масок в каждой). При этом мы продавали пять масок за тридцать рублей. То есть, одна маска — шесть рублей.
— Вообще насколько эффективно такие маски защищают от вирусных инфекций?
— Плохо защищают. Для того, чтобы маска хорошо защищала, она должна максимально плотно прилегать к лицу человека, не должно быть никаких щёлочек или дырочек. Обычные маски, которые продаются в аптеках, таким свойством не обладают. Кроме того, маску обязательно необходимо менять каждый час. Получается, что на один день нужно десять–пятнадцать таких масок. Хотя, если маску носит болеющий человек, это предотвращает распространение его болезнетворных микробов. В таком случае его домашние находятся под меньшим риском заразиться, чем если бы он ходил по квартире без маски.
В целом, можно порекомендовать в большей степени носить маски тем, кто болеет. Сидите дома, пошли в магазин или поликлинику — в любом случае обязательно надевайте маску, чтобы ненароком не заразить окружающих.
— Что вы как фармацевт рекомендуете при вирусных инфекциях?
— Если вы заболели, первым делом идите к врачу. Он вам сделает назначение. Здесь рекомендовать конкретные препараты для лечения я как фармацевт не имею права. С точки зрения же профилактики вирусов рекомендую пропить курс витаминов. Начиная от обычной аскорбинки и заканчивая «Компливитом», «Витрумом» и другими витаминно–минеральными комплексами. Вообще, осенью и весной рекомендуется витаминчики пропивать. Можно попринимать эхинацею (настойку или таблетки). Есть ряд препаратов, в составе которых эхинацея присутствует, например, «Имунал».
Также рекомендую чаще проветривать помещения, больше гулять на свежем воздухе, заниматься физической нагрузкой, плавать — кому что нравится. Это всё в совокупности помогает укрепить иммунитет.
— А народная медицина в профилактике и лечении гриппа и ОРВИ — как вы относитесь к такому подходу?
— Положительно. Можно полоскать горло настоем ромашки, календулы. Солевые растворы тоже хороши — пришёл с улицы, промыл нос простой солёной водичкой. Можно даже кипяченой, если соль доставляет неприятные ощущение в носовой полости.
— Говорят, что простое промывание носа обычной солёной водой способно полностью защитить человека от вирусных инфекций.
— Во–многом это так. Это очень полезная процедура. И, возвращаясь к разговору про маски, хочу добавить, что здоровый человек должен использовать все имеющиеся способы: носить маску, пить витамины, чаще проветривать помещение, полоскать нос, гулять на свежем воздухе и т.п.
— Бывает, люди хотят купить себе недорого «индульгенцию» от болезни. Ту же маску — купили, надели, и всё.
— Так, к сожалению, не бывает. Надо следить за собой.
— Расскажите свой обычный будний день в аптеке: в какое время и кто из посетителей к вам приходит?
— Мы открываем аптеку в 8.30, и в это время обычно есть поток посетителей, которые спешат в аптеку по пути на работу или в поликлинику. Тридцать–сорок минут наблюдается ажиотаж. Потом часов до 11 в аптеке тихо. Далее начинают подтягиваться дедушки и бабушки, их «аптечное время» продолжается где–то до 15 часов. Далее до 17 — 17.30 опять небольшой «перерыв», когда мы обычно занимаемся товаром, витринами. А с 18.00 до 20.30 — традиционный вечерний поток покупателей из числа тех, кто возвращается с работы домой.
— У вас больше постоянных покупателей или проходящих?
— Больше постоянных. У нас в районе много бабушек, молодых матерей, и мы многих из них давно знаем в лицо.
— Как это отражается на их предпочтениях в выборе лекарств?
— Когда человек приходит к своему лечащему врачу, тот зачастую не интересуется уровнем достатка своего пациента, есть ли у него возможность купить тот или иной препарат. И во приходит к нам в аптеку, допустим, бабушка с рецептом от врача. Она знать не знает, сколько стоит выписанный ей препарат. Поэтому иногда, когда мы озвучиваем сумму, у человека случается настоящий шок. В таком случае мы начинаем выяснять, если ли замена выписанному препарату подешевле. Если бабушка не может лишний раз сходить в поликлинику, мы сами позвоним в поликлинику прямо из аптеки, поинтересуемся, чем можно заменить выписанный препарат без ущерба здоровью. Врач спросит, что у нас есть в аптеке, и мы попытаемся найти альтернативы подешевле.
Одним словом, покупателей в беде мы не бросаем.
— Получается, такая социальная невнимательность врача (назовём это так) приводит к тому, что смолянам порой приходится сильно увеличивать свои аптечные расходы?
— Может быть, из–за загруженности врачей, может быть, по какой–то иной причине… Но они пишут одно и то же, несмотря на то, кто перед ними: обеспеченный человек или бабушка с пенсией в десять тысяч рублей.
