Блюз Якова Иоффе
Юрий Семченков, фото: Дмитрий Багдасарьян
Мастерская
М гновенно ориентироваться в ситуации и виртуозно владеть умением общения с самыми разными людьми, находящимися в различных психологических состояниях, — эти качества, как оказывается, просто необходимы в профессии, о которой сегодня пойдет речь. Ресторан, или как до сих пор говорят некоторые «кабак», — довольно суровая школа, и музыкальная, и жизненная. И лучшего собеседника на эту тему, чем Яков Иоффе, в Смоленске трудно себе представить.
— Яков, профессия ресторанного музыканта сейчас вымирает или нет?
— В свете того, что открывается много новых заведений, она будет востребована и дальше. Вопрос в другом — в уровне. Если раньше уровень ресторанных музыкантов был высочайший, играли все и все, то теперь, понимаешь, десяток фонограмм из интернета скачал и все, считает себя музыкантом.
— Есть в Смоленске некое сообщество музыкантов, играющих в ресторанах?
— Официального сообщества нет, потому что создание официального сообщества требует прохождения очень многих бюрократических процедур. А так основная масса музыкантов — очень дружные ребята. Общение происходит постоянное — и личное, и в интернете. Как бы негласный профсоюз. Ни одна новость не остается незамеченной, ни одно несчастье не остается без внимания. Если у
— Например?
— Например, если музыканты играют на
— Ничего себе.
— Мне же уже
— Да, в прошлом году всем городом отмечали.
— Мне было очень приятно, когда на мой юбилей драмтеатр был полон. Это лучший подарок. Меня до сих пор спрашивают, почему я на этом концерте сам мало пел. Вы не понимаете специфику Смоленска. Я пригласил
— Не обижаетесь на слово «лабух»?
— На это обижаться нельзя, так и есть. Мы лабухи, а официанты — халдеи. Просто слова. Лабух это общее название музыкантов, жаргонное, но сейчас так повелось, что лабухами называют в основном ресторанных музыкантов. От слова «лабать», обидного здесь ничего нет.
— Вы можете сыграть все, что попросят гости?
— Все, что я знаю или хотя бы слышал, я сыграю, поскольку сохранил еще навыки игры живьем. У меня для этого достаточно инструментов, слава Богу. Сейчас у меня три этажа клавишных, я могу любой звук воспроизвести, даже если нет никакой фонограммы.
— Есть стопроцентный «ядерный» репертуар?
— Каждый год этот репертуар не то, чтобы меняется. Скажем, обновляется. Есть, как говорится, вечные песни, а есть новые хиты. И если хит приживается, он тоже переходит в разряд вечных. Но процесс этот непредсказуем. Песни
— Интересно, кто их заказывает?
— Молодежь, как ни странно. Был у нас один показательный момент. Пришли молодые ребята и принесли нам список из примерно семидесяти пяти произведений, которые они хотели бы услышать на своей свадьбе.
— Даже такое практикуется?
— Да, говорят, что вот эти песни мы хотим слушать и под них танцевать. Так вот, это были песни из репертуаров ансамблей «Лейся, песня», «Веселые ребята», «Песняры», Юрия Антонова. Невесту, помню, звали Анастасия, и пришлось учить одноименную песню Антонова, ее у нас на тот момент в репертуаре не было.
— Есть песни, которые вы принципиально не исполняете?
— Конкретно воровские песни я не пою.
— Это все уже знают?
— Да, кто не знает, тот узнает. Но тут вот какая ситуация. С одной стороны я принципиальный человек, а с другой — я люблю группу «Лесоповал», потому что это Михаил Танич. И потом эти песни, извините меня, исполнены достойно, аранжировки там хорошие. Я пою, например, «Мой номер 245», пою «Владимирский централ», но это уже считается классикой и перешло из разряда жанровых песен в другую категорию. Того же Розенбаума,
— Казалось бы, Пахмутова в ресторане…
— Прекрасно идет живьем. Бардовская «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
— Удивительные факты я слышу…
— Если я пою, например, «Ласковый май» (вы представляете с моей внешностью?), то я пою стилизованным под Шатунова голосом.
— Некая театрализованная игра получается.
— Очень нравится гостям, с удовольствием под нее танцуют и заказывают еще и еще. Раньше в репертуаре была композиция Ванессы Мэй «Шторм», моя жена играла на скрипке. Люди были просто в шоке. Еще я, например, привез сюда в свое время музыку Лепса.
— Что значит привез?
— Я первый спел в Смоленске Лепса. Не считая песни «Натали» за Лепса никто не брался, достаточно сложно, вокально тяжело. Когда вышли такие песни как
— В ресторане заказывают и такие нелегкие песни?
