Минфин мне друг, но истина дороже
От редакции
Если помните, весной 2015 года был озвучен радикальный подход к решению «нерешаемой» проблемы бюджетных долгов регионов — просто списать их. Тогда премьер–министр Дмитрий Медведев заявил, что не поддержит такую идею, поскольку это нарушит финансовую дисциплину.
С экономической и юридической точек зрения вроде бы железобетонная позиция. Что, кстати, признают все: и Москва, и регионы. Меж тем, фактическая сторона вопроса выглядит следующим образом. Львиная доля доходной части региональных бюджетов (70 и более процентов) идет на финансирование социальной сферы. Те же самые Указы президента по повышению зарплат работников бюджетной сферы требуют постоянного увеличения финансирования. Плюс меры социальной поддержки, которыми пользуются ну почти все категории граждан — в Смоленской области их более сотни.
И, заметим, региональная власть даже не заикается о том, чтобы отменить, скажем, региональный материнский капитал. Что есть хорошо. Социальная сфера — что священная корова в Индии — неприкосновенна. Одно плохо: в ситуации, когда рост доходной части не успевает за расходами, увеличение бюджетного кредитования неизбежно. (Оно же и оптимально, поскольку банковские рубли обходятся казне гораздо дороже.)
Ситуация напоминает замкнутый круг. Поэтому регионы давно ждут от правительства политических решений по данному вопросу.
Одним из первых, кто озвучил эту проблему, стал смоленский губернатор Алексей Островский. На минувшей неделе, принимая участие в общероссийском совещании по бюджетной тематике, он обратился к Дмитрию Медведеву с рядом предложений по изменению политики в отношении регионов.
Островский предложил реструктуризировать бюджетные кредиты, предоставленные регионам по состоянию на 1 января этого года, и реструктуризацию провести, начиная гашение с 2035 года, по тем же правилам, которые установлены при проведении реструктуризации бюджетных кредитов на строительство дорог.
Также он внес предложение установить уровень софинансирования к федеральным субсидиям не более 5 процентов (для снижения нагрузки на расходную часть бюджета) и рассмотреть возможность предоставления регионам с большой долговой нагрузкой дополнительной финансовой помощи, исходя из формализованной оценки первоочередных расходов (с целью финансирования так называемого «минимального бюджета»).
Эти предложения совпали с позицией других губернаторов, выступавших на совещании. Что неудивительно.
А что же Медведев? На сей раз он ответил иначе, чем весной 2015–го. А именно — заявил о том, что в непростой экономической ситуации правительство будет оказывать «помощь и поддержку регионам, особенно территориям, где государственный долг превышает объем налоговых и неналоговых доходов». Правда, тут же пообещал поддержку и «успешно развивающимся регионам».
Что из этого выйдет на деле, с учетом непростой бюджетной ситуации на федеральном уровне, посмотрим.