#6 (74)
8 апреля 2013

Звуки му

Антон Савенок

Машина времени

Третье путешествие по жизненным перипетиям людей творчества, чья жизнь по рождению, бытию или просто временному периоду была связана со Смоленщиной, ведет нас прямиком в страну Евтерп. Как догадались, речь пойдет о музыкантах. Ниже вы не найдете имени нашего главного музыкального светила — Михаила Глинки. Не подумайте, что мы о нем забыли (или, упаси Господи, решили проигнорировать). Просто биография Глинки настолько общеизвестна и изучена, что ничего нового мы бы все равно не сообщили. А вот о других героях нашего материала вы узнаете неизвестные до сей поры факты и сведения

Александр Даргомыжский
[1813–1869]


В феврале этого года музыкальная общественность широко отмечала знаменательную дату — двухсотлетие со дня рождения великого русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Не остались в стороне и смоляне. И это неудивительно, поскольку со Смоленщиной судьба композитора связана самым тесным образом.

Александр Даргомыжский родился 2(14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Здесь необходимо отметить, что считаться нашим «стопроцентным» земляком Даргомыжскому помешал… Наполеон Бонапарт со своей армией. И до рождения Александра и после него семья будущего композитора проживала в своем родовом имении Твердуново (ныне Вяземского района). Но начавшееся летом 1812 года вторжение французских войск в Россию заставило семью спешно уехать в Тульскую губернию, лежавшую в стороне от главного направления движения наполеоновской армии на Москву. Тем не менее вскоре после изгнания французов семья Даргомыжских вернулась в Твердуново, где Александр Сергеевич прожил первые три года своей жизни. Впоследствии он неоднократно приезжал в это родительское имение: в конце 40-х — середине 50-х годов 19-го века для сбора смоленского фольклора во время работы над оперой «Русалка», а в июне 1861 года — для освобождения от крепостной зависимости своих смоленских крестьян.

В конце 1817 года семья будущего композитора переезжает в Петербург, к новому месту службы отца. С шестилетнего возраста маленький Саша регулярно занимается обучением игры на фортепиано. Упорные занятия, несомненные природные талант и дарование и хорошие музыкальные педагоги — все это привело к тому, что уже в начале 30-х годов в Петербурге Даргомыжский считался блестящим пианистом и талантливым сочинителем. «На 18-м и 19-м году, — писал Даргомыжский, — написано было мною, конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов.

В середине 30-х Даргомыжский знакомится с Михаилом Глинкой, который в то время заканчивал «Жизнь за царя». Двух музыкантов сблизило одинаковое воспитание, любовь к искусству. Именно под влиянием Глинки, под впечатлением от его великой оперы Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. Так появилась на свет первая опера композитора «Эсмеральда», в основу которой был взят роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды» она через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. Даргомыжский писал: «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целые восемь лет… Восемь лет напрасного ожидания в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Удрученный неудачей с «Эсмеральдой», Даргомыжский уезжает в Европу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Париже, Вене и Брюсселе. Вернувшись в Россию, композитор занимается изучением русского фольклора, пишет романсы и песни. Свое следующее крупное произведение — оперу «Русалка» — он начинает писать только в 1848 году.

«Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноименной трагедии в стихах Александра Пушкина, она создавалась в период 1848–1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на нее масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике», что помогло опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности композитору.

В 1859 году Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой шла довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса. Композитор вновь едет в Европу, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

Вернувшись в Россию, вдохновленный успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берется за сочинение «Каменного гостя». Однако его назначение на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной еще в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора. В январе 1869 года он умирает, оставив оперу неоконченной. (По завещанию «Каменный гость» был завершен Цезарем Кюи и оркестрован Николаем Римским-Корсаковым.)

Александр Даргомыжский был похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалеку от могилы столь почитаемого им Михаила Глинки.

В 20-м веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов.

Не угасает интерес к жизни и творчеству композитора и на Смоленщине. В Вязьме его именем названа детская школа искусств. Также принято решение о выделении средств на создание памятника композитору, который планируется открыть в рамках традиционного Всероссийского музыкального фестиваля имени Глинки в нынешнем году.

Ольга Воронец
[1926


Лидия Андреевна Русланова, Клавдия Ивановна Шульженко, Мария Николаевна Мордасова… Великие исполнительницы песен великого народа. Песен, которые, пожалуй, ярче всего отражают всю глубину души русского человека. Его доброту и искренность, бесшабашность и простоту, бескорыстность и сострадание, бесконечную любовь к своей Родине и готовность на самопожертвование. Песен, которые практически невозможно перевести на иностранный язык, потому что нельзя перевести на чужой язык русскую душу.

