Путь знаний Юрия Зарубова
Юрий Семченков
Мастерская
«Борьба за кусок хлеба, занимающая три четверти времени, делает нужду ужасной — она мешает работать, и разум заходит в тупик»
Поль Гоген
Признаюсь, что, готовясь к интервью с Юрием Зарубовым, членом Союза художников СССР с 1977 года, одним из лучших графиков России, замечательным книжным иллюстратором, автором потрясающих гравюр, предполагал, что речь в нашей беседе, прежде всего, будет идти об искусстве как таковом. Но беседа потекла по
— Юрий Николаевич, вы сами выбираете, чьи произведения иллюстрировать?
— Кто же меня в эту «тему» пустит?
— Даже графика такого уровня не пускают?
— Такие порядки. И не пускали никогда. К тому же, если вы думаете, что иллюстрировать книги некоторых современных поэтов — это достойно изящных искусств, то вы ошибаетесь. Это мучительно.
— Почему мучительно? Очень ответственно?
— Ответственно — это Цветаева и Пастернак, а эти и близко к уровню мировой литературы не подошли. Я не могу сравнивать стихи наемного рабочего с литературой Шолохова или Сенеки. Но современные же все «гении». Невозможно, сколько поэтов расплодилось.
— Непрофессиональный поэт не может писать хорошие стихи?
— Есть путь мастерства. Человек знаний — аристократ, на знания нужны средства. Знания — это дорогое удовольствие для любого государства. Вопрос ясен. Демократия — тоже роскошь. Если один или два процента населения богаты, а остальные живут в нищете, то демократии не может быть. Демократию могут себе позволить только очень богатые страны, исходя из этого, в нашей стране демократия — это просто насмешка или сознательный развал государства.
— Что же такое, по вашему мнению, богатая страна?
— Когда жители живут сыто и отсылают в другие страны не сырье, а готовую продукцию. Когда мы экспортируем не зерно, а хлеб, не нефть, а бензин, не лес, а мебель. Это еще Марксом написано.
— И когда можно будет сказать, что Россия — богатая?
— Когда мы займем в мире место Америки, а наши граждане будут иметь среднюю зарплату, как в Норвегии. Их олигархи должны жить у нас и хранить свои деньги в наших банках. Вот и все.
— Это если говорить только об экономике…
— Что касается богатства духовного, то есть постулаты, которые не меняются в зависимости от власти. Например, нравственность, совесть, вера. Не религия — вера. Эти вечные понятия могут быть неугодны в определенные моменты истории, и государство создает свою мораль, свою правду и свое право. Оруэлла «1984» читайте. Там все написано. Мораль, право и правду создает власть. Мы выпускаем ваучеры, потом скупаем всю страну. И семьдесят процентов населения ничего не имеет.
— А как же бесплатно розданные государством квартиры?
— Единственной ценностью я считаю землю. Это вечный основной капитал. Нет земли — нет у рода возможности жить. Собственность — это когда ты сам можешь прокормить свою семью. А доллары — это бумажки, не обеспеченные золотом. Путь один — раздать землю. И запретить ее перепродавать.
— Основополагающие законы жизни работают и сейчас?
— Они вечны. По этим законам Америка и сейчас владеет миром. Есть право собственности и сила, которая обеспечивает это право собственности. И все. И, естественно, одни нравственные законы для себя и совсем другие для всех остальных.
— Что бы вы могли посоветовать тем молодым людям, которые только собираются связать свою жизнь с искусством? Стоит ли?
— Что значит посоветовать? Это путь. Если он хочет идти по пути знания — пускай идет. Я могу сказать только так: «Хочешь? Начинай, постигай, учись». Потом поступай в обучение к Маэстро, и ты будешь узнавать мир, выражать свое мировоззрение через искусство.
— Но хлеб художника нынче не сладок…
— Что такое хлеб художника? Его хлеб — знания. Знания мира, мировоззрение. Путь художника — это цепь. Знание — мировоззрение — картина. Создание картины ничем не отличается от создания андронного коллайдера. Но это путь маэстро. Художник — не наемный рабочий. И от наличия или отсутствия хлеба ничего не зависит. Вот вам хлеб — рисуйте, вот вам два хлеба, десять пудов хлеба — рисуйте. Не получается?
Шаляпин не имел образования, но попал в руки Морозова, который его заставил учиться, заставил читать, ввел в круг людей искусства. Это учеба? Да. Мирей Матье ее продюсер Джонни Старк буквально заставлял несколько лет ходить в оперу, читать, заниматься вокалом. Это обучение? Да.
А если не хочешь учиться, то можно стать
— Песенник для вас все равно, что художник в похоронном бюро?
— Я не могу сравнивать песенников и, скажем, Шостаковича. Ни один Джон Леннон не написал оперы уровня Верди.
— Иной раз художники вынуждены заниматься
— У Пикассо
— Какой выход?
— Никакого. Все проиграли. Китай вот все делает правильно. Сохранил собственное сильное государство, аккумулировал деньги, а у нас что? Попробуйте отобрать собственность олигархов, Америка тут же скажет про нарушение демократии и введет войска. Нам нечего защищать, у нас население ничем не владеет. Армия не закупает вооружение, а конструкторские бюро Миля и Сухого делают технику для Индии. Какая это промышленность? Какой политик, заботящийся о мощи своего государства, будет так делать? Олигархи держат капиталы за рубежом. Что за бред! Что это за государство, в котором искусство и наука превращаются в товар? Когда это было, наука — товар? Мир переворачивается, а Россия проиграла, ее уже сдали давно.
— Когда началась, по вашему мнению, эта капитуляция?
— Проигрыш был еще в брежневские времена. Тогда уже ни о чем не думали, а капитуляция была горбачевская. Задумано и осуществлено.
— У вас есть авторитеты в живописи?
— Авторитетов нет, есть те, кто впереди.
— И много впереди?
— Много, начиная с XVI века. Дали говорил, что если ты хочешь стать художником, сначала попытайся научиться рисовать как Микеланджело и Леонардо. Пройди этот путь, стань человеком знаний, познай миры и вырази себя. Наука, искусство, педагогика — это сохранение и передача знаний. Высоких знаний о мироздании. И тогда есть жизнь, и есть путь впереди.
— А если у молодого человека есть способности или даже талант, и он придет к маэстро Зарубову и скажет, мол, Юрий Николаевич, я буду за вами ходить хвостом, смотреть, учиться, будем вот так разговаривать о мироздании, о творчестве, о смыслах?
— Если я увижу, что он имеет способности и желание, то его папа платит мне на создание картин, а он сначала будет у меня мыть кисти, как Леонардо. Это та же школа. Ничего не изменилось со времен Леонардо, Микеланджело и Вероккио. И папы платили за то, что мальчик учится у тебя. Папы кормили его, тебя и картины. Но… После обучения ты пишешь картину, собирается, скажем, Гильдия Святого Луки смотрит и, если ты достоин, дает тебе лицензию художника. Это сохранение Школы. Вот и все. Без школы ничего не бывает, искусство без школы не живет. Пройди школу, а потом делай, что хочешь. А в России сейчас какая школа? Почитайте Марка Аврелия, почитайте Конфуция. Почему государство всегда поддерживало науку и искусство? Талант всегда прав. Это единственный правильный путь. Этот гражданин — замечательный воин, создаем под него военную школу. У этого — хороший хлеб, создаем школу и ему. Учитесь у него. Но чтобы он отдал свои знания, он должен быть соответствующим образом вознагражден, дабы развиваться самому и развивать других. Государство должно дать ему другую жизнь, тогда он согласится стать наставником, передать свои секреты мастерства. Это на пользу всему обществу. Потеря школы — потеря независимости страны, потеря нравственности и веры. Проходя этот путь, постигая мастерство, вырабатываешь свой взгляд на мир. Когда открывали Царскосельский лицей, то пригласили преподавать ведущих словесников, физиков, математиков. Каждый был личностью, и они преподавали талантливым пацанам.
— Не ломает ли часто школа твое собственное мировоззрение?
— Школа никого не ломает. И если говорят, что, дескать, мое «я» исчезнет, то это бред. Не может ничего исчезнуть, если ты общаешься с Капицей или Рихтером, если ты способен обогащаться и двигаться вперед. Суть процесса познания всегда одинакова, но у каждого свой метод, свое лицо, свой стиль. Но если не пройдешь основы, если ты элементарно не умеешь рисовать голову, то тогда и появляются общественные объединения творческих работников, а не профессиональные. Государство сказало нам, что отныне нет профессионального объединения художников, а есть общественное, и каждый талантливый человек имеет право быть в объединении. На этом все закончилось, поэтому литинститут надо закрывать, консерваторию тоже, академию художеств. Зачем учиться? Все и так знают и умеют.
— Назначай сам себя — хочешь писателем, хочешь композитором, хочешь художником?
— Но не забудь
— А сейчас как процесс вступления выглядит?
— Ты творческий человек и поучаствовал в двух областных выставках. Все, вперед. Все
— Вы его позицию разделяете?
— Конечно. Он ученый, лауреат Нобелевской премии, и стоит на нормальных тоталитарных позициях любой страны. Соединенных Штатов, владеющих современным миром, Римской империи, наполеоновской Франции. Эта позиция одна у всех.
— Такие глобальные мысли не мешают вам рисовать простые натюрморты?
— А что, яблоко не является формой Вселенной?
— Вы когда рисуете яблоко, думаете, что это форма Вселенной?
— А что такое человек?
— Боюсь даже предположить.
— Тоже Вселенная. Она может быть ласковой, может быть грустной, может нести протест.
— Мы почти не поговорили о вашем творчестве.
— Я