От матрёшки до «Теремка»
Антон Савенок
Смоленское наследие
4 октября исполнилось 165 лет со дня рождения замечательного русского художника Сергея Васильевича Малютина. Он провел на Смоленщине очень небольшой период своей жизни. Тем не менее, его работа радует и восхищает смолян и гостей нашего края вот уже более 120 лет.
Сергей Васильевич Малютин родился 22 сентября (4 октября) 1859 года в Москве в довольно богатой семье. Его отец был фабрикантом. Однако с самого раннего возраста мальчик столкнулся с очень жестокой реальностью. В два года он остался без матери, а еще через год умер его отец.
Будущего художника взяла на воспитание родная тетка, жившая в Воронеже. Подростком Сергей Малютин был отдан в коммерческое училище, а позже на курсы бухгалтеров. Но главным и любимым занятием для него было рисование, точнее, перерисовывание картинок из журналов.
В конце 70–х годов Малютин попал на проходившую в Воронеже выставку художников–передвижников, которая произвела на него неизгладимое впечатление и определила его дальнейшую судьбу. Малютин твердо решил стать художником.
Для осуществления мечты Сергей Малютин возвратился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился три года. Его преподавателями были такие большие мастера как Владимир Маковский, Илларион Прянишников, Евграф Сорокин.
Во время учебы Сергей Малютина неоднократно участвовал в ученических выставках, неизменно получая хорошие отзывы. В 1884 году его работа «Больной», написанная по этюдам, сделанным в одной из московских богаделен, была удостоена поощрительной премии…
После окончания учебы в 1886 году Сергей Васильевич три года преподавал в Елисаветинском институте. Денег на жизнь ему не хватало и приходилось подрабатывать — писать декорации для Нижегородской оперы Саввы Мамонтова, Московской частной оперы, иллюстрации к произведениям Александра Пушкина.
В 1890 году Малютин вместе с сергиево–посадским столяром и токарем Василием Звездочкиным создали русскую матрешку. Считается, что ее прообразом стала японская игрушка. Василий Звездочкин выточил фигурки, а Малютин их расписал. Игрушка состояла из восьми фигурок, и все они хоть чем–то отличались друг от друга.
Малютинская матрешка произвела настоящий фурор и получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В том же году произошло еще одно знаковое событие как для Сергея Малютина, так и (как теперь очевидно) и для всей смоленской земли.
Сергей Малютин был приглашён в имение Талашкино, принадлежавшее Марии Клавдиевне Тенишевой. Здесь художник разрабатывал дизайн утвари и мебели, руководил художественными мастерскими. Именно по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе. Вершиной смоленского периода Малютина стал всемирно известный «Теремок», которым и по сей день восхищаются все туристы.
Помимо Сергея Малютина в Талашкино работали известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов и М.А.Врубель. Они создавали эскизы для художественных изделий усадьбы.
Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчества, избегая слепого копирования традиций народного искусства.
В 1903 году Сергей Малютин вернулся в Москву, и стал членом «Союза русских художников». До 1917 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1909 году Сергей Васильевич Малютин стал руководителем портретно–жанрового класса, которым до него руководил В. А. Серов. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей. Положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, затем последовали портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова–Бельского и многих других известных людей.
С 1918 по 1923 год года Сергей Малютин преподавал в Высших художественно–технических мастерских (ВХУТЕМАС). Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжая писать портреты. В 1922 году художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР), а в 1927 году вошел в художественную группу «Объединение художников–реалистов». Одним из самых ярких, показательных и известных произведений Малютина советского времени является портрет писателя Фурманова, написанный в 1922 году.
В 1934 году с большим успехом прошла персональная выставка Сергея Малютина в связи с 75–летием художника и 50–летием его творческой деятельности.
Одной из последних значимых его работ стала картина «Партизан» 1936 года, посвященная Гражданской войне.
Умер Малютин в клинике на Девичьем поле в ночь с 5 на 6 декабря 1937 года на руках у своих сыновей Владимира и Михаила, ему было 78 лет.
Сергей Малютин стал настоящим новатором в декоративно–прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве. Его произведения находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина. Украшают работы большого художника и коллекцию Смоленской художественной галереи.
фото: https://www.admin-smolensk.ru/novosti/news/news_19578-html/