#2 (136)
08 Февраля 2016

Иго «Квадры»

Евгений Ванифатов

Главная тема

Проблема теплоснабжения Смоленска требует радикальных решений.

Далеко не все помнят, как появилась на свет генерирующая компания «Квадра». До середины 2000–х в регионе работал энергомонополист «Смоленскэнерго», владевший не только электросетями (как сейчас), но и генерирующими мощностями. В результате реформы Анатолия Чубайса последние были выделены из «Смоленскэнерго» в самостоятельную компанию ТГК–4, собравшую под единым крылом электростанции центральной России.

 В 2008 году контрольный пакет акций ТГК–4 купил бизнесмен Михаил Прохоров. Спустя некоторое время она предстала клиентам под новым брендом — «Квадра». В Смоленске эта генкомпания владеет электростанциями ТЭЦ–1 и ТЭЦ–2, они вырабатывают более 80 процентов всего тепла, которым пользуются горожане.

За прошедшие годы Прохоров предпринимал неоднократные безуспешные попытки продать генерирующую компанию. Вот и сейчас идут разговоры о возможной смене состава совета директоров «Квадры» — на пост его нового председателя прочат человека, главная задача которого, по одной из версий — поиск покупателя.

В настоящее время генеральным директором «Квадры» является Владлен Александрович (фамилия такая, с ударением на предпоследний слог). Именно он приезжал в прошлом году с извинениями за январские аварии в Смоленске, однако, по роковому стечению обстоятельств, в тот же день в городе рванула очередная магистральная труба.

На минувшей неделе секретарь генсовета «Единой России», вице–спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что лично займется проблематикой «Квадры»:

«Совсем недавно разговаривали на эту тему с губернатором Алексеем Островским. У нас есть определенные идеи и предложения по решению проблемы, которые мы постараемся довести до председателя правительства Дмитрия Медведева», — пояснил Неверов.

Депутат Смоленской областной Думы Сергей Маслаков, ведущий парламентский эксперт в сфере ЖКХ, отмечает, что проблема с отоплением в Смоленске существует как минимум последние десять лет.

«В 2011 году, когда я работал в мэрии, ситуация была очень похожа: проблемный запуск, много жалоб. Да, не было такого количества масштабных аварий, как в эту и прошлую зимы, но все к тому шло», — рассказывает он в интервью «О чем говорит Смоленск».

— Сергей Васильевич, давайте первым делом разберемся: как теплоноситель доходит от теплоэлектростанции до конкретного жилого дома, чтобы понять — кто и за что в этом процессе отвечает.

— Вся сеть от теплоэлектроцентрали до жилого сектора делится на две части: магистральные трубопроводы (собственность «Квадры») и внутриквартальные (собственность «Смоленсктеплосети»). Когда мы говорим о претензиях в адрес «Квадры», имеются в виду именно магистральные трубопроводы, которые в последние время доставляют множество проблем. С эксплуатацией и ремонтом внутриквартальных сетей «Смоленсктеплосеть» худо–бедно справляется; аварии на них не несут таких серьезных социальных последствий, как на сетях «Квадры», когда отключаются целые микрорайоны. Многие внутриквартальные сети ремонтировались в рамках подготовки к празднованию 1150–летия Смоленска, и их состояние сегодня не вызывает серьезных опасений.

— Когда ежегодно летом отключают горячее водоснабжение на срок от 2 недель и до 2 месяцев — это «Квадра» ремонтирует свое хозяйство или «Смоленсктеплосеть»?

— В разных случаях по–разному. Есть общий график отключения жилого фонда Смоленска, утвержденный в мэрии. И в период этих отключений все ресурсоснабжающие компании должны успеть выполнить необходимые ремонты, опрессовку, промывку и так далее.

— То есть, такие отключения — процесс неизбежный? Неужели и в Европе происходит то же самое?

— Сроки отключений в три–четыре недели, действительно, слишком большие. (В отдельных случаях бывает, что и два, и три месяца нет горячей воды.) Про Европу говорить не буду, а вот, например, в Москве летние отключения горячей воды не превышают 7–10 дней. Железно. Понятно, что профилактика нужна, чтобы провести кап-ремонт, вырыть трубу, поменять ее на новую. Но все это должно укладываться в разумные сроки.

— Почему же тогда в Смоленске эти сроки далеки от разумных?

— Причин много. Главное — это недостаточная организованность процесса. Пока все привыкли к трехнедельному отключению: население к этому готово и соглашается, но нужно научиться выдерживать хотя бы эти сроки в три недели, ну и, конечно, стремиться их сокращать.

— Главный, ключевой фактор, влияющий на аварийность магистральных сетей «Квадры» — это высокая (если не критическая) степень их износа. Очевидно же, что ситуацию можно было предсказать и три, и пять, и даже десять лет тому назад. Почему энергетики за долгие годы не разработали и не предприняли превентивных мер? Почему сегодня нужно вовлекать в решение этого вопроса чуть ли не главу государства и политиков уровня вице–спикера Госдумы?

