#4 (138)
07 Марта 2016

Николай Колпачков: «Карантин входит в учебное время, а не в каникулярное»

Образование

Трехнедельный карантин, «обрушившийся» на Смоленск этой весной, вызвал легкое недоумение, пожалуй, у всех участников педагогического процесса. Дети испугались по поводу отмены каникул, родители не меньше обеспокоены вопросом отставания их чад от школьной программы.

Так отменят ли каникулы? Об этом (и не только) мы спросили первого заместителя начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Николая Колпачкова.

— Николай Николаевич, и сразу вопрос о карантине, он совсем недавно закончился. Родители волнуются, успеют ли школьники нагнать образовательную программу?

— У нас в регионе карантин был объявлен не повсеместно. Карантин был в городе Смоленске и еще в пятнадцати муниципальных районах. И не сплошное закрытие, а отдельными школами, отдельными классами. Город Смоленск был «закрыт» полностью в течение трех недель.

Если говорить о переводных классах, то там особых проблем не будет, поскольку программа будет каким–то образом видоизменена. Санитарные правила и нормы позволяют проводить семь, а то и восемь уроков. Из программы возможно изъятие каких–то элементов, которые не столь важны для изучения, и перевод акцентов на те темы, которые действительно важны.

Что касается выпускников, то наши рекомендации примерно такого же характера: где–то уплотняем материал, где–то переводим на самостоятельное изучение. Но это не в ущерб тем знаниям, которые они должны получить и не в ущерб каникулам (которые обязаны быть независимо ни от чего). Карантин входит в учебное время, а не в каникулярное.

— Родители испугались: нагонят ли дети материал, а дети испугались: не отменят ли каникулы…

— На сайтах всех смоленских школ во время карантина размещались домашние задания по основным предметам, и если школьник не болел, то он занимался дома.

— А как обстоит дело с детскими садами?

— Заболеваемость в детских садах есть. Она даже выше, чем у школьников. Это связано с тем, что аналогичный грипп был в 2009 году, и у детей, которые родились позже, нет иммунитета на этот вирус. Детские сады, как правило, на карантин не закрывают. Принимаются меры по недопущению больных детей в детский сад. Если в течение дня воспитатель видит, что ребенок заболевает, то звонят родителям, приглашают медика, то есть, все решается в индивидуальном порядке. И, конечно, проводится дополнительная санитарная обработка помещений детских садов.

— Перейдем к теме экзаменов. Недавно Рособрнадзор запустил «горячую» линию по вопросам ЕГЭ. Что это дает?

— Такая «горячая» линия работает ежегодно с того момента, когда завершается регистрация на участие в Едином государственном экзамене. В срок с 1 декабря по 1 февраля наши выпускники, выпускники прошлых лет и выпускники иных государств имели возможность написать заявление и зарегистрироваться в базе, и если у них потом возникают вопросы, то «горячая» линия Рособрнадзора на федеральном уровне помогает в решении. Также работает «горячая» линия нашего департамента по образованию, науке и делам молодежи. Причем, наша «горячая» линия работает круглогодично.

— Уже известно, какие предметы для сдачи ЕГЭ стали наиболее популярными?

— В этом году мы стартуем в четырнадцатый раз по проведению ЕГЭ. Мы были одним из тех регионов, которые на втором году эксперимента присоединились к данной программе и абсолютно не жалеем, потому что и наши эксперты, и наши организаторы за такое количество лет уже все выучили, независимо от того, что ежегодно в формате единого государственного экзамена проходят те или иные изменения. Сначала появляется просто видеокамера, потом видеокамера онлайн в части аудиторий.

В этом году мы должны обеспечить видеонаблюдение в режиме онлайн для всех аудиторий, которые будут задействованы. И не только для проведения экзамена, а и для проверки работ и их обработки. Мы должны сделать прозрачной работу конфликтной комиссии. И в этом году нам предложили (и мы над этим работаем), чтобы начал работать ситуационный центр. На федеральном уровне и у нас будем как можно шире привлекать общественных наблюдателей, не только тех, которые придут на пункт проведения экзамена, но и тех, которые в режиме ситуационного центра будут отслеживать, что происходит в аудиториях. Из опыта скажу, что наблюдатель не всегда верно оценивает ситуацию, но, тем не менее, он замечает, что, по его мнению, в аудитории что–то проходит не так. Он делает нам пометку, и мы начинаем просматривать этот момент.