— Заказывают. Более того, мы
— И понимали в зале?
— Понимали, вскакивали с мест и бежали к сцене с аплодисментами. А для музыканта критериев оценки только
— Есть стандартные ставки на «заказать песню»?
— Конечно, есть. Это определено по всей стране, в Москве чуть подороже. Надо будет, кстати, немножко ставки поднимать, потому что уровень цен поднялся, а уровень заработка остался тем же. Так не бывает. Сейчас песня определена в триста рублей.
— Во всех заведениях города стараются держаться одной ценовой политики?
— Да. Но если человек работает один, ему, наверное, достаточно и двести рублей, а если мы вчетвером, то нам и триста мало. Но поскольку мы работаем в лучшем ресторане, я считаю, мы имеем право
— Бывали интересные случаи из серии «пачку купюр в оркестр»?
— Пачку в оркестр уже давно никто не кидает, но на моей памяти было пару раз. Однажды человек пятьдесят отмечали юбилей, и кроме них почти никого не было, практически пустой ресторан. А рядом молодые ребята, дружелюбные такие.
— А что это вы играете, играете, а ни одного заказа не слышно?
— Да
— Слушайте, у моей собаки сегодня день рождения. Давайте, если они для людей не хотят песни слушать, поиграйте для моей собаки. Деньги те же.
Собаку звали, как сейчас помню, Эдик, огромный дог. И мы целый вечер играли в честь его дня рождения.
— А для себя какую музыку слушаете?
— Для себя я слушаю джаз,
— Сейчас у вас появился еще один вид деятельности — работа в музыкальном магазине.
— Музыкальный магазин позволяет увеличить круг общения в сторону более молодых ребят. Передать свои навыки, я
Меня просят часто
— Выучился саксофонист петь?
— Да, молодец.
— Какие годы были самыми благоприятными для ресторанной музыки, девяностые?
— Девяностые были как раз самыми трудными. Но после того, как все эти бандитские дела закончились, начались нулевые, и до кризиса был самый спокойный период, зарабатывались деньги. Потом стало совсем плохо. Очень много людей поменяло профессии. Ушли в бизнес, прогорели в бизнесе. Музыка такое дело — из нее можно уйти, но вряд ли можно вернуться. Поэтому те, кто остался, прорвался через все тернии, тот чувствует себя нормально. И сейчас работаем, несмотря на возраст. Те, кто работает со мной, никуда уходить, насколько я знаю, не собираются. А еще я ведь двадцать пять лет, несмотря ни на какие времена, цыганские свадьбы отыграл — как в рекрутах отслужил. Но сейчас уже не играю.
— Цыганские свадьбы — это
— Да, это повелось давно, это отдельная статья доходов, причем приличная, потому что там совсем другие деньги. Музыкант с улицы просто не сможет там работать.
И переносили свадьбы
— Трудно ли отбиваться от предложений выпить, посидеть с гостями?
— Трудно, конечно, потому что большинство людей считает, что если ты не пришел к ним за стол, то это неуважение. Обычно я говорю, что уважение измеряется не в градусах. Напиваться на работе считаю дурным тоном. Но всякое в жизни бывает, и если ты выпил настолько, что некрасиво выглядишь на сцене, лучше езжай домой. Алкоголь — тема серьезная, и сгубила многих музыкантов. У меня с этим проблем нет. В любом случае наша работа это стресс. Весь вечер мы стоим на сцене и смотрим на четыреста человек в разном состоянии. Заказывают песни тоже не всегда достаточно корректно. Но может у него настроение плохое, он хочет услышать любимую песню, чтобы стало легче. Надо дифференцированно относиться, если каждый раз психовать, то надо менять работу. Сейчас уже публика понимает, что работа музыканта — это тоже труд, причем, достаточно тяжелый. У хорошего, правильно поющего вокалиста в конце вечера устает не горло, не связки, а устают мышцы живота, пресс. Я после песни Лепса — как стометровку пробежал, надо отдышаться. Если ты уважаешь публику, стоя на сцене, — публика будет автоматически уважать тебя.
Почему я не люблю угловые сцены, а люблю фронтальные? Я должен видеть глаза людей, а они видят мои глаза. Если я свою энергию отдаю им, то это не проходит бесследно. Отдача просто незамедлительная. И не обязательно деньгами, не все деньгами меряется. Подходят ко мне, скажем, со словами благодарности: «Ты сегодня так здорово пел!», уже хорошо, уже я не зря живу.
— Что дает силы и желание столько лет заниматься одним делом?
—