Житие святого Авраамия
Антон Савенок
Смоленское наследие
21 августа Русская православная церковь и вся Смоленская область отметили 805ю годовщину со дня успения преподобного Авраамия Смоленского.
Философ, проповедник, отшельник и живописец, этот выдающийся человек был первым просветителем Смоленщины. Благодаря тому, что его житие было написано учