#18 (86)
21 октября 2013

Путь знаний Юрия Зарубова

Юрий Семченков

Мастерская

«Борьба за кусок хлеба, занимающая три четверти времени, делает нужду ужасной — она мешает работать, и разум заходит в тупик»
Поль Гоген

Признаюсь, что, готовясь к интервью с Юрием Зарубовым, членом Союза художников СССР с 1977 года, одним из лучших графиков России, замечательным книжным иллюстратором, автором потрясающих гравюр, предполагал, что речь в нашей беседе, прежде всего, будет идти об искусстве как таковом. Но беседа потекла по каким-то своим, только ей ведомым, правилам. Мне казалось, что мы говорили обо всем на свете. Визави же считал, что только об одном — о мировоззрении. Было ясно, что беседовать на равных с Зарубовым без соответствующего уровня эрудиции и энциклопедических знаний в самых различных областях невозможно.

— Юрий Николаевич, вы сами выбираете, чьи произведения иллюстрировать?

— Кто же меня в эту «тему» пустит?

— Даже графика такого уровня не пускают?

— Такие порядки. И не пускали никогда. К тому же, если вы думаете, что иллюстрировать книги некоторых современных поэтов — это достойно изящных искусств, то вы ошибаетесь. Это мучительно.

— Почему мучительно? Очень ответственно?

— Ответственно — это Цветаева и Пастернак, а эти и близко к уровню мировой литературы не подошли. Я не могу сравнивать стихи наемного рабочего с литературой Шолохова или Сенеки. Но современные же все «гении». Невозможно, сколько поэтов расплодилось.

— Непрофессиональный поэт не может писать хорошие стихи?

— Есть путь мастерства. Человек знаний — аристократ, на знания нужны средства. Знания — это дорогое удовольствие для любого государства. Вопрос ясен. Демократия — тоже роскошь. Если один или два процента населения богаты, а остальные живут в нищете, то демократии не может быть. Демократию могут себе позволить только очень богатые страны, исходя из этого, в нашей стране демократия — это просто насмешка или сознательный развал государства.

— Что же такое, по вашему мнению, богатая страна?

— Когда жители живут сыто и отсылают в другие страны не сырье, а готовую продукцию. Когда мы экспортируем не зерно, а хлеб, не нефть, а бензин, не лес, а мебель. Это еще Марксом написано.

— И когда можно будет сказать, что Россия — богатая?

— Когда мы займем в мире место Америки, а наши граждане будут иметь среднюю зарплату, как в Норвегии. Их олигархи должны жить у нас и хранить свои деньги в наших банках. Вот и все.

— Это если говорить только об экономике…

— Что касается богатства духовного, то есть постулаты, которые не меняются в зависимости от власти. Например, нравственность, совесть, вера. Не религия — вера. Эти вечные понятия могут быть неугодны в определенные моменты истории, и государство создает свою мораль, свою правду и свое право. Оруэлла «1984» читайте. Там все написано. Мораль, право и правду создает власть. Мы выпускаем ваучеры, потом скупаем всю страну. И семьдесят процентов населения ничего не имеет.

— А как же бесплатно розданные государством квартиры?

— Единственной ценностью я считаю землю. Это вечный основной капитал. Нет земли — нет у рода возможности жить. Собственность — это когда ты сам можешь прокормить свою семью. А доллары — это бумажки, не обеспеченные золотом. Путь один — раздать землю. И запретить ее перепродавать.

— Основополагающие законы жизни работают и сейчас?

— Они вечны. По этим законам Америка и сейчас владеет миром. Есть право собственности и сила, которая обеспечивает это право собственности. И все. И, естественно, одни нравственные законы для себя и совсем другие для всех остальных. Что-то изменилось? Ничего. Работают и большие духовные понятия. Есть понятие материнства, есть понятие любви, есть понятие рода. Дети, почитание родителей. Как это можно изменить?

— Что бы вы могли посоветовать тем молодым людям, которые только собираются связать свою жизнь с искусством? Стоит ли?

— Что значит посоветовать? Это путь. Если он хочет идти по пути знания — пускай идет. Я могу сказать только так: «Хочешь? Начинай, постигай, учись». Потом поступай в обучение к Маэстро, и ты будешь узнавать мир, выражать свое мировоззрение через искусство.

— Но хлеб художника нынче не сладок…

— Что такое хлеб художника? Его хлеб — знания. Знания мира, мировоззрение. Путь художника — это цепь. Знание — мировоззрение — картина. Создание картины ничем не отличается от создания андронного коллайдера. Но это путь маэстро. Художник — не наемный рабочий. И от наличия или отсутствия хлеба ничего не зависит. Вот вам хлеб — рисуйте, вот вам два хлеба, десять пудов хлеба — рисуйте. Не получается? То-то. Путь мастера — познание миров, а просто рисовать можно идти и в похоронное бюро. В современном мире, к сожалению, не нужно высшего образования как набора знаний, как мировоззрения. В России тем более. Не устаю повторять: должны быть традиции. Школа. Хочешь научиться петь — иди к Образцовой, и станешь личностью, которая голосом выражает весь мир. В консерватории, скажем, учишься — последние два года класс Рихтера. И ты два года с ним общаешься, проникаешься его мировоззрением. Как думать, как мыслить. То же самое в Академии художеств. Это нормальный путь, это классика. Ты учишься мировоззрению, ты думаешь о мире, о смыслах, о замыслах. Поэтому Капица поехал к Резерфорду. Но нужно стремление. И дар.

Шаляпин не имел образования, но попал в руки Морозова, который его заставил учиться, заставил читать, ввел в круг людей искусства. Это учеба? Да. Мирей Матье ее продюсер Джонни Старк буквально заставлял несколько лет ходить в оперу, читать, заниматься вокалом. Это обучение? Да.

А если не хочешь учиться, то можно стать композитором-песенником и идти в шоу-бизнес. Раньше ведь как было — заканчиваешь консерватории, получаешь дворянство, освобождаешься от налогов и начинаешь создавать. Живи, думай, мысли. Была великая русская литература, музыка, живопись, а сейчас нет. Сейчас все шоу.

— Песенник для вас все равно, что художник в похоронном бюро?

— Я не могу сравнивать песенников и, скажем, Шостаковича. Ни один Джон Леннон не написал оперы уровня Верди.

— Иной раз художники вынуждены заниматься чем-либо только ради хлеба насущного.

— У Пикассо как-то спрашивали, чем понятие творческий человек отличается от понятия художник. Он ответил очень любопытно. Творческий человек пишет картины, которые продаются. Если они не продаются, он прекращает свое творчество и творит то, что продается. А художник создает произведение, которое потом продастся. Писатель, поэт, художник, ученый не может работать как наемный рабочий. В этом случае у него нет возможности познавать мир, пробовать, ошибаться. Понятие «хлеб насущный» существует только для выживающих. Не для живущих. Курбэ в ответ на вопрос, почему его картины такие дорогие, отвечал, что эти деньги кормят еще и следующее его произведение. А если денег хватает только на хлеб и краски, где развитие художника, где путешествия, где возможность познания мира? Еще Андрей Рублев говорил, что художник «должен быть зело мудр, славен в своем доме и богат».

— Какой выход?

— Никакого. Все проиграли. Китай вот все делает правильно. Сохранил собственное сильное государство, аккумулировал деньги, а у нас что? Попробуйте отобрать собственность олигархов, Америка тут же скажет про нарушение демократии и введет войска. Нам нечего защищать, у нас население ничем не владеет. Армия не закупает вооружение, а конструкторские бюро Миля и Сухого делают технику для Индии. Какая это промышленность? Какой политик, заботящийся о мощи своего государства, будет так делать? Олигархи держат капиталы за рубежом. Что за бред! Что это за государство, в котором искусство и наука превращаются в товар? Когда это было, наука — товар? Мир переворачивается, а Россия проиграла, ее уже сдали давно.

— Когда началась, по вашему мнению, эта капитуляция?

— Проигрыш был еще в брежневские времена. Тогда уже ни о чем не думали, а капитуляция была горбачевская. Задумано и осуществлено.

— У вас есть авторитеты в живописи?

— Авторитетов нет, есть те, кто впереди.

— И много впереди?

— Много, начиная с XVI века. Дали говорил, что если ты хочешь стать художником, сначала попытайся научиться рисовать как Микеланджело и Леонардо. Пройди этот путь, стань человеком знаний, познай миры и вырази себя. Наука, искусство, педагогика — это сохранение и передача знаний. Высоких знаний о мироздании. И тогда есть жизнь, и есть путь впереди.

— А если у молодого человека есть способности или даже талант, и он придет к маэстро Зарубову и скажет, мол, Юрий Николаевич, я буду за вами ходить хвостом, смотреть, учиться, будем вот так разговаривать о мироздании, о творчестве, о смыслах?

— Если я увижу, что он имеет способности и желание, то его папа платит мне на создание картин, а он сначала будет у меня мыть кисти, как Леонардо. Это та же школа. Ничего не изменилось со времен Леонардо, Микеланджело и Вероккио. И папы платили за то, что мальчик учится у тебя. Папы кормили его, тебя и картины. Но… После обучения ты пишешь картину, собирается, скажем, Гильдия Святого Луки смотрит и, если ты достоин, дает тебе лицензию художника. Это сохранение Школы. Вот и все. Без школы ничего не бывает, искусство без школы не живет. Пройди школу, а потом делай, что хочешь. А в России сейчас какая школа? Почитайте Марка Аврелия, почитайте Конфуция. Почему государство всегда поддерживало науку и искусство? Талант всегда прав. Это единственный правильный путь. Этот гражданин — замечательный воин, создаем под него военную школу. У этого — хороший хлеб, создаем школу и ему. Учитесь у него. Но чтобы он отдал свои знания, он должен быть соответствующим образом вознагражден, дабы развиваться самому и развивать других. Государство должно дать ему другую жизнь, тогда он согласится стать наставником, передать свои секреты мастерства. Это на пользу всему обществу. Потеря школы — потеря независимости страны, потеря нравственности и веры. Проходя этот путь, постигая мастерство, вырабатываешь свой взгляд на мир. Когда открывали Царскосельский лицей, то пригласили преподавать ведущих словесников, физиков, математиков. Каждый был личностью, и они преподавали талантливым пацанам.

— Не ломает ли часто школа твое собственное мировоззрение?

— Школа никого не ломает. И если говорят, что, дескать, мое «я» исчезнет, то это бред. Не может ничего исчезнуть, если ты общаешься с Капицей или Рихтером, если ты способен обогащаться и двигаться вперед. Суть процесса познания всегда одинакова, но у каждого свой метод, свое лицо, свой стиль. Но если не пройдешь основы, если ты элементарно не умеешь рисовать голову, то тогда и появляются общественные объединения творческих работников, а не профессиональные. Государство сказало нам, что отныне нет профессионального объединения художников, а есть общественное, и каждый талантливый человек имеет право быть в объединении. На этом все закончилось, поэтому литинститут надо закрывать, консерваторию тоже, академию художеств. Зачем учиться? Все и так знают и умеют.

— Назначай сам себя — хочешь писателем, хочешь композитором, хочешь художником?

— Но не забудь куда-нибудь положить трудовую книжку, потому что сейчас у тебя не будет творческого стажа и пенсии. Если ты год пишешь картину, то у тебя трудового стажа нет. Я член союза художников еще СССР, чтобы вступить в него, надо было показать такой уровень.

— А сейчас как процесс вступления выглядит?

— Ты творческий человек и поучаствовал в двух областных выставках. Все, вперед. Все где-то работают по другим специальностям. О чем вы говорите? Как можно от любителя требовать качественные работы? Какой уровень у любителя? Что, после восьмичасового рабочего дня он в мастерскую идет творить? Не смешите. И у писателей то же самое. У них в Смоленске даже два союза. Это система. Дальше будет еще хуже, об этом говорил академик Алферов.

— Вы его позицию разделяете?

— Конечно. Он ученый, лауреат Нобелевской премии, и стоит на нормальных тоталитарных позициях любой страны. Соединенных Штатов, владеющих современным миром, Римской империи, наполеоновской Франции. Эта позиция одна у всех.

— Такие глобальные мысли не мешают вам рисовать простые натюрморты?

— А что, яблоко не является формой Вселенной?

— Вы когда рисуете яблоко, думаете, что это форма Вселенной?

— А что такое человек?

— Боюсь даже предположить.

— Тоже Вселенная. Она может быть ласковой, может быть грустной, может нести протест.

— Мы почти не поговорили о вашем творчестве.

— Я как-то решил сделать цикл гравюр о Смоленске «Град велик и мног людьми». Показать мощь того старого города, насыщенного, живого. Вы видели знаменитые гравюры Зубова с видами Санкт-Петербурга? Совершенные гравюры, изумительные, имперские, мощные. Что-то подобное я и планировал, собирался сделать больше четырех десятков работ. Сделал гравюры четыре, а потом деньги кончились. Дорого все это. Теперь вот хочу эту серию сделать в живописи. Но то, что я делал в графике, как это сделать в живописи? Чтобы ничего не потерялось, чтобы не получилось просто цветной картинки? Вот тебе задача. Но и это разговор не только о творчестве. Понимаете?..

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/086/05