#10 (144)
06 Июня 2016

Что было, что будет, чем сердце успокоится

Савва Мамонтов

Рейтинг событий

«Прошла весна, настало лето — спасибо партии за это!..» Шутливые стишки из нашего уже довольно далекого советского прошлого. Многие люди, особенно старшее поколение, вспоминают те времена с нежной грустью и легкой улыбкой. Многое тогда было по–другому. Что–то лучше, что–то хуже, но по–другому.

Пятнадцать братских, союзных республик. Одна партия. Нерушимый союз коммунистов и беспартийных. Абсолютно предсказуемые выборы в Советы депутатов всех уровней. Практически стопроцентная явка избирателей… Стабильно низкие цены на большинство товаров, стабильно невысокие зарплаты и пенсии, которых, впрочем, хватало на приобретение предметов первой необходимости. Неброские, но более–менее аккуратно выглядящие улицы, скверы, парки и дворы. Не отключаемая на пол–лета горячая вода…

Мы, в большинстве своем, не отмечали церковные праздники, но не боялись за детей в школе и во дворе. Имели на порядок меньше личных автомобилей и домашней бытовой техники, но на порядок больше доверяли органам правопорядка. Книг хороших, правда, всегда не хватало. Сейчас их с избытком, и хороших, и разных. Вот только читаем мы все меньше и меньше.

Жизнь изменилась, мы изменились. Не во всем, но во многом.

ПраймЕРиз

Вот уж о чем точно слыхом не слыхивали советские люди, так это о праймериз. Думается, что в СССР большинство искушенных политологов затруднилось бы ответить, что это такое и с чем его едят. Даже «расшифровка» непонятного слова не внесла бы в умы и сознания наших граждан какой–то особой ясности. Что за предварительные выборы? Для чего они могут проводиться? Приходи в день голосования на свой участок, получи персональный бюллетень с одной–единственной фамилией, проголосуй и с чистой совестью выпей бутылочку пива, закусив бутербродом с икрой…

Времена изменились, и теперь, идя в ногу со всем цивилизованным человечеством, праймериз прочно вошли и в наш лексикон, и в наши реалии.

В Смоленской области были подведены окончательные итоги предварительного голосования «Единой России» по выборам депутатов в Госдуму от нашего региона. 22 мая на участки для голосования пришли 82 005 смолян (10,4 процента избирателей), зарегистрированных в области.

Много это или мало? Учитывая, что в среднем по России явка составила 9,6 процента, это нормально. Смоляне в очередной раз доказали безосновательность утверждений об их политической пассивности.

Результаты праймериз оказались весьма предсказуемыми. Победу в одномандатных округах одержали секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов (почти 69 процентов отданных за него голосов) и вице–губернатор Ольга Окунева, заручившаяся поддержкой более 50 процентов пришедших на праймериз. Вторыми в этой небольшой предвыборной гонке оказались депутаты — Государственной Думы Артем Туров и областной — Ольга Васильева.

Ну что ж, общая картина предстоящих в сентябре выборов для наших «единороссов» прояснилась. Хотя вряд ли у кого–то повернется язык сказать, что она изначально была туманной.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Если смоленские «единороссы» все последние дни, недели и месяцы были полностью погружены в праймериз, то для губернатора Островского все это время продолжалась его повседневная работа. А работа главы региона, как в советские времена, так и нынче всегда предполагала многочисленные разъезды по районам области.

Глава региона с рабочей поездкой посетил Вяземский район — крупный транспортный и промышленный узел Смоленщины, где побывал на нескольких крупных промышленных предприятиях. Холдинговая компания Plastic Republic вот уже двадцать лет существует на рынке производства пластмассовых изделий. Реализация продукции компании осуществляется во все торговые сети федерального уровня, входящие в ТОП–20 России: Ашан, Метро, Лента, Магнит, Пятерочка, Дикси, IKEA, Спортмастер и другие.

За 2015 год объем реализации холдинга составил 2 миллиарда рублей, а в текущем году предполагается рост объемов выпуска продукции на 15 процентов.

«Нам, конечно, радостно слышать, что именно в нашем регионе в столь непростое время есть предприятие, которое по объему выпускаемой продукции и по ее сбыту занимает лидирующие позиции в своем сегменте рынка», — подчеркнул губернатор.

Думается, что и руководству предприятия не менее радостно от того, что радостно главе региона, поскольку при его содействии у хозяйствующих субъектов становится намного больше возможностей и намного меньше проблем.

Вышесказанное ярко просматривается на примере Вяземского завода железобетонных шпал.

