Лев Прыгунов:
«Мои живописные боги — Веласкес и Пикассо»
Юрий Семченков
Мастерская
Любимый народом (народный артист России) актер театра и кино, не менее талантливый живописец, поэт… Любая из ипостасей Льва Прыгунова сама по себе уже мощная основа для серьезного разговора. Прибавьте к этому абсолютно определенную гражданскую позицию, удивительное мастерство рассказчика, оригинальный, может быть, иногда и спорный, взгляд на многие вещи и знаменитое неувядаемое обаяние.
Недавно Лев Прыгунов привез в Смоленск свою выставку «Энергетический реализм», и мы просто не могли не встретиться.
— Лев Георгиевич, вы сейчас можете различить птиц по пению, как в юности умели делать?
— Естественно, конечно. Это навсегда осталось. И по пению, и по виду, и по полету. Смогу точно сказать, что это, например, зяблик, а не овсянка, дрозд, а не клест. Я сейчас спокойно мог бы и чучело птицы сделать.
— Владеете одной из отцовских профессий?
— Я в свое время очень много чучел делал. После смерти отца наша компания прибилась к биологическому музею при Казахском государственном университете. Благодаря нам один смешной человек там даже кандидатскую диссертацию написал. Ему лень было самому ходить в горы, вот он и давал нам, пацанам, задания, и мы исследовали жизнь птиц, проводили наблюдения. Замечательное занятие, нам интересно было.
— Можно заметить, что это «птичье» увлечение осталось у вас и в живописи. На многих картинах встречаются символы, выраженные через изображения птиц.
— Совершенно верно. Птицы, бабочки… Я в детстве и бабочек ловил. И не только в детстве. Помню, прилетел
— Птицы на картинах — это всегда
— «Художник в России» — это пародия на парадный портрет. И дело в том, что на парадном портрете любая вещь обязательно
— Еще и надпись по латыни.
— «IMAGO SOLEMNIS PICTOR RUSSORUM LEV PRIGUNOV AB LEV PRIGUNOV PICTOR RUSSORUM», что означает «Торжественное изображение художника Льва Прыгунова, написанное художником Львом Прыгуновым». А дальше советская реальность — решетка, за ней ворона. Я ведь был пятьдесят лет невыездным. А ласточка — это идеал.
— Выходит, что зритель должен быть образован как минимум не меньше художника?
— Нет, ни в коем случае.
— Но символов на ваших картинах очень много, как зритель должен узнавать значение каждого из них?
— Никак. Просто никак. Дело в том, что наше подсознание устроено так, что человек уже все знает. Это я вам точно говорю. Есть архетипы — исторические, мифологические, психологические. Они нам на подсознательном уровне уже известны.
— В названии вашей выставки «Энергетический реализм» главное слово «энергетический»?
— Дело в том, что живопись не может быть не реализмом. Абстрактная живопись — это тоже реализм. Вообще, вся живопись — реализм.
— Мне показалось, что ваши работы находятся на некой грани между модерном и постмодерном?
— Никакого постмодерна у меня нет. Я его терпеть не могу. Какой постмодерн?! Мои боги — Веласкес, Сурбаран, Эль Греко. И самый великий художник — Пикассо. Знаете, чем отличается профессионал от любителя? Вот постмодернисты — это все любители. Я вам точно говорю. Что такое любитель? Он хочет сразу получить результат. Я понял это абсолютно конкретно, когда стал заниматься реставрацией живописи. Мы были друзьями с Савелием Ямщиковым, я попал в его компанию и там подружился с одним из лучших реставраторов живописи в Москве Сергеем Галушкиным, недавно ушедшим. Потрясающий человек. На примере реставрации я
— То есть вся история искусств отставляется в сторону?
— Абсолютно. Я помню, приехал в Ленинград за два месяца до вступительных экзаменов, специально, чтобы походить по музеям. И пошел на третий этаж Эрмитажа, о котором я мечтал с юности. И застал там такую картину —
— Прямо там?
— Прямо в центре, все на моих глазах было. Я видел, как разбили лицо одной художнице, разбили лицо устроителю этой выставки Оскару Рабину, ударили
— Краски на холсте.
— Краски на холсте. Там не было никаких призывов к свержению власти. Сейчас такие картины висят в любом музее…
Должен вам сказать, Россия всегда была советской. По моему мнению, Иван III — это первый советский вождь. До него России не было, были только княжества. Он закрыл границы. Каждый, кто убегал в другую страну, был врагом народа, и посылались отряды, чтобы его поймать и повесить. Иван III устроил первые выездные комиссии — собирались бояре и говорили: «Ты смотри, едешь послом — не посрами».
— Так эти комиссии по выезду просуществовали до конца ХХ века.