— «Квадра», конечно, может ссылаться на разные причины, например, что в тарифе расходы на такие масштабные ремонты не заложены. Но вы правы: и пять лет тому назад этой энергокомпании было известно, что износ ее трубопроводов — под 70 процентов и выше. Они могли прогнозировать негативное развитие ситуации, они, как я предполагаю, знали, что будет так, как будет… Существующие объемы ремонтных работ «Квадры» не позволяют ей снижать общий процент износа сетей, он неминуемо растет год за годом.

Поэтому проблему нужно решать системно, комплексно и даже в некотором роде радикально. Разговоры ведутся и в областной Думе, и в «Единой России», однако пока не вырисовывается однозначного решения, поддерживаемого большинством. Подчеркну, мы сегодня более озабочены поиском ответа на вопрос: «Что делать?», нежели на вопрос: «Кто виноват?»

— Насколько вообще эффективна и экономически целесообразна существующая в Смоленске схема теплоснабжения жилого фонда, «заточенная» под «Квадру»?

— Хороший вопрос. Смотрите, протяженность сетей «Квадры» в Смоленске составляет около 75 километров. Ее трубы диаметром до метра с температурой теплоносителя около 100 градусов лежат глубоко в земле. Учитывая возможные потери тепла, сразу встает вопрос об эффективности данной системы транспортировки. И это — при условии, что трубы новехонькие. А когда их износ под 80 процентов… Один лишь нормативный (!) уровень потерь теплоносителя в этих трубах составляет около 100 тонн в час. Не говоря уже о сверхнормативном. Все это вкупе выливается в огромные деньги.

Есть эксперты, которые говорят о том, что совокупные потери теплоносителя в магистральных сетях «Квадры» составляют почти 40 процентов. Если подсчитать, каким бременем оплаты такие потери ложатся на население, боюсь, некоторым станет совсем не по себе. Например, тем, кому ежемесячно приходит счет на 2–3 тысячи рублей за отопление.

Одному «Жилищнику» «Квадра» за год предоставляет услугу по отоплению на миллиард рублей. Плюс — горячая вода. Плюс — другие управляющие компании Смоленска. Вместе получаем полтора–два миллиарда. И если от этой суммы высчитать 40 процентов потерь, получим… почти миллиард. Это — объем возможной переплаты горожанами за отопление и горячую воду. То есть, смоляне, возможно, переплачивают «Квадре» почти миллиард рублей каждый год. Есть, над чем задуматься.

Мы примерно подсчитали, что для приведения существующего магистрального хозяйства «Квадры» в более–менее приемлемое состояние (не говоря о полном решении проблемы износа сетей) необходимо вложить в реконструкцию и ремонт около 1 миллиарда рублей. Но даже если предположить, что теоретически этот миллиард найден, сразу появляется следующий вопрос: «А дальше–то что?» Нужно и в последующие годы продолжать вкладывать деньги, а если нет, то два–три года, и та же ситуация?

«Квадра» ссылается на то, что объем финансирования капремонтов, заложенный в тарифе, составляет лишь 50–70 миллионов рублей. Но разве это освобождает ее от ответственности? Вовсе нет. Если в тарифе не заложены средства, пусть ищут резервы, берут кредиты, берут из чистой прибыли, определяются с перспективой поэтапного роста тарифа на пять–десять лет вперед. Если они и далее собираются работать в Смоленске (а они, судя по всему, очень собираются), то должны сами найти вариант решения проблемы износа своих сетей и претворить его в жизнь.

— Только вот по факту никакой ответственности «Квадра» перед горожанами не несет. Если, конечно, не считать таковой извинения ее руководителя.

— Да, но ситуация дошла «до ручки»: в процесс ее решения включились представители высших кругов российской власти. Полагаю, «Квадра» все же должна предложить какие–то адекватные решения, точечные и (или) стратегические.

— Позиция Александровича более чем понятна: пока «Квадре» не дадут деньги, ничего не изменится. Вот она, позиция. Официально озвученная перед главой региона.

— Я слышал о том, что на той встрече Александрович сетовал на трудности кредитования. Но почему два года назад «Квадра» не брала нужные кредиты, когда финансовая ситуация в России была куда более благоприятной? Ссылка на трудности кредитования, как можно видеть, не совсем состоятельна. Все же понимали, что неминуемо придем к такой запредельной аварийности. Напомню, Прохоров купил эти магистральные сети в конце 2000–х, и времени на их модернизацию было предостаточно. А теперь вот говорят: «Дайте деньги».