Ольга Воронец по праву занимает свое заслуженное место в этом славном ряду имен. Она родилась 12 февраля 1926 года в Смоленске в музыкальной семье. Ее мать была пианисткой, отец — профессиональным певцом (долгое время он пел в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской Армии).

Большое влияние на будущую певицу в детстве оказывала ее бабушка (урожденная Еленева), происходившая из рода обедневших смоленских дворян. Родители Ольги развелись, когда ей было три года, но с папой она дружила всю жизнь. Сама девочка пела с детства, хотела стать драматической артисткой. Именно поэтому в 1943 году, окончив школу, Ольга Воронец поступила во ВГИК, в мастерскую Василия Ванина. Однако вскоре любовь к пению взяла верх, и она перешла в Оперную студию в Сокольниках на эстрадное отделение.

Первые выступления молодой певицы состоялись на сцене Центрального клуба милиции в 1947 году, затем в вокальной группе Оркестра народных инструментов Московской областной филармонии. С 1956 года Ольга Воронец — солистка Мосэстрады. Прекрасная внешность, богатое обертонами меццо-сопрано, голос широкого диапазона от нежного пианиссимо до сильного форте способствовали большому успеху певицы у многочисленных почитателей ее таланта. Наибольший успех в то время ей принесли песни «Ехал на ярмарку ухарь-купец», «Мой костер», «То не ветер ветку клонит», «Хаз-Булат удалой», «По муромской дорожке».

С 60-х годов Ольга Воронец стала появляться на телевидении, звучать по радио, выступать на центральных эстрадных площадках. Она активно работала с Государственным русским народным оркестром имени Осипова. Композиторы Пономаренко, Фельцман, Птичкин, Мурадели, Туликов, Саульский писали песни специально для нее.

Так получилось, что один их кумиров Ольги Борисовны — Клавдия Ивановна Шульженко — была ее соседкой по подъезду. В одном из интервью она вспоминала так: «…Я живу на четвертом этаже, а Клавдия Ивановна жила на третьем. В детстве и в юности была ее поклонницей, дома пела ее песни. До сих пор не могу слушать ее без слез, потому редко ставлю записи Шульженко. Когда она пела „Не спугни очарованье…“, у меня сердце обрывалось. У нее не было крикливых нот. Она пела сердцем, потому и надорвала его. Клавдия Ивановна ушла, и что-то в жизни ушло. Мы по пять раз в день встречались. Деньги друг у друга одалживали, по телефону много раз на дню переговаривались…»

Кстати, в одном из соседних домов долгое время жила и Лидия Русланова.

Ольга Воронец по-прежнему живет в Москве, как и младший брат певицы, он инженер-электронщик. Второй брат, сын мамы и отчима, живет в Смоленске.

Работа всегда поглощала всю жизнь исполнительницы без остатка, потому первым ее мужем стал самый близкий к ней человек — баянист Рафаил Бабков. Вместе они прожили четырнадцать лет. Вторым мужем, с которым они прожили тридцать лет, был Владимир Соколов. Его, к сожалению, не стало в октябре прошлого года. Своих детей у Воронец нет…

В родном городе Ольга Воронец многие годы является председателем жюри фестиваля народной песни «Голоса России», который ежегодно проводится на лучших смоленских сценах и является едва ли не единственным крупным всероссийским фестивалем народной песни.

В 2009 году Смоленский городской Совет присвоил великой русской певице звание «Почетный гражданин Смоленска».

«Иванами да Марьями гордилась ты всегда!« — пела Ольга Воронец в одной из своих самых известных песен, обращаясь к своей Родине. Не только ими, добавим мы. Вами, Ольга Борисовна, тоже по праву гордится Россия. И Смоленщина.

Эдуард Хиль
[1934–2012]


Помните старый анекдот из середины 70-х годов прошлого столетия? Знаменитая «ливерпульская четверка» готовится к крупному концерту. Все немного волнуются, нервно курят, обсуждая плэйлист, и только Джон Леннон с блаженным выражением лица, вооружившись наушниками, безмятежно слушает радиоприемник. К нему подходит Маккартни и довольно раздраженно и на повышенных тонах говорит: «Что за дела, Джон?! Мы обсуждаем важные вещи, а ты прилип к этому приемнику!" На что Леннон, прижав палец к губам, полушепчет другу: «Тише, Пол! Там Хиль поет!»

Да, такие были времена. Навязываемые музыка, литература, одежда вызывали внутренний протест. И мы, четырнадцати-пятнадцатилетние мальчишки, были твердо уверены, что Beatles, Led Zeppelin и Deep Purple — это круто. А Хиль — это отстой. И Кобзон, и Лещенко тоже.

