Роман Захаров: «Смоленским торфом особенно интересуется московский регион»
Юрий Семченков
Общество
Интервью начальника департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (эфир радио ВЕСНА 18 мая 2015 г.)
— Роман Александрович, какое направление работы вашего департамента является самым важным?
— Все направления важны, но начать наш разговор я хотел бы со сферы недропользования. В 2014 году правом пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обладали 56 недропользователей. Некоторые из них обладали несколькими лицензиями, и всего работы ведутся по 96 лицензиям на пользование недрами. Если разбирать спектрально, то 12 лицензий выдано на добычу глин и суглинков, 78 лицензий — на добычу песчано-гравийного материала, 6 лицензий — на добычу торфа.
Если разбирать финансовую составляющую, то могу сказать, что в 2014 году налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых составил 28,6 миллиона рублей. Кроме того, за отчетный период проведено четыре аукциона на право пользования участками недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
— Насколько я понял, основные наши полезные ископаемые — это гравий, песок и торф. А есть какие-то необычные редкие ископаемые на нашей территории?
— Конечно. Основное направление — это песчано-гравийные материалы, которые используются для строительства автомобильных дорог, промышленного и бытового строительства. Но хотелось бы отметить, что интерес к добыче полезных ископаемых в последнее время растет. Особенно вырос интерес потенциальных недропользователей к торфу, строительному известняку. В этом году мы планируем провести несколько аукционов по добыче торфа, соответствующие заявки уже поступили. У нас большие запасы торфа. И разведанные участки недр, и месторождения. По промышленной категории их на сегодняшний день более трех тысяч. Если в прошлом веке торф в основном использовался как топливо, то сегодня он представляет интерес как удобрение. Особенно нашим торфом интересуется московский регион — как крупные сельхозпроизводители, так и дачники. Восстанавливается предприятие в Рославльском районе, там перерабатывают торф в жидкое органическое удобрение.
Возвращаясь к вопросу об аукционах: от их проведения областной бюджет Смоленской области получил 93,8 миллиона рублей, если сравнивать с 2013 годом, то это на 15,4 миллиона рублей больше.
Если говорить о неотъемлемой части регулирования недропользования — геологическом надзоре, то в 2014 году в целях осуществления государственного геологического надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр проведено 15 плановых и 25 внеплановых выездных проверок. По результатам указанных проверок сумма административных штрафов составила 3267,0 тысяч рублей, что в 2,7 раза больше уровня прошлого года. Хотел бы отметить, что в декабре 2014 года внесены изменения в федеральный закон «О недрах», и с первого января 2015 года департамент наделен полномочиями по выдаче лицензий на пользование участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, либо объектов сельскохозяйственного назначения.
— А раньше как было?
— Раньше этим занимались на федеральном уровне, департамент по недропользования по Центральному федеральному округу. Если говорить о нашей Смоленской области, то в настоящее время из четырехсот десяти лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод нашему департаменту передано 320 лицензий. Основной критерий — объем добычи не должен превышать 500 кубических метров в сутки. Все, что выше, остается предметом регулирования федерального уровня.
— Надзор в вашей сфере ведь не ограничивается только геологическим, в каких областях еще осуществляется, скажем так, «присмотр» за природой?
— Общее правильное название этого рода деятельности — региональный государственный экологический надзор, который осуществляется департаментом в целях предотвращения вреда окружающей среде и здоровью граждан результатами хозяйственной и иной деятельности, соблюдения законности в сфере охраны окружающей среды. Государственный экологический надзор состоит из следующих надзоров: уже упомянутый выше надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; надзор за использованием и охраной водных объектов; надзор за охраной атмосферного воздуха и надзор за деятельностью в области обращения с отходами.
— Насколько активно ведется эта работа?
— Возьмем для примера прошедший год. В 2014 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 876 проверок, это на 100 проверок больше, чем в 2013 году. 524 проверки были плановыми и 352 внеплановыми. Проведено 39 административных расследований. По результатам проведенных проверок и административных расследований в 2014 году вынесено 858 постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение требований природоохранного законодательства. По делам об административных правонарушениях, возбужденных прокуратурой, вынесено 108 постановлений. Общая сумма наложенных административных штрафов в 2014 году составила 11,6 миллиона рублей, что в 2 раза больше, чем в 2013 году.
