#10 (144)
06 Июня 2016

Секреты смоленской экономики. Как и на чем заработать

Леся Томашова

Экономика

Проблемы российской экономики в полной мере отражаются и на ситуации в Смоленской области. Вместе с тем, по данным экономистов, показатели экономического развития Смоленщины выше среднероссийских. Примерно треть ВРП (валового регионального продукта) в экономике региона составляет промышленное производство. По словам начальника департамента экономического развития Смоленской области Виктора Кожевникова, если в целом по России в прошлом году падение промышленного производства составило более 3 процентов, то на Смоленщине — менее 1 процента.

В формате «от первого лица» чиновник рассказывает об экономических показателях, конкуренции и регулировании потребительского рынка, итогах 2015 года и тенденциях 2016–го.

Инвесторы начинают и выигрывают

— Неплохие показатели по итогам 2015 года достигнуты в тех отраслях, где реализовывались крупные инвестпроекты. Это, в частности, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. В более выигрышном положении находились и предприятия, работающие с госзаказом. Речь идет о таких видах деятельности, как производство пластмасс, транспортных средств и оборудования. В плюсе — отрасли, работающие в основном на внешний рынок. Это, прежде всего, химическая промышленность. В этом году впервые за несколько лет положительные темпы роста достигнуты в таком виде деятельности, как «прочие производства», основу которых составляет обработка алмазов. В первом квартале 2016 года индекс промышленного производства в регионе вышел на положительный уровень и составил почти 4 процента. Это можно отметить как хороший задел.

В то же время произошло снижение показателей в текстильной и полиграфической промышленности, в швейном производстве. Определенные трудности испытывает производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, а также приборостроение.

В качестве одного из достижений Смоленщины в экономике можно рассматривать динамику индекса физического объема инвестиций в основной капитал. Если по России этот показатель упал почти на 10 процентов, то в Смоленской области отмечено снижение менее 2 процентов. Снижение было обусловлено многими факторами. В частности, сыграло негативную роль взаимодействие предприятий с банковской сферой. В регионе уменьшилась выдача кредитов, как предприятиям, так и населению (по итогам года — на четверть). Кроме того, произошел прирост просроченной задолженности более чем в два раза. Больше всего — со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но показатели первого квартала этого года обнадеживают: объем выданных кредитов уверенно растет, при этом снижаются темпы роста просроченной задолженности. Первый квартал — это всего три месяца. Для того чтобы давать оценку всему году, нужно ждать более поздних сроков, но, тем не менее, надежда на то, что экономика постепенно восстанавливается, появляется.

Антикризисный план Островского

— В соответствии с итоговыми данными 2014 года, которые недавно предоставил Росстат (для их расчета требуется большее время), индекс производительности труда на предприятиях Смоленщины в 2014 году увеличился на 12 процентов. Данный результат — 8–й в ЦФО и 25–й в России.

Еще одним направлением, по которому наш регион демонстрирует положительную динамику, является доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП. Здесь показатели Смоленской области выросли почти на 10 процентов, что является 3–м результатом в ЦФО и 22–м в России.

Если говорить в целом об экономических показателях, то здесь свою роль сыграла политика, проводимая администрацией области под руководством губернатора Алексея Островского. Практически сразу после проявления кризисных явлений в начале прошлого года был принят план мероприятий по устойчивому развитию экономики и социальной сферы, и регион встраивался в те программы и возможности, которые предоставляла Федерация. И использовал их для экономического развития.

Все идет по плану

— Большое внимание уделяется эффективности расходования бюджетных средств. Департамент экономического развития является органом власти, ответственным за формирование нормативной базы планирования деятельности бюджетных учреждений. С 2011 года все бюджетные учреждения работают на основе государственного задания, которое предусматривает планирование расходов. В прошлом году в реформировании данной системы был сделан существенный шаг, который позволит повысить эффективность деятельности учреждений. В соответствии с постановлением администрации области была увязана система показателей и финансирования. Основные изменения состоят в том, что определение объема финансового обеспечения выполнения государственного задания теперь планируется на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг. Также был определен механизм изъятия субсидий при невыполнении государственных либо муниципальных заданий. Эти меры помогут обеспечить качество услуг. Кроме того, переход к расчету субсидий посредством использования нормативных затрат станет основой для развития государственно–частного партнерства, особенно в социальной сфере. Такой расчет даст возможность предпринимателям, готовым работать в сфере развития государственно–частного партнерства, получать информацию о том, сколько каждая услуга стоит. А также позволит поставить бюджетные и частные организации в равные условия. В регионе прикладываются значительные усилия, чтобы развивать государственно–частное партнерство — в некоторых сферах достигнуты определенные успехи, в частности, в здравоохранении.

Дорожная карта развития конкуренции

— В 2015 году правительство утвердило стандарт развития конкуренции в субъектах страны. В регионе выполнены все положения этого стандарта. В целях его внедрения распоряжением губернатора Алексея Островского была принята дорожная карта развития конкуренции. В нее включены приоритетные и социально значимые направления, где конкуренция должна развиваться в первоочередном порядке (образование, медицина, культура).