— «Квадра» также сетует на то, что проведению ремонтов ей мешают долги «Смоленсктеплосети», «Жилищника» и других управляющих компаний.

— Эти долги — штука, с одной стороны, очень интересная. Давайте разбираться. У «Квадры» есть рассчитанный и утвержденный тариф на тепло, исходя из которого она выставляет горожанам счета за отопление. Опыт показывает, что в тех жилых домах, где установлен прибор учета на тепло, экономия по оплате в среднем составляет 20 процентов.

Представим теперь два одинаковых рядом стоящих дома: один с прибором учета, второй — без. Каждый из них должен потреблять, например, по сто гигакалорий. Если бы в одном из них не было прибора учета, «Квадра» выставила бы каждому дому счет на сто гигакалорий. Но так как он в одном из домов есть, там по факту получится не сто, а восемьдесят гигакалорий. То есть на 20 процентов меньше.

В Смоленске количество домов с введенными в эксплуатацию приборами учета на тепло составляет всего лишь 5–10 процентов (без учета новостроек).

По данным руководителя «Жилищника», эта управляющая компания платит «Квадре» примерно миллиард рублей в год за отопление. Но если бы все дома «Жилищника» были оборудованы приборами учета, он бы платил на 20 процентов меньше. То есть, можно понять, что сегодня «Жилищник» переплачивает «Квадре» порядка 200 миллионов рублей в год. Таким образом, долги «Жилищника» перед «Квадрой» немного надуманы. Не с юридической, конечно, стороны вопроса, а с коммунальной.

И это еще без учета ситуаций, когда «Квадра» не обеспечивает нужные параметры теплоносителя. А она их не обеспечивает очень часто — недостаточная температура и давление. Это могут подтвердить представители управляющих компаний, имеющих общедомовые приборы учета, которые фиксируют данные параметры в режиме реального времени. Вот такая арифметика получается.

— Рассматриваются ли сегодня в областной Думе и «Единой России» альтернативные схемы теплоснабжения Смоленска, в которых роль «Квадры» не является решающей?

— Когда я еще был депутатом Смоленского городского Совета, мы с коллегами, помимо прочего, утверждали тарифы на отопление и горячую воду. Тогда я говорил, что тарифы были завышены. Так вот, я и сейчас готов сказать ровно то же самое: тарифы «Квадры» завышены. Объясню, почему.

В квартирах, где есть газовое индивидуальное отопление, смоляне платят в пересчете за год много меньше, чем те, кто получает тепло от «Квадры». Я, к примеру, неоднократно производил подобный анализ на примере собственной квартиры. Как вам известно, семья у меня большая, детей много, а тепло в квартире — это одно из первых условий для того, чтобы все домашние были здоровы. И когда появилась возможность, я провел в собственной квартире индивидуальную систему газового отопления. Можно сказать, успел, поскольку сегодня это, к сожалению, уже запрещено.

Так вот, с учетом того, что мои домашние пользуются отоплением не шесть месяцев в году, но и в мае (когда прохладно), и в июне (когда сыро или холодные дни), и в сентябре (когда приходят первые осенние холода), платеж моей квартиры за отопление в пересчете на квадратный метр составляет менее 10 рублей. Для сравнения: в платежке «Квадры» такой же показатель втрое (!) больше — 30 рублей.

Таким образом, одна из альтернативных схем теплоснабжения Смоленска представляет собой постепенный переход на небольшие внутриквартальные котельные, где плечо поставки тепла до потребителя короткое, потери в сетях минимальные. Данную схему можно реализовать как на сетях «Смоленсктеплосети», так и на совершенно новых. Финансовые вложения в такую схему теплоснабжения сопоставимы с суммой, необходимой «Квадре» для обновления сетей. Инвестировав один раз, получим бесперебойную работу городской системы отопления, ее нормальный запуск в сентябре, и одновременно уйдем от огромных потерь в сетях, получим возможность понизить тариф за отопление.

Конечно, это радикальное решение. Сегодня в коридорах власти не стоит вопрос о том, что однозначно нужно переходить именно на нее. Такие серьезные решения необходимо согласовывать со всеми заинтересованными сторонами, на различных уровнях. В том числе, и с «Квадрой». Ее, кстати, гипотетически возможно привлекать в данной схеме в качестве инвестора.

Но если мы рассмотрим передовой российский опыт, то убедимся в перспективности данного направления. По оценкам специалистов, общая стоимость строительства сети газовых котельных, способных обеспечить теплом и горячей водой весь Смоленск, составляет около 2–3 миллиардов рублей. Вложив эти средства, мы перестанем нести миллиардные потери и забудем об авариях на несколько десятилетий.

Опять же, обратите внимание на опыт коммерческих структур, которые умеют считать собственные деньги: все они устанавливают котлы, топятся газом. Нет в Смоленске предприятий, пользующихся централизованным отоплением «Квадры» (разве только там, где есть сложности с подводом газа). Также в этом году запущена новая газовая котельная на улице Нарвской, она работает полностью в автоматическом режиме, никто там «уголь в топку не бросает».

