#2 (226)
02 Марта 2020

Наталья Беликова. В ответе за тех, кого приручила

Леся Томашова

Общество

Большие заботы и маленькие радости собачьего приюта в Смоленском районе.

О собачьем приюте Натальи Беликовой наверняка знают те, кто интересуется темой бездомных животных в Смоленской области. Мы уже писали о круглом столе, организованном в конце прошлого года на базе Общественной палаты Смоленской области по инициативе регионального отделения Союза журналистов России. Помимо Натальи Беликовой, в мероприятии тогда приняли участие общественники и представители региональных СМИ. И вот, в продолжении круглого стола журналисты познакомились с работой ветслужбы и побывали в собачьем приюте Натальи Беликовой, который располагается в деревне Туринщина Смоленского района.

Была радиотехником — стала собачницей

Приют — это несколько гектаров земли, обнесенных сеткой. Часть животных содержится в теплых вольерах. (Их строительство — дорогое, и не «удовольствие», а необходимость. Один такой вольер стоит порядка 100 тысяч рублей, включая вознаграждение рабочих). Большинство же четвероногих вольно бегает по территории, припадая к сетке своими любопытными носами, когда сюда приезжают гости.

По сути приют существует здесь 2 года, однако его история началась гораздо раньше — почти 20 лет назад. С огромного желания сына Натальи Беликовой завести собаку. Сначала в семействе появился один пес, потом другой (сердобольная соседка предложила взять бездомного щенка на передержку), потом третий, десятый и так далее…

«Я тогда решила продать квартиру в Смоленске и переехать к Красный бор. Купила подсобное помещение магазина, пришлось работать на трех работах и нанимать человека, который в мое отсутствие смотрел за собаками. А потом псов стало столько, что люди в округе начали возмущаться…» — вспоминает Наталья Беликова.

Так появилась идея организовать приют. Вскоре помогли добрые люди.

«Спасибо Максиму Александровичу Степанову [руководитель АО «Монолит», депутат Смоленской областной Думы — авт.], я на его предприятии 17 лет отработала кинологом, он выкупил для нас 2,5 га земли, благодаря ему появились первые вольеры, установили первые столбы, появился свет, — рассказывает Наталья Беликова. — Сюда вложено столько терпения, труда и здоровья! За 2 года проведена колоссальная работа, создана инфраструктура, много собак было спасено. Вот так, была радиотехником — стала собачницей».

Да–да, за плечами хозяйки приюта — 13 лет службы в космических войсках.

От всей души благодарю!

Наталья Беликова не устает благодарить тех, кто поддерживает её и оказывает всяческую помощь. С особой теплой говорит о смоленском губернаторе Алексее Островс­ком, который также не остался в стороне от нужд приюта:

«Благодарны Алексею Владимировичу — он нам помог с лесо– и стройматериалами. Спасибо заместителю председателя Госдумы Сергею Неверову, который перевел деньги и за счет этих средств мы обустроили еще один теплый вольер…»

Приюту помогают и простые граждане, кто–то кормами, крупой или стройматериалами, порой приезжают волонтеры или просто знакомые. Попробуй–ка наготовь, убери и присмотри за этой оравой! К тому же надо подойти к каждому питомцу, посмотреть, как он кушает, играет, поговорить и погладить. И так — несколько раз в день.

Как Беликовой удаётся управляться со всеми питомцами — лично для меня осталось загадкой. А подопечных у нее 240 душ — разного возраста, размера, и кончено, каждый — со своим характером.

«Все они добрые воспитанные, коммуникабельные, вы сами убедитесь. Люблю всех, но держу в строгости», — признается Беликова. Помогает опыт кинолога, и, конечно, бесконечная любовь к животным. Никаких «Сидеть!», «Фу!» и «Место»… Общение происходит как с детьми, так она и зовет их ласково. Только слышится: «Дуся, ты плохо себя ведешь!», «Антошка, не лезьте к нему», «Давидик, Тарасик…».

«Как вы всех их помните и не путаете?» — спрашивают журналисты. «Это же все мои дети», — отвечает хозяйка.