Основной посыл — привлечение негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг, развитие конкуренции, что должно привести к повышению качества услуг и их доступности для населения.

Также между областной администрацией и органами местного самоуправления заключены соглашения о внедрении в регионе стандарта развития конкуренции. В настоящее время разрабатываются планы по реализации конкретных направлений сотрудничества с каждым районом и городским округом.

Кроме того, был проведен опрос предприятий и населения по состоянию рынка конкуренции. В нем приняли участие около 1500 жителей области и 150 предпринимателей. Результаты опроса показали, что на территории региона есть резервы для развития конкуренции в различных отраслях. В рамках мониторинга предпринимателям задавался вопрос: «Каким образом вы повышаете конкурентоспособность?» Самым популярным ответом была «покупка машин и оборудования». Так ответила почти половина респондентов. Далее по популярности идет ответ «обучение персонала и повышение квалификации». В число вариантов вошли также «вывод на рынок новых продуктов» и «приобретение технологий, ноу–хау, патентов».

Задавался вопрос и о наличии административных барьеров. 41 процент респондентов «пожаловался» на нестабильное законодательство, которое, к слову, регулируется не только на уровне региона. На втором месте по популярности ответ — сложность и затянутость процедуры получения лицензии. Однако каждый пятый предприниматель ответил, что вообще не видит административных барьеров. Считаем, что это хороший показатель.

ЕГАИС: все включено

— Департамент экономического развития отвечает также и за лицензирование розничной торговли алкогольной продукции. В последнее время на федеральном уровне принимаются решения по изменению регулирования рынка алкогольной продукции, что приведет к существенному усложнению работы предпринимателей. В частности, вводится единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — ЕГАИС, которая в данный момент действует на уровне производства и оптовых продаж. С 1 июля она будет внедрена в розничном звене в городах, а через год — в сельских поселениях.

В этом году связи с введением ЕГАИС и уменьшением покупательной способности граждан более 170 объектов торговли отказались от лицензий. Так, в прошлом году на розничную продажу алкогольной продукции была выдана 661 лицензия, реализацией товара занимались почти 2,5 тысячи торговых точек. В 2016 году количество лицензий составило 620, а объектов продажи — 2304.

Предприятия сталкиваются с тем, что необходимо тратить средства на внедрение системы, при этом они наблюдают сокращение покупательской способности граждан, а, как правило, эти торговые точки являются универсальными магазинами и реализуют не только алкоголь.

На уровне региона были предприняты меры, чтобы защитить прежде всего сельскую торговлю. Принят областной закон об утверждении перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно–телекоммуникационной сети интернет.

Федеральный закон об обороте алкогольной продукции дает право регионам принимать такой перечень, и в этих поселениях розничная реализации алкогольной продукции освобождена от фиксации в системе ЕГАИС.

В этот перечень вошли 260 поселений Смоленщины, и, определяя его, мы исходили из принципа: на территории всего поселения не должно быть охвата интернета. Мы пошли по этому пути одни из первых. Нашему примеру последовали другие регионы. Считаю, что это будет способствовать сохранению торговли в сельских поселениях.

Непрерывность рынков

— Еще одна сфера деятельности департамента экономического развития — регулирование потребительского рынка области. Непосредственно ответственность за организацию розничной торговли лежит на муниципалитетах, кроме того, есть федеральное регулирование, но определенный перечень вопросов относятся к нашей сфере деятельности.

В свой работе мы ориентируемся на стандарт развития конкуренции, на создание благоприятных условий для предпринимателей. Ведь сфера торговли составляет значительную часть экономики — примерно 20 процентов. В меру возможностей стараемся стимулировать развитие торговли шаговой доступности, рыночно–ярмарочной торговли.

Несколько лет назад был принят федеральный закон о розничных рынках, согласно которому с 2015 года все рынки (включая сельхозрынки) должны осуществлять свою деятельность только на территории капитальных строений. Нам удалось отсрочить вступление в силу этого закона. Для развития сельскохозяйственных рынков был разработан областной закон, позволяющий до 2020 года устраивать розничные рынки в некапитальных строениях, зданиях и сооружениях.

В целях стимулирования работы по открытию магазинов шаговой доступности администрацией региона внесен ряд изменений в Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.

Мы предусмотрели, чтобы в данных схемах отображались не только действующие объекты нестационарной торговли, но и земельные участки, которые муниципалитеты предлагают предпринимателям для занятия этим видом бизнеса.

Таким образом, на сегодняшний день предусмотрены более 2,5 тысячи мест: 1321 место для размещения киосков, ларьков и павильонов, 1201 — для мобильных торговых объектов. 220 мест являются свободными, они предусмотрены для размещения торговых объектов любых типов, а 180 — для сезонной торговли.

В настоящее время готовится проект постановления администрации, утверждающий новый порядок организации и работы ярмарок. В планы их проведения будут включены не только ярмарки, которые устраивает муниципалитет, но и те, которые инициированы предпринимателями. Муниципалитеты же должны разработать свои предложения и рекомендации по поводу того, как предпринимателям это сделать. Также мы планируем закрепить преимущества для смоленских сельхозтоваропроизводителей при реализации их продукции на ярмарках.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/144/05