«Русский Роден»
Наши земляки
10 июля — день рождения Сергея Коненкова, русского и советского скульптора; еще до революции его стали величать «русским Роденом».
Сергей Тимофеевич Коненков родился родился в 1874 году в селе Караковичи (ныне Рославльского района Смоленской области) в крестьянской семье. Рано проявил незаурядные творческие способности и был отправлен родными учиться в соседний город Рославль. В гимназии больших успехов добился в рисовании. Искусству обучался в МУЖВЗ (1892–1898 гг.) у С.И. Иванова и С.М. Волнухина, затем в Петербургской академии художеств (1899–1902 гг.). Еще в училище им был создан «Камнебоец» (бронза, 1898 г.) — работа мастерская, но выполненная в духе жанрово–повествовательной скульптуры XIX века. Это была та традиция, которую в первые десятилетия XX века попытаются переломить, каждый по–своему, молодые мастера нового поколения, чтобы выразить в пластике свое более напряженное и сложное отношение к жизни, к окружающему миру и культуре.
Оканчивая академию, Коненков вылепил библейского героя — «Самсона, разрывающего узы» (гипс, 1902 г.) — образ, который его волновал до конца жизни. Скульптор будет к нему еще не раз возвращаться. Уже в этой фигуре, с ее могучими, грубовато–обобщенными формами, созданной не без влияния знаменитых «Рабов» Микеланджело, он начал поиски нового пластического языка, позволяющего не рассказывать сюжет, а непосредственно выражать эмоциональный смысл образа. Работа была непривычной и вызвала в академии скандал.
Два цикла работ, очень разные по их образному миру и по самому характеру пластики, но порой в чем–то неожиданно сближающиеся, занимают главное место в творчестве Коненкова с конца 1890–х и на протяжении 1910–х гг. Первый цикл — фантастический, фольклорный, оживляющий мир сказочных лесных существ. Его питали, с одной стороны, детская память крестьянского мальчика из лесных мест под Ельней, с другой — свойственное эпохе модерна стремление воссоздать и переосмыслить древнюю мифологию, наполнить утонченную современную культуру могучими олицетворениями таинственных природных сил. Коненков шел здесь скорее всего по стопам М.А. Врубеля с его «Паном». Он рубил своих «Великосила» и «Старенького старичка» (оба 1909 г.), «Стрибога» и «Старичка–полевичка» (оба 1910 г.), «Вещую старушку» (1915 г.) и «Лесовика» (1917 г.) из дерева, из круглого бревна, как делали древние славяне своих идолов, широко и крупно, не заботясь об анатомии, свободно отступая от реальных пропорций. Эти сказочные образы не делают менее убедительными ни плоские лица с чуть намеченными чертами, ни короткие ноги, ни громадные, тяжелые кисти рук. Само дерево ведет инструмент скульптора, подсказывает композицию и пропорции, диктует меру обобщения и пластику формы.
Другой цикл — греческий, античный. Коненков побывал в Греции в 1912 г., и там его привлекло вовсе не то, что было давно усвоено и омертвлено академической традицией, знакомо по бесчисленным слепкам.
Скульптор открыл для себя наивную прелесть доклассических статуй, таинственные улыбки архаических дев, их раскосые, странно живые глаза из цветного стекла. В этом цикле пластика совсем другая — строгая и нежная. И главный материал — мрамор («Кора», «Эос», «Гелиос», все 1912 г.). Тем же, в сущности, ощущением наивной и прекрасной юности человечества одухотворены многочисленные изображения в мраморе или дереве обнаженной женской натуры, не связанные прямо с античными сюжетами.
В первые годы советской власти скульптор участвует в осуществлении плана монументальной пропаганды: исполняет из цветного цемента мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918 г.) на Сенатской башне Кремля — своего рода гигантский скульптурный плакат; ставит на Лобном месте деревянного «Степана Разина со своей ватагой» (1918 г.). Скульптуры этой группы близки по характеру к его фольклорным работам.
В 1923 году Коненков уехал с выставкой своих работ в Америку. Успех побудил его остаться там на долгие годы. За океаном Коненков — главным образом, портретист. Он часто делал портреты и прежде, но лишь теперь этот жанр вышел на первый план. Среди тех, кого он изображал, было немало знаменитостей: М. Горький и А. Эйнштейн, ученые, спортсмены, художники. Особняком среди этих произведений стоит небольшой бюст Ф. М. Достоевского (1933 г.) — психологически напряженный образ мыслителя.
На родину семидесятилетний Коненков вернулся в конце 1945 года. Он был полон энтузиазма и создал до конца своей почти столетней жизни множество работ, в том числе громадных, во всех жанрах. Пожалуй, лучшая из них — автопортрет (1954 г.), выполненный в мраморе. Но все же тонкая одухотворенность его раннего творчества была уже позади. Работ, равных по силе и поэтичности дореволюционным, он создать не мог…
В память о Коненкове названа улица в Смоленске, здесь работает музей автора, а на перекрестке улиц Пржевальского и Глинки установлен бронзовый автопортрет «русского Родена».