С тех пор прошло тридцать пять лет. И мы, приблизившись уже к полувековому возрасту, по-прежнему убеждены, что Beatles, Led Zeppelin и Deep Purple — это круто. Но только теперь поняли, что Хиль — это тоже круто. И Кобзон, и Лещенко…

Эдуард Анатольевич Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Детство будущего певца было непростым. Семья родителей распалась, и он воспитывался мамой. В начале войны детский сад, в который ходил Эдик, эвакуировали. Шестилетний мальчик потерял связь с мамой и оказался в Пензенской области, а затем недалеко от Уфы, в детском доме поселка Раевский. Там жил два года, участвовал в художественной самодеятельности, часто выступал в госпитале перед ранеными.

В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой, в только что освобожденный родной Смоленск, от которого остались практически одни руины. В течение пяти лет, с 1944 по 1949 год, Эдуард Хиль учился в смоленской средней школе № 27. По воспоминаниям однокашников, учился неплохо, любил рисовать. При этом был непоседой, мог подраться.

В 1949 году Хиль закончил седьмой класс и уехал в Ленинград к родственникам, поступил в Ленинградский полиграфический техникум. Помимо этого он занимался в оперной студии Дворца культуры имени Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году Хиль окончил Ленинградскую консерваторию и начал выступать как солист Ленконцерта. В 60-70-е годы его популярность была просто невероятной. Ему принадлежала большая часть всех советских хитов, и каждую новую песню в исполнении Хиля с нетерпением ждали миллионы поклонников и поклонниц. А песни в его исполнении звучали и вправду завидные: «С чего начинается Родина?», «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Лесорубы», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Солнечная баллада», «Лунный камень», «Как хорошо быть генералом», «Не плачь, девчонка».

Спеть в дуэте с Хилем почитали за честь лучшие советские эстрадные певицы — Мария Пахоменко, Людмила Сенчина, Майя Кристалинская, Алла Пугачева, Валентина Толкунова.

От большинства других известных исполнителей Эдуард Хиль отличался завидным сценическим долгожительством. Его слушали и в 80-х, и в «темных» 90-х, а в новом тысячелетии произошел удивительнейший камбэк Эдуарда Хиля.

В 1966 году Аркадий Островский написал песню «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой», в которой были такие слова: «Я скачу по прерии на своем жеребце, мустанге таком то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок». Советская цензура сочла воспевание ковбоев недопустимым и разрешила Эдуарду Хилю исполнять композицию только как вокализ, одними звуками. Песня получилась озорная, и хотя в ней нет слов, но есть блестящая аранжировка и есть замечательный голос Хиля…

А в 2010 году видеоролик вокализа, выложенный на YouTube, неожиданно приобрел огромную популярность во многих странах, в результате чего Хиль стал известен всему миру как «мистер Трололо». Ему поступали предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением стали едва ли не самым ходовым товаром в британских интернет-магазинах.

После появления ролика в американских блогах певец, находящийся уже в довольно преклонном возрасте, выступал в молодежных московских клубах. И молодежная аудитория принимала выступление Хиля с советскими шлягерами 1960–1970-х с большим энтузиазмом.

К сожалению, очередное возвращение большого певца к своим слушателям было недолгим. 4 июня 2012 года Эдуард Хиль умер, он похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Так название нашего родного города, всегда присутствовавшее в первой строке его биографии, заняло свое место и в последней строке. А родная для Хиля 27-я школа Смоленска, ранее носившая имя Дзержинского, теперь носит его имя. И это очень справедливо и символично. Потому что всем нам в этой жизни всегда больше всего не хватает добра. А Эдуард Хиль всю свою жизнь щедро дарил добро всем людям.

Валерия*
[1968

*Алла Юрьевна Перфилова


Сразу же оговорюсь: я не являюсь горячим поклонником этой, без всяких сомнений, талантливой певицы. И не потому, что мне что-то не нравится в ней. Просто мне всегда больше по душе была несколько другая музыка, другие песни.

Тем не менее уважаю ее за сильный характер, за то мужество, с которым она успешно преодолевала все трудности, часто встающие на жизненном пути. Уважаю за трех детей. Уважаю в конце концов за то, что она, не испугавшись однозначного осуждения практически всей «богемной» тусовки, решительно поддержала президента Путина во время предвыборной кампании, став его доверенным лицом. Как это ни странно, но в той среде, в которой по роду деятельности Валерии приходится вращаться, гораздо легче и несоизмеримо «моднее» заниматься критиканством и выдавать «на гора» очередные «преступления» действующей власти, чем быть объективным и честным…

Валерия, урожденная Алла Юрьевна Перфилова, родилась 17 апреля 1968 года в небольшом городе Актарске Саратовской области. Родители будущей певицы были творческими людьми. Отец работал директором музыкальной школы, мама — преподавателем в той же школе. Оба заслуженные работники культуры. И это, конечно же, фактически предопределило всю судьбу дочери.