Еще раз подчеркну: все эти варианты обсуждаются в «Единой России», на уровне региональной власти. Мы полагаем, что при участии и поддержке Сергея Ивановича Неверова будет выработано оптимальное решение. Думаю, смоляне узнают об этом сразу же.

— Пока стратегия не определена, необходимо думать о насущном — о подготовке к отопительному сезону 2016–2017 годов. Какие первоочередные задачи стоят в этой связи?

— Первая текущая задача — заставить «Квадру» ремонтировать свои сети, чтобы хотя бы — хотя бы! — не было масштабных аварий, чтобы осенью было не страшно войти в очередной отопительный сезон. В эти новогодние праздники я от лица «Единой России» несколько раз дежурил на аварийных участках в районе улицы Фрунзе, мы круглые сутки следили за проведением ремонтных работ. Должен заметить, что недопустимо, когда в ликвидации последствий аварии задействованы силы муниципальных предприятий, МЧС, управляющих компаний, а сотрудники «Квадры» даже место порыва найти не могут — нет ни техники, ни приборов… Роют ямы методом «тыка».

Пока «Квадра» является единой теплоснабжающей организацией в Смоленске, обеспечивает город теплом, на ней лежат все вытекающие из этого обязательства. Если этой коммерческой компании не хватает средств в тарифе на приведение своего сетевого хозяйства в должное состояние, пусть зарабатывает, повышая эффективность своей производственной деятельности. До сих пор «Квадра» не прислушивалась к настойчивому требованию городских властей по качественному и бесперебойному обеспечению смолян теплом. В определенный момент к этому процессу подключилась региональная власть в лице губернатора. Недавно региональное отделение «Единой России» собрало и передало в прокуратуру более 10 тысяч подписей смолян против бездействия «Квадры». Очень хочется верить, что все задействованные в этом вопросе компетентные лица смогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

 

«Увеличение тарифов не гарантирует отсутствие аварий на тепломагистралях»

Сергей Неверов, секретарь генсовета «Единой России», вице–спикер Госдумы:

— Я ежедневно просматриваю средства массовой информации, в том числе и региональные, и меня волнует ситуация в Смоленске: это постоянные прорывы магистральных труб и отключение горячего водоснабжения. Совсем недавно разговаривали на эту тему с губернатором Алексеем Островским. У нас есть определенные идеи и предложения по решению проблемы, которые мы постараемся довести до председателя правительства Дмитрия Медведева.

Как отмечает эксплуатирующая компания, без повышения тарифов решить этот вопрос невозможно. Но мы категорически против этого, так как даже увеличение стоимости услуг не гарантирует того, что средства будут направлены на ремонт теплосетей.

Эксплуатирующая компания говорит, что существует большая задолженность у города перед ней. Насколько я знаю, она практически погашена, но мы видим, что всего 1,5–2% из средств, которые получает «Квадра», направляются на ремонт. При этом в течение всего лета смоляне не имеют горячей воды — им говорят, что якобы идет ремонт, а зимой добавляются и прорывы труб. Поэтому мы этим вопросом будем заниматься очень серьезно.

 

«Квадра» не может решить эти вопросы сиюминутно»

Владлен Александрович, генеральный директор «Квадры»:

— Мы констатировали факт, что аварийность имеет место быть, она продолжается. Я доложил губернатору свое видение, что на сегодняшний день, по нашему профессиональному мнению, власть областная, муниципальная, а также компания — выполнить задачу по безаварийности в Смоленске не могут.

Ни у власти, ни у нас нет долгих денег. Для этого нужны федеральные системные решения, и если они будут, тогда «Квадра» вместе с властями смогут решить эти задачи.

Федеральные системные решения — это дешевые и «длинные» кредиты. Сегодня, даже получив долги «Жилищника» и «Смоленсктеплосети», «Квадра» не может решить эти вопросы сиюминутно. Нужны решения, программа действий, но по времени это займет минимум три­пять лет, потому что в один день перекопать весь Смоленск нельзя.

Вместе с тем, мы обязаны реагировать на скорость ремонтов, на содержание запасных частей. Также мы добавляем численность специалистов для того, чтобы увеличить бригады.

При этом спасибо большое Алексею Владимировичу лично и его коллегам из муниципалитета за то, что они очень сильно помогают — техники у нас не хватает, и МЧС, и МУП «Смоленсктеплосеть», и Николай Николаевич Алашеев лично принимают участие, приезжают на раскопки. Поэтому мы понимаем всю сложность и все те проблемы, которые, к сожалению, есть у смолян. Но прошу понять, что эта проблема не возникла сегодня.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/136/01