Жизнь как песня
Антон Савенок
Наши Земляки
12 февраля — день рождения Ольги Воронец — великой исполнительницы песен великого народа.
Лидия Андреевна Русланова, Клавдия Ивановна Шульженко, Мария Николаевна Мордасова…
Их песни, пожалуй, ярче всего отражают всю глубину души русского человека. Его доброту и искренность, бесшабашность и простоту, бескорыстность и сострадание, бесконечную любовь к своей Родине и готовность на самопожертвование. Песен, которые практически невозможно перевести на иностранный язык, потому что нельзя перевести на чужой язык русскую душу…
Ольга Воронец по праву занимает свое заслуженное место в этом славном ряду имен.
Ольга Борисовна Воронец родилась 12 февраля 1926 года в Смоленске в музыкальной семье. Ее мать была пианисткой, а отец — профессиональным певцом (долгое время он пел в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии).
Большое влияние на будущую певицу в детстве оказывала ее бабушка (урожденная Еленева), происходившая из рода обедневших смоленских дворян. Родители Ольги развелись, когда ей было три года, но с папой она дружила всю жизнь. Сама девочка пела с детства, хотела стать драматической артисткой.
Именно поэтому в 1943 году, по окончании школы, Ольга Воронец поступила во ВГИК, в мастерскую Василия Ванина. Однако вскоре любовь к пению взяла верх и она перешла в Оперную студию в Сокольниках на эстрадное отделение.
Первые выступления молодой певицы состоялись на сцене Центрального клуба милиции в 1947 году, затем в вокальной группе Оркестра народных инструментов Московской областной филармонии. С 1956 года Ольга Воронец — солистка Мосэстрады.
Прекрасная внешность, богатое обертонами меццо–сопрано, голос широкого диапазона от нежного пианиссимо до сильного форте способствовали большому успеху певицы у многочисленных почитателей ее таланта.
Наибольший успех в то время ей принесли песни «Ехал на ярмарку ухарь–купец», «Мой костер», «То не ветер ветку клонит», «Хаз–Булат удалой», «По муромской дорожке».
С шестидесятых годов Воронец стала появляться на телевидении, звучать по радио, выступать на центральных эстрадных площадках. Она активно работала с Государственным русским народным оркестром имени Осипова. Многие композиторы писали песни специально для нее.
Так получилось, что один из кумиров Ольги Борисовны — Клавдия Ивановна Шульженко — была ее соседкой по подъезду. Вот что она рассказывала по этому поводу:
«…Я живу на четвертом этаже, а Клавдия Ивановна жила на третьем. В детстве и в юности была ее поклонницей, дома пела ее песни. До сих пор не могу слушать ее без слез, потому редко ставлю записи Шульженко. Когда она пела «Не спугни очарованье...», у меня сердце обрывалось. У нее не было крикливых нот. Она пела сердцем, потому и надорвала его.
Клавдия Ивановна ушла, и что–то в жизни ушло. Мы по пять раз в день встречались. Деньги друг у друга одалживали, по телефону много раз на дню переговаривались...»
Работа всегда поглощала всю жизнь исполнительницы без остатка, потому первым ее мужем стал самый близкий к ней человек — баянист Рафаил Бабков. Вместе они прожили 14 лет. Вторым мужем, с которым они прожили 30 лет, был Владимир Соколов. Своих детей у Ольги Воронец не было.
Долгие годы певица являлась председателем жюри смоленского фестиваля народной песни «Голоса России», который ежегодно проводится на лучших сценах города и является едва ли не единственным крупным всероссийским фестивалем народной песни.
В 2009 году решением депутатов Смоленского городского Совета Ольге Воронец было присвоено звание «Почетный гражданин Смоленска».
«Иванами да Марьями гордилась ты всегда!» — пела Воронец в одной из самых известных песен, обращаясь к своей Родине.
«Не только ими, — добавим мы. — Вами, Ольга Борисовна, тоже по праву гордится Россия. И Смоленщина тоже».