С детских лет Алла проявляла те качества, которые в дальнейшем поспособствуют всем ее успехам — целеустремленность, ответственность, огромное трудолюбие и решительность в достижении поставленной цели. В школьные годы, помимо занятий в общеобразовательной и музыкальной школах, Алла занималась танцами, волейболом, лыжами. Однако любовь к музыке пересилила все иные увлечения, и, окончив в 1985 году школу с золотой медалью, она поехала в Москву, где успешно поступила в музыкальную академию имени Гнесиных по классу эстрадного вокала. Эстрадному мастерству певицу обучали народный артист СССР Иосиф Кобзон и народная артистка России Гелена Великанова.

В начале творческой деятельности Валерия (уже Валерия!) принимала участие в ряде конкурсов начинающих исполнителей. В 1992 году она победила в телевизионном конкурсе «Утренняя звезда», международном конкурсе «Братиславская лира» и получила приз зрительских симпатий на конкурсе «Юрмала-92». Но основной творческий успех пришел к певице после знакомства и последующего замужества с известным музыкальным продюсером Александром Шульгиным.

Что было дальше, знают все. Думаю, нет нужды повторять историю «идеальной» семейной жизни с «последующим ее разоблачением».

Сейчас Валерия счастлива и в жизни, и в творчестве со своим третьим мужем и продюсером Иосифом Пригожиным, воспитывает троих детей от брака с Шульгиным — дочь Анну и сыновей Артема и Арсения. И пусть все у нее будет хорошо. Наверное, она это заслужила.

Со Смоленском Валерию связывают достаточно давние теплые и, как она сама говорит, особые отношения. Когда будущая певица училась в Гнесинке, она проходила практику в Смоленской филармонии в ансамбле «Былина», из которого потом образовалось «Золотое кольцо». Выступления творческого коллектива проходили в основном в Москве, но и в Смоленске Валерия бывала часто.

В смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе певица прошла обряд крещения. Вот как она рассказывает об этом очень важном в жизни человека событии: «Я крестилась уже будучи взрослой, самостоятельно. Пришло спонтанное такое решение: в 21 год я работала в Смоленской филармонии. Это был такой период, конец 80-х, волна обращения людей в религию. И вот в Смоленске я увидела великолепный кафедральный собор. Я была так потрясена его красотой, что там же и крестилась, а вот верующим человеком я стала позже. По-настоящему в церковь я пришла уже где-то в середине девяностых…».

Особо тесное сотрудничество в нашем городе связывает Валерию с производственным объединением «Кристалл». Оно и понятно — «лучшие друзья девушек — это бриллианты», как никак. Смоленские ювелиры нередко приглашают певицу на свои корпоративные праздники, так что связи со Смоленском Валерия не теряет. А в один из последних приездов она не просто купила очередное украшение, но еще и сама приложила руку к созданию новой коллекции в качестве дизайнера.

 — Я еще в юности мечтала стать дизайнером, — призналась артистка. — Надо сказать, неплохо рисую. Кроме того, я очень люблю бриллианты, украшения с ними. У меня есть очень красивый браслет, в котором бриллианты чередуются с сапфирами. А еще колечко с розовым бриллиантом, подвеска…

Дай вам Бог счастья, Валерия.

Николай Носков
[1956


18 ноября 2012 года зал известной московской концертной арены «Крокус Сити Холл» был практически заполнен до отказа. Пять с половиной тысяч зрителей бурно приветствовали музыкантов, чьи имена навечно вошли в анналы советской и российской рок-музыки: Белов, Маршал, Львов, Яненков… Легендарная группа «Парк Горького» впервые за долгие годы воссоединилась, чтобы дать юбилейный концерт, посвященный своему двадцатипятилетию. Звучали давно всем известные и всеми любимые песни, накал и эйфория в зале нарастали. К завершению концерта публика практически начала скандировать имя музыканта, который еще не появлялся на сцене… И вот вышел человек в надвинутой на глаза кепке и своим неподражаемым голосом спел главный хит, известный во всем мире — «Bang». Это был первый солист «Горьких» Николай Носков.