— За что чаще всего наказываете?
— Вот смотрите, всего в ходе проведения проверок и административных расследований выявлено 1001 нарушение требований природоохранного законодательства. Если разбирать по направлениям, то в сфере обращения с отходами производства и потребления — 769, в сфере охраны атмосферного воздуха — 93, в сфере охраны водных объектов — 6, в области использования и охраны недр — 133.
По фактам выявленных нарушений выдано 326 предписаний об устранении экологического правонарушения и об устранении правонарушения в области лицензионных условий пользования недрами.
Надо отметить, что в нынешнем году департаментом запланировано проведение 616 плановых проверок юридичесских лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 92 плановые проверки больше, чем в 2014 году. На сегодняшний день нами уже проведено 156 проверок, из них 101 плановая и 55 внеплановые. В ходе проверок выявлено 148 нарушений природоохранного законодательства, выдано 48 предписаний об устранении выявленных нарушений. По итогам проведенных проверок привлечено к административной ответственности 125 лиц, наложено штрафов на общую сумму 1 152 тысячи рублей.
— Какие наиболее существенные изменения в природоохранном законодательстве произошли в последнее время?
— Хотел бы заметить, что в 2014 году внесены довольно существенные изменения в природоохранное законодательство, в соответствии с которыми наш департамент наделяется новыми полномочиями. Особенно это касается изменений в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и в соответствующих законодательных актах Российской Федерации. Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти (для Смоленской области это Управление Росприроднадзора по Смоленской области) или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии) в соответствии с их компетенцией. В этом году планируется выход постановления Правительства РФ, в соответствии с которым все предприятия будут разделены на четыре категории.
Первая категория — это наиболее крупные предприятия и организации — будет однозначно относится к Росприроднадзору, есть дискуссия по предприятиям второй и третьей категории — в чьей компетенции они останутся, в федеральной или на уровне субъектов. Предприятиям четвертой категории, самым мелким, необходимо будет проходить регистрацию в нашем департаменте.
— Эти правила касаются всех предприятий?
— Абсолютно всех. Вне зависимости от того, есть ли у них негативное воздействие на окружающую среду или нет, категорийность предприятия нужно обосновать, присвоить и получить свидетельство о категорийности. Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Разбежка по времени для предприятий дается до первого января 2019 года, и с этой даты на предприятия, не выполнившие соответствующие требования, будет наложен штраф в размере двадцати тысяч рублей.
Возвращаясь к изменениям в законодательстве. Хотел бы остановиться еще на одной сфере. Это изменения в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления». С первого января 2016 года к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами добавятся несколько существенных направлений, а именно: разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными; организация деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов. То есть, каждый субъект Российской Федерации за 2015 год должен будет разработать территориальную схему обращения с коммунальными и промышленными отходами.
Что это означает? В каждом субъекте будет посчитана численность населения, плотность населения, количество образующихся отходов, и в соответствии с этими показателями будет разработана логистическая схема с учетом полигонов ТБО, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов.
Предполагается, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъектов РФ будет осуществляться региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
— Одна организация будет ответственна за это на всю область?
— Да, одна организация. Дискуссии идут, но могу сказать, на сегодняшний день определено, что региональным оператором будут заключаться публичные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками отходов, которые в свою очередь должны оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. И первого января 2016 года региональным оператором будет вноситься плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
— Что изменится для рядового гражданина?
— Каждый гражданин по этому направлению будет работать не со своей управляющей компанией, а по отдельной платежке платить своему региональному оператору. А региональный оператор, в свою очередь, будет рассчитываться с государством, платить так называемую экологическую квоту. Сейчас обсуждается, куда будут уходить эти платежи: на федеральный уровень или в пользу субъектов. Считаю необходимым отметить, что Смоленская область сейчас занимает четвертое место в Центральном федеральном округе по количеству специализированных полигонов ТБО, которые внесены в общероссийский реестр полигонов.
Учитывая, как много наша область уже сделала по строительству полигонов и в направлении разработки схемы обращения с отходами, думаю, тарифы у нас будут ниже, чем в соседних областях.