Еще в августе прошлого года в беседе с руководством предприятия Алексей Островский отметил, что региональные власти готовы оказать содействие в налаживании деловых контактов и поиске рынков сбыта, взаимодействуя с ОАО «РЖД», правительством Москвы и столичным метрополитеном, а также с другими регионами, в которых есть метро. Как говорится, сказано — сделано. На сегодняшний день предприятие имеет постоянные контракты с «Мосгортрансом» на поставку железобетонных шпал для трамваев в количестве 56 тысяч штук в год. В июне завод начинает поставки для Московского метрополитена. Существует договоренность о сотрудничестве и с администрацией Санкт–Петербурга.

Еще одна компания, которая рассчитывает на содействие Алексея Островского — логистический комплекс Transkom. Он считается крупнейшей в стране транспортной компанией. В 2014–2015 годах по показателям работы она стала первой из почти 2 тысяч профильных компаний в ЦФО.

Transkom занимается созданием в Вяземском районе транспортно–логистического центра для предоставления качественного сервиса при обработке грузов, транспортируемых на федеральной и трансъевропейской автомобильных трассах в направлении Восток–Запад и Север–Юг. На данный момент здесь работает 450 человек.

В 2016 году компанией приобретены по лизингу с рассрочкой на три года 50 транспортных средств марки Volvo. В планах логистического комплекса — приобретение 150 единиц грузового автотранс­порта. Это позволит создать до 250 дополнительных рабочих мест с учетом водителей и работников склада.

В связи с расширением деятельности собственники компании обратились к губернатору за содействием в решении вопроса, связанного со строительством ответвления железнодорожной ветки для складирования продукции промышленного назначения. Алексей Островский обещал помочь. И поможет, видимо. Такая уж у него работа.

Ты Сергей, и я — Сергей. Оба мы из Думы

Оба–то оба, а вот слово один из двух Сергеев держит гораздо лучше другого. В 2009–2010 годах в рамках своих поездок по Смоленской области лидер «Справедливой России» Сергей Миронов обещал найти федеральные деньги для того, чтобы построить школу в Велиже.

Это должна была быть современная школа сметной стоимостью 270 миллионов рублей на 33 класс–комплекта с двумя спортивными залами, бассейном с двумя ваннами, с актовым залом и даже с зимним садом. 70 миллионов из общей суммы планировалось выделить из регионального бюджета. За остальные 200 миллионов обещался похлопотать Сергей Михайлович.

Но не срослось, видимо. Дела, конечно, то, сё… Про Велиж так сразу и не вспомнишь.

Зато вспомнил другой Сергей и из другой фракции. Неверов. Именно благодаря его участию региону удалось получить из бюджета вожделенные 200 миллионов рублей.

Так что нынче Сергей Иванович лично контролирует ход строительства школы, а Сергей Михайлович, по всей видимости, силится вспомнить, что он еще такого обещал семь лет назад…

А вот в советское время депутаты гораздо менее охотно раздавали обещания, но гораздо более ответственно относились к их выполнению.

Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать

Еще одна новость (с подачи интернет-изданий), которая во времена СССР не могла никому привидеться даже в страшном сне: бывший председатель Совета директоров «Смоленского банка» Павел Шитов принял украинское гражданство и скрывается нынче от карающей десницы Фемиды именно в этом удивительном государстве.

 Такая пикантная подробность его богатейшей на всякие «скользкие» события биографии выяснилась, по информации тех же интернет–изданий, в результате допроса Шитова сотрудниками Интерпола.

Павел Николаевич якобы пояснил, что является гражданином Украины и в настоящее время проживает по месту регистрации — в городе Днепропетровске. Более того, в интернете был выложен и скан паспорта господина Шитова, согласно которому он действительно «громадянин України».

Ну что ж, все вполне логично. Планов у бывшего банкира в свое время, говоря словами Маяковского, было «громадье». Но вылилось это все в то, что стал он теперь вместо «гражданина» «громадянином».

Получается, теперь у Павла Шитова вообще все стало с приставкой «экс». Экс–банкир, экс–политик, экс–россиянин, экс–гражданин. Нынче вот даже — экс–Николаевич. Ибо по паспорту его новой родины именоваться он будет «Павлом Миколайвовичом».

Одно тревожит, название нового места жительства Павла Шитова города Днепропетровска недавно в рамках «декоммунизации» было радикально сокращено до Днепра. Представьте, а если «декоммунизировать» начнут и российские фамилии? Сраму не оберешься.

Островки стабильности

Не все, по счастью, в нашей жизни подвержено переменам. Есть некоторые накрепко устоявшиеся события, которые остаются неизменными на протяжении десятилетий. И это очень правильно. Поскольку посредством таких событий происходит связь между поколениями, своеобразная передача некоего жизненного опыта.

25 мая в школах Смоленщины, как и по всей России, традиционно прозвенел «Последний звонок». Нарядные выпускники, нарядные первоклашки, нарядные учителя и родители… И слезы на глазах у всех. Все, как и 20, и 30, и 40 лет назад. И даже белые накрахмаленные фартуки у девчонок такие же, как в 70–х и 80–х.

Ученики уходят в неведомую пока, одновременно и пугающую, и чарующую новую взрослую жизнь. Учителя остаются, чтобы через несколько лет выпустить в вольное небо новую партию оперившихся птенцов.

Удачи вам всем, ребята! Успешной сдачи экзаменов, поступления в колледжи, институты, университеты, академии. А главное — счастливой долгой жизни. Теперь уже взрослой жизни.

И еще об одном событии, которое вот уже почти 60 лет ежегодно в конце мая — начале июня радует всех смолян. В Смоленске прошел 59–й международный музыкальный фестиваль имени Глинки. На церемонии его открытия с приветственным словом выступила вице–губернатор Ольга Окунева. А ведущим самой церемонии нынче был лауреат премии ТЭФИ, не побоюсь этого слова, легендарный российский журналист и телеведущий Владимир Молчанов.

«Да здравствуют все те люди, которые в столь непростое время организуют на смоленской земле этот фестиваль. Очень непросто в нашей стране 59 лет подряд проводить один из лучших фестивалей классической музыки, который собирает замечательных музыкантов, дирижеров, исполнителей и самую взыскательную публику. Все это дорогого стоит», — отметил ведущий.

А потом был праздник большой музыки, который начался с концерта симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» и дирижера Фабио Мастранжело и закончился в первое воскресенье июня выступлением Государственного академического хореографического ансамбля «Березка».

Крепка ли смоленская крепость?

Смоленская крепостная стена — нить (да что там нить?! Канат!), которая связывает огромное число поколений смолян, начиная с начала 17–го века и до наших дней.

Одно из величайших сохранившихся до наших дней оборонительных сооружений России, созданное гением зодчего Федора Коня и трудом тысяч наших соотечественников, по праву считается главной достопримечательностью, визитной карточкой Смоленска.

Наша крепость пережила двадцатимесячную осаду польских войск короля Сигизмунда в 1609–1611 годах, штурм французской армии в августе 1812 года и удостоилась целой страницы в личных воспоминаниях Наполеона Бонапарта, написанных им в ссылке на острове Святой Елены.

Разрушения, которым подвергалась Смоленская крепостная стена на протяжении своей четырехвековой истории, поистине неисчислимы. Поляки, французы, немцы — все, кто приходил с мечом на нашу землю и рвался к нашей столице, старались нанести несдающейся крепости в несдающемся городе максимальный урон. Но, хранимая Господом, она дожила до наших дней.

И, казалось бы, в мирное время ей уже ничего не угрожает. Но, видимо, «неладно что–то в Датском королевстве»... На днях обрушилась часть прясла в районе Долгочевской башни, на улице Маршала Жукова. Этот участок, кстати, является самым протяженным из всей сохранившейся части Смоленской крепости.

Неприятное событие вызвало большой резонанс в городе. Общественность забила тревогу. Все вспомнили про реставрационные работы, которые проводились на крепостной стене совсем недавно в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска. Появился, казалось бы, новый повод «уколоть» смоленскую власть.

Однако, как довольно оперативно пояснил начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Егор Филимонов, ремонтно–реставрационные работы на данном участке уже не проводились несколько десятилетий:

«Все разговоры о том, что он реставрировался в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска — это просто ложь. Тогда реставрировалась башня, прилегающая к данному участку, где произошло обрушение».

Что ж, один из имеющихся вопросов руководитель смоленской культуры снял. Но главный–то вопрос остался. Извечный русский вопрос: Что делать? Тем более что, начиная с 2013 года, федеральный бюджет перестал выделять какие–либо средства на ремонтно–реставрационные работы участков крепостной стены. И в настоящее время аналогичные опасения вызывает еще один участок Смоленской крепости — в Лопатинском саду.

Департамент Смоленской области по культуре и туризму совместно с Росимуществом решают вопрос, как изыскать средства на ремонт. Очень надеемся, что средства все–таки найдутся. А то перед потомками совсем неудобно будет.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/144/01