— По соседству с вашей аптекой расположены две школы и детский сад. Их питомцы заходят в вашу аптеку?
— Да, школьники покупают витаминки, гематогенки. У нас в прикассовой зоне есть небольшая витрина специально для детей. Там как раз собраны вместе «фру–фру», аскорбинки, гематогенки. И вот когда мамочки идут из сада, их дети уже знают «свою» витрину.
— Местные покупатели пользуются у вас теми же скидками, что и случайные, проходящие?
— Ежедневные скидки в «Городской аптеке» для пенсионеров — до 10 процентов при предъявлении пенсионного удостоверения, и неважно, откуда к нам пришёл или приехал человек (улыбается). По воскресеньям скидки больше — до 15 процентов на весь ассортимент. Кстати говоря, поэтому по воскресеньям у нас поток покупателей увеличивается в три раза.
— Как «Городская аптека» гарантирует качество продукции?
— Мы работаем только с проверенными поставщиками — ведущими российскими и европейскими фармпроизводителями, которые предоставляют нам всю необходимую информацию по качеству лекарств, а также гарантийные письма на свою продукцию. Этими письмами мы подтверждаем нашим покупателям, что все лекарственные средства и медтехника поступают в аптечную сеть «Городская аптека» напрямую от крупнейших производителей или же от национальных российских дистрибьюторов.
Также мы всегда очень чётко соблюдаем условия хранения лекарств. А в самой компьютерной программе заранее видим, что у того или иного препарата через полгода истекает срок годности. В нашей аптеке просто нереально продать просроченный препарат, программа выдаст ошибку при формировании чека, и фармацевт это сразу увидит. То же самое касается и всех аптек «Городской аптеки».
Если же срок годности препарата подходит к концу, мы обычно его уценяем, причём скидка может составлять до 70 процентов.
— Интересно, смоляне чаще радуются такой скидке (как возможности существенно сэкономить) или, наоборот, относятся настороженно (опасаясь конца срока годности)?
— Одни не хотят покупать такие препараты с подходящим к концу сроком годности. Говорят, дайте нам пусть и дороже, но посвежее. Есть у нас один дедушка, так он требует, чтобы ему давали только «самые свежие» препараты. «Сенадол» таблеточки дайте мне, только чтобы были свеженькие!» — «Есть от января 2019 года.» — «Ага, это посвежее. Давайте!»
Другие утверждают, что ничего страшного, я успею их пропить, давайте по скидке. В целом, если человек уверен, что до завершения срока годности он использует купленный по «флеш–скидке» препарат, есть смысл сэкономить. В противном случае нужно помнить, что просроченные препараты нужно в обязательном порядке выкинуть в мусорное ведро — принимать их категорически нельзя.
— Вы ходите по другим аптекам в Смоленске?
— Хожу.
— Какие отличия от «Городской аптеки» бросаются в глаза?
— У нас в «Городской аптеке» всё такое доброе, всё делается для людей. Не то, что в некоторых федеральных сетях, где фармацевту ставятся задачи: сегодня нужно продать такого–то наименования столько–то. Продать кровь из носу. Чтобы что–то подобное было в «Городской аптеке» — я даже представить не могу. Мы работаем для людей, для души и с душой. Без навязывания. Можем что–то посоветовать, если человек растерялся. Но навязывать, давить — это никогда.
— Как можно почувствовать, что на вас давят, что вам пытаются что–то «впарить»?
— «А возьмите это…» «А вот ещё это…» «А вместо этого лучше вот это…» Если вы как покупатель начнёте чувствовать себя в аптеке неуютно, это первый признак того, что на вас начинают «давить» с противоположной стороны прилавка.
— Вы подстраиваете ассортимент препаратов в вашей аптеке под нужды местных покупателей?
— Конечно. Мы хорошо знаем своих покупателей, знаем, что они обычно покупают, исходя из этого составляем план закупок, чтобы не допускать просрочки или залеживания товара. При этом стараемся также расширять ассортимент в части новых препаратов: противовирусных, витаминов, БАДов и других.
Выкладка препаратов в нашей аптеке ведётся по группам: витамины, БАДы, рецепты врача, средства для мужского здоровья, средства контрацепции и т.п. Поэтому любой посетитель может быстро сориентироваться, что и где ему посмотреть. А если возникают затруднения — сразу спрашивайте фармацевта «Городской аптеки», он подскажет и поможет.
— Среди ваших покупателей каких больше: добрых или злых, угрюмых или радушных?
— Бывает, конечно, и покупатели без настроения. Но в большей степени все они хорошие. Приходят и с горестями, и с радостями, и с юмором. Одна бабушка приносит нам свои пироги и оладушки, подкармливает нас. Вот такое отношение. Дорогого стоит. Значит, мы заслужили.
на правах рекламы.
имеются противопоказания.
необходима консультация специалиста.
лицензия ЛО–67–02–001132 от 6 июня 2019 г.