Второй год подряд мы начинаем ЕГЭ с сочинения или изложения. Вот, уже 2 декабря мы написали массово сочинение и 3 февраля, есть еще третий срок, для тех, кто по тем или иным причинам не смог написать правильно и получить зачет — это 4 мая. 2 декабря прошло более четырех тысяч человек, 99,1 процента получили с первой попытки зачет и уже допущены на единый государственный экзамен. Итоговое изложение, которое было 3 февраля, написали 95,5 процента, несмотря на то что это был карантин. На Единый государственный экзамен в этом году зарегистрировано 4455 человек (на 400 человек больше, чем в прошлом году). У нас регистрируется большое количество граждан иностранных государств, в частности, из республики Беларусь. Выпускники из Беларуси повышают нам средний балл по ЕГЭ, так как у них очень хорошо изучается русский язык, даже бывают и стобалльники.

— А если человек не сдаст сочинение с третьей попытки, он к ЕГЭ не будет допущен?

— Да, не будет. Тогда уже на следующий год.

— Вы сказали, что создается ситуационный центр, что это такое?

— Это некий виртуальный центр, оборудованный компьютерной техникой, имеющий доступ к онлайн–просмотру ЕГЭ по аудиториям не только для сторонних наблюдателей, но и для наших привлекаемых студентов старших курсов колледжей или вузов, которые на добровольной основе просматривают сдачу экзаменов.

— Какова ответственность этой организации, людей, которые следят за экзаменами?

— Эти люди призваны оказать содействие государственной экзаменационной комиссии в поиске возможных нарушений, для того чтобы сделать процедуру единого государственного экзамена максимально прозрачной и максимально эффективной. Чтобы не было нарушений ни со стороны выпускников, ни со стороны организаторов. Организатор не вмешивается в процесс сдачи ЕГЭ, но он направляет выпускника, регламентирует время, предупреждает о том, что можно делать, что нельзя. Если выпускнику становится плохо, то задача организатора — пригласить медицинского работника, который обязательно присутствует на пункте и предложить выпускнику выбрать: либо закончить экзамен и прийти в другое время, либо продолжить сдачу экзамена.

В этом году меняются этапы проведения ЕГЭ, досрочный и основной. Досрочный стартует 21 марта, основной — 27 мая.

Впервые у нас расписание предусмотрело возможность сдачи обществознания в отдельный день, так как это достаточно массовый экзамен. Очень многие специальности учитывают этот предмет: юридические, экономические и иные. А когда раньше пересекались обществознание с географией, то ребенок сдать два экзамена в один день не мог, поэтому выносили один из экзаменов на резервный день. Организаторы и Рособрнадзор изменили расписание.

Наряду с резервными сроками проведения ЕГЭ предусмотрен дополнительный резервный день для проведения экзаменов по всем четырнадцати учебным предметам. Это сделано для того, чтобы ребенок мог правильно сформировать свое собственное расписание и сдать максимальное количество предметов, которое ему необходимо. У нас ведь две крайности: либо школьники выбирают все предметы, либо минимальное их количество. В первом случае они не приходят, но создают дополнительные трудности для организаторов. Однако еще хуже, когда они выбирают те предметы, которые будут потом не востребованы. Чаще всего так бывает, когда человек собирается в военное училище, а на последнем этапе медицинская комиссия говорит, что он не годен для обучения в военном вузе, и ему приходится искать другой вуз. Поэтому совет: лучше предусмотреть несколько специальностей.

В этом году реально сдаем комплекс ГТО (в прошлом году он был в тестовом режиме) — практически все вузы прописали засчитывание результатов ГТО с разным количеством баллов (от трех до десяти). Поэтому уже сейчас мы вместе с главным управлением физкультуры и спорта предоставляем возможность детям пройти ГТО, получить значок и дополнительные бонусные баллы для того, чтобы быть уверенным, что он поступил в вуз.

— Для того чтобы получить значок ГТО, достаточно хорошо пробежать на «Лыжне России»?

— Да, такая возможность есть, можно заработать золотой или серебряный значок ГТО.

— С ЕГЭ разобрались, ждут ли какие–либо изменения в ГИА (государственная итоговая аттестация), что важно для девятиклассников?

— В этом году для девятиклассников особых изменений не ожидается.

— Камер не будет?

— Есть рекомендации Рособрнадзора, но не требования. Мы будем пробовать в этом году по ряду предметов в ряде муниципалитетов использовать те же самые пункты для проведения и единого государственного экзамена, и государственного итогового для девятого класса, но в нашем случае это будет запись офлайн. Дети должны быть психологически готовы к наличию видеокамер, должны привыкнуть, что они есть. Скованности у детей на экзамене мы не замечаем, скованно себя чувствуют, может быть, организаторы (за которыми тоже наблюдают). А выпускник работает на то, чтобы сдать экзамен.

— Недавно в КВЦ имени Тенишевых прошел четвертый региональный этап конкурса «Умницы и умники». Как вы считаете, этот конкурс стимулирует школьников–десятиклассников на изучение истории Смоленщины, биографий своих знаменитых земляков?

— В этом году конкурс как раз был посвящен знаменитым землякам Смоленщины. Программа вызывает интерес, это мы видим. География районов, которые присылают нам свои работы на отборочный тур, ширится. Мы видим стабильные общеобразовательные организации, которые и так известны, и так на слуху, и так дают много стобалльников, медалистов. Это лицей–интернат имени Кирилла и Мефодия, школа №33, отдельные вяземские школы. Радует, что каждый год у нас появляются дети из небольших районов, таких как Руднянский, Духовщинский, Ельнинский, Темкинский. На региональном этапе у членов жюри и у тех, кто присутствовал, вызвали восхищение познания десятиклассницы из Темкинского района. Они отобрали 22 человека, и в начале мая девять самых сильных пройдут через финал и получат право в одиннадцатом классе принять участие уже в телевизионной игре «Умницы и умники» на федеральном канале. Если они там пройдут, то получают право быть зачисленными в МГИМО. У нас только один раз было такое, достаточно давно, когда еще не было регионального этапа. В 2003 году девочка из Пржевальской средней школы Демидовского района поступила в МГИМО, именно по результатам этого конкурса.

— Николай Николаевич, уже два года действует школа для одаренных детей на базе СмолГУ, скажите, сейчас эта работа продолжается?

— Наши дети всегда по отдельным предметам показывали неплохие результаты на региональном этапе Всероссийских олимпиад. Но когда изменились правила игры на федеральном уровне и не от каждого региона стал ездить победитель, а только набравший определенное количество баллов, мы поняли, что это направление — одно из тех, где мы должны работать на подготовку одаренных детей к участию в олимпиадах федерального уровня. Лицей Кирилла и Мефодия, школа–гимназия имени Пржевальского, которые стабильно выступают, но не всегда набирают хорошие баллы... Было предложение СмолГУ — школа для одаренных детей. В прошлом году мы ее активно поддержали, здесь же нашим партнером выступил смоленский областной институт развития образования. Провели две сессии, читали лекции по гуманитарному, физико–математическому направлениям. Потом прошла летняя профильная смена для одаренных детей, когда профессорско–преподавательский состав выезжал в лагерь на три–пять дней.

На днях состоялось открытие уже зимней сессии, и на сегодняшний день наши дети показывают на региональном этапе устойчивые стабильные результаты. Плюс — многие наши преподаватели из СмолГУ и гуманитарного университета привлекаются в Москву в качестве жюри на заключительном этапе региональных олимпиад. Есть опыт и понимание, к чему готовить и как готовить.

— А как отбирали детей? Только по итогам олимпиад?

— Это победители муниципальных этапов. С ними потом проводилось собеседование. Учитывалось желание детей, желание родителей. Мы никого не принуждаем, это дело добровольное.

— Как действуют оздоровительные площадки для детей в нашем регионе?

— У нас традиционно есть весенние площадки, есть массовые летние площадки (в основном, это июнь, частично июль и август месяцы). В большинстве школ области такие площадки действуют, они называются «лагеря с дневным пребыванием». По разному можно к ним относиться, но, по крайней мере, дети не предоставлены самим себе, получают регулярное питание, что актуально. В течение месяца ребенок может получить и оздоровление, и питание, и такой эффект есть — как на обычных площадках, так и в стационарных лагерях.

— Недавний карантин не закроет площадку?

— На весенних каникулах — нет. Есть каникулярное время, есть учебное. По санитарным нормам должно быть восемь недель каникул в течение учебного года.

 

эфир радио ВЕСНА 16 февраля 2016 г.

Выпускникам Смоленска утвердили расписание ЕГЭ–2016

Минобрнауки утвердил расписание проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2016 году.

Экзамены пройдут в два этапа: досрочный (с 21 марта по 23 апреля) и основной (с 27 мая по 30 июня).

Русский язык и математику выпускники будут сдавать 30 мая, 2 и 6 июня.

Впервые для ЕГЭ по обществознанию, самому массовому предмету по выбору, в 2016 году расписанием предусмотрен отдельный день.

Напомним, что минимальный балл, который нужно получить для аттестации по русскому языку — 24, по математике на базовом уровне — 20, на профильном несколько выше — 27.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/138/05