Николай Иванович Носков родился 12 января 1956 года в городе Гжатске Смоленской области. «Там Гагарин родился, и я! Улетели — каждый в свою сторону, он первый — в космос, я — первый в Америку». С детства с успехом выступал в школьной самодеятельности, регулярно занимал первые места на детских конкурсах. Разумеется, играл на танцах в школьном «бэнде» — «Битлз», «Криденс», «Christie» и прочую «буржуйскую» музыку. Пел по-английски, английского практически не зная: «снимал» тексты на слух, записывал в тетрадочку русскими буквами. Однажды учительница английского языка под угрозой «двойки» за не выученный урок заставила его петь в классе одну из песен школьного ансамбля. «А теперь переводи!» — «Ну, Yellow River — желтая река…« — перевел Николай и замолчал. И тогда учительница сказала: «Запомни, тебе английский понадобится больше, чем всем остальным в этом классе. Потому что ты поешь хорошо!»

Эти слова он запомнил на всю жизнь, и, уже переехав после армии в Москву, не выпускал из рук учебник английского языка.

Николай — самоучка. Сам научился играть на гитаре, на фортепиано, на барабанах. В армии играл на трубе. Ноты выучил, словом, знал все, что нужно для того чтобы сочинять музыку. И при попытке поступить в Гнесинское училище получил признание педагога: «Мне нечему тебя научить. Ты все умеешь».

В конце 70-х он работал в ВИА «Ровесники» и «Надежда». А в 1980-м году произошла знаменательная встреча, предопределившая его дальнейшую судьбу — Николай Носков познакомился с самым прогрессивным композитором того времени Давидом Тухмановым и стал участником группы «Москва». Группа успела дать всего несколько концертов. И выпустить на «Мелодии» пластинку с несоветским названием «НЛО». Непривычные для советского уха гармонии и сложные аранжировки в сочетании с «буржуазно-капиталистическим» вокалом Николая Носкова не остались незамеченными — вскоре группу буквально задушили.

А с 1988 началась эпоха группы «Парк Горького». Во времена «глобального потепления» в отношениях с Западом появилась возможность сделать группу, способную «пробить» Америку. Созданием такой группы занялся Стас Намин, пригласив в новый проект Николая Носкова и Алексея Белова (с которым Николай был знаком еще по «Москве»). Из срочно записанных одиннадцати песен американцы выбрали три конкурентоспособные в их шоу-бизнесе и наказали остальное писать в том же духе. Тогда-то Носковым и была написана песня «Bang», ставшая впоследствии мега-хитом, поднявшимся до третьего места в хит-параде MTV, и до сих пор звучащая на радиостанциях всего мира. А вскоре альбом «Gorky Park», выпущенный в 1989 году, занял 81-е место в списке двухсот самых популярных альбомов журнала «Billboard», а в Дании вообще стал… золотым. Такого оглушительного успеха на западе ни до них, ни после не имел никто.

К сожалению, все в этой жизни имеет свое начало и свой конец. Через некоторое время вследствие создавшихся напряженных отношений внутри коллектива Николай Носков покинул группу и вернулся в Москву. С тех пор начинается его самостоятельная карьера, в ходе которой он начинает играть и петь совсем другую музыку.

«Года через три интенсивных гастролей я пришел к выводу, что эта музыка, хард-рок, меня не трогает. Обычно перед выходом на сцену так волнуешься, мурашки по коже — yx! А здесь просто вялый, никаких эмоций. Просто выходишь и поешь. До того все привычно и обычно, просто: куплет, припев, соло — и на этом все заканчивается. И я пришел к мысли, что надо попробовать себя в современной музыке».

Но и в новом для себя амплуа Николай Носков создал немало стопроцентных хитов — «Дай мне шанс», «Снег», «Это здорово», «Паранойя», «Я тебя люблю», «Я немодный», «А на меньшее я не согласен».

Помимо музыки певец увлекается гончарным делом и мечтает снять фильм о Николае Гумилеве. Говорит, что перестал торопиться и уже не хочет покорять вершин, а хочет, чтобы вершины шли навстречу сами. А на вопрос о том, было ли чудо в его жизни, отвечает утвердительно: «Я поехал в Индию, чтобы увидеть глаза лишенных „эго“, и я их увидел. Описать их невозможно. Это глаза, в которых нет зависти, в них только любовь и ласка. Кем бы ты ни был и как бы ты не был одет, эти глаза глядят на тебя одинаково, с любовью. Это божественная данность. Мне, возможно, что-то от них передалось, потому что я стал писать иную музыку и песни».

Те же, кому довелось с ним работать в последние годы, говорят о музыканте так: «Николай Носков не просто уникальный. Он Артист, которому дан великий дар через голос исцелять души человеческие».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/074/09