Собачья доля

У всех животных этой стаи не только свое имя, но и своя непростая история — судьба, наверное, все–таки счастливая, раз она привела их в приют. И некоторым это спасло жизнь. Девочку Чернулю привезли из Пржевальского с опухолью, собаке сделали операцию и провели 4 курса химиотерапии. Дик — мальчик–«железнодорожник», прозванный так за то, что его нашли и доставили с территории железнодорожного вокзала с травмой. Предполагают, что его ударило составом.

Есть пес–инвалид из московского приюта. Наталья Беликова пожалела беднягу и взяла к себе, здесь для него созданы просторные условия и обустроен отдельный вольер. Летом приют пополнился 14 собаками из Богородицкого. После нападения «неведомого зверя» на местные сараи с курами и козами (история с «Чупакаброй» получила громкую огласку) население обозлилось на собак. Кто–то в отместку подвесил бездомного пса.

Беликова говорит: денег за устройство псов приют с людей не берет. Хотя пришлось ограничить прием собак. «Стабильности с финансами нет никакой. А животных — валом. Поэтому сейчас я беру только тех, кто обречен», — поясняет она.

Такими обреченными стали щенки из Вязьмы, их хозяин–инвалид скончался, и 15 малышей остались без присмотра. Появились серьезные опасения за их жизни. Для 4–х сирот новых хозяев уже нашли. А для 11 срочно строят вольер.

О гостях. Желанных и не очень

Всех вновь прибывших ожидает не только миска и регулярное питание, но и необходимый медосмотр и стерилизация. И все это за счет поступающих средств. Приют живет на пожертвования и спонсорскую помощь. Ежемесячно содержание собак обходится в 150–200 тысяч рублей, включая питание и ту самую стерилизацию, а еще затраты на электроэнергию и по погоде — обработку от клещей. Появляются лишние деньги — сразу стоят вольер. Сейчас на повестке дня — строительство зимней кухни и специального и санитарного блока.

Кого–то из псов удается пристроить в новые семьи. И это большая удача! Хотя Наталья Беликова сетует на то, что разбирают животных очень плохо. А почти в каждом пятом случае собак и вовсе возвращают! Как говорится, питомцы и их новые хозяева не сошлись характерами. И хуже того — люди порой безответственно относятся к содержанию собаки — того волки съели, этот от укуса клеща скончался. А ведь такие трагедии можно предотвратить!

Бывает, потеряв одного пса, горе–хозяева тотчас же приходят за новым. К таким визитерам здесь относятся весьма настороженно. Каждого желающего взять собаку Наталья Беликова спрашивает: зачем, куда и с какой целью. И отказывает тем, кто планирует питомца посадить на цепь. Одного из псов так и не отдала, хоть очень просили.

«Это как ребенка — ты его вырастил, поставил на ноги… как его отдать?» — задается она риторическим вопросом.

А вот кому в приюте всегда очень–очень рады, так это детям. Школьники с учителями время от времени приезжают в гости к большой семье Натальи Беликовой. Причем не с пустыми руками — привозят корм и необходимые вещи. Давние связи налажены у приюта с гимназией имени Пржевальского, со школой №5, некоторыми школами Смоленского района.

Дети общаются с животными, дружат. «Некоторых отсюда потом невозможно увести — они готовы сидеть с собаками целый день. Я считаю, что детям очень нужна такая пропаганда… Надо нести добро… И со школьной скамьи рассказывать, показывать, как общаться с животными, тогда можно изменить ситуацию, и бездомных собак станет меньше», — уверена основатель собачьего приюта Наталья Беликова.

 

 

Владимир Тюрин, заместитель начальника ОГБУВ «Госветслужба» — начальник смоленского ветеринарного центра:

Около 80 процентов бездомных собак раньше имели хозяев. Люди весной нашли животное маленьким, приютили его у себя на даче, осенью люди уехали в город, и выросший пес стал никому не нужен. А нестерилизованные животные быстро размножаются. Между тем, собака не виновата в том, что ее подобрали и бросили, она пытается выжить.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/226/02