— Я об этом и говорю. Любая страна, конечно, приукрашивает свою историю, тянет одеяло на себя. Московская Россия никакого отношения к Киевской Руси не имела никогда. В этом украинцы правы. Это мое личное мнение. Я абсолютно убежден — настоящая Россия появилась с Ивана III.
— Ваше отношение к советской России известно. Вы даже
— Я, может, говорю очень непопулярные вещи, но считаю, что Россию спасли — а Россия
— Вы политику близко к сердцу принимаете.
— Почему русские люди терпеть не могут говорить о смерти, хотя это единственное, что есть реально? Все остальное иллюзорно, непонятно и не доказано. Почему русские люди терпеть не могут правду? Для них правда — это самая страшная вещь. Главное — их представление о действительности. И каждый русский человек это философ. Вся беда русского человека, в том, что он считает, что истинно только его представление о жизни, а все остальное — ерунда. Помните у Некрасова:
«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь — Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!»
И это было всегда, это чисто рабская сущность, чисто рабская. Отсюда и гордыня, и хамство раба. И самое удивительное — при любой тирании Россия всегда оставалась страной свободной. Дикий парадокс. А вообще русский человек хочет сразу все иметь. Это тоже природа раба.
— Ну, мы же не можем десятилетиями получать два процента прибыли.
— Зачем же два? Только триста. Но пройдет еще десять лет, придет новое поколение, и все будет нормально. Не надо торопиться. Скажу еще одну вещь, которая многим не понравится: за всю свою историю Россия никогда не жила такое долгое время — последние двадцать лет — так хорошо. В общем, все не так плохо. Могло быть, конечно, получше, но с другой стороны, — нельзя даже сравнить миллионы жертв от перехода от царской России к СССР с практически ничтожными потерями от перехода из СССР к России. Все забыли, что такое Советский Союз, забыли очереди, забыли хамство. Все забыли. Говорят, что у нас многое разворовывают. Но, как говорил мой друг, гениальный поэт Иосиф Бродский: «Говоришь, что все наместники — ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца». А рабам милее кровопийцы. Раб обожает палачей, потому что он сам в душе такой же палач.
— С такой позицией вы, наверное, для многих довольно неудобный человек?
— Вы знаете, меня это абсолютно не волнует.
— Если речь зашла о Бродском, скажите, вы себя в
— Я очень хорошо знаю Ленинград, но не очень его люблю. То есть я полюбил его уже после того, как оттуда уехал. У меня там друзья, которые были редкими, отдельными людьми.
— С
— Они все почти, к сожалению, ушли. Из той компании остались только трое. Естественно, общаюсь. Компания была фантастическая: Лев Лосев, великий Иосиф Бродский, гениальный Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Леонид Виноградов, Олег Григорьев, Евгений Рейн, мой друг с
— Немного о стихах. Такая мощная ленинградская поэтическая компания. Вы чувствовали их влияние?
— Конечно, я
— То есть книга стихов «Бывший орнитолог» написана в последние годы?
— Да, в основном это 2009–2010 годы. Есть
— Согласитесь, есть противоречие между вашим мировоззрением и ролями. Тот же знаменитый Бонивур.
— Насчет Бонивура. Вы думаете, случайно этот фильм ни разу не показали за последние годы? С
— Это в
— Все сделали. В
— Откуда пошло ваше увлечение востоком?
— Я ведь родился в трехстах километрах от границы с Китаем. Давно стал заниматься китайской философией. Начинал заниматься йогой, потом перешел в тибетский тантризм, а потом понял, что ничего на свете кроме даосов нет.
— Это увлечение сохранилось до сих пор?
— Да, сейчас я практикую особое направление китайской гимнастики — тайцзицюань.
— Что скажите о работах в кино вашего сына Романа?
— У меня замечательный сын, я считаю, что фильм «ДухLess» — это лучшая картина из всего, что сделано в России за последние годы.
— Мне показалось, что фильм получился намного сильнее книги. Вы гордитесь сыном?
— И за эту работу, и за первые два фильма тоже. «Индиго» и «Одиночество крови». «ДухLess» — роскошная картина, прекрасно сыграл Данила Козловский. Я убежден, что это будет его лучшая роль. Они так слились душами с Романом, что картина получилась ужасно пронзительной. Вот он — положительный герой.
— Макс в «ДухLess» — положительный герой?
— Он положительный герой. Он пошел против, он выжил, прошел и огонь, и воду.
— Хотел спросить о фильме «Картина». Правда, что свою роль в этом фильме вы считаете лучшей?
— Да, я снялся в этом фильме в
— Выходит, ее никто не видел?
— Два раза фильм показывали, а надо показывать хотя бы раз в полгода. Потрясающий роман Гранина, закодированный. Но сейчас он прозрачен, ничего страшного там нет. Просто о русской культуре и о нашей стране.
— У нас получается интервью больше политическое, нежели об искусстве.
— Искусство абсолютно связано с политикой.
— Вы считаете?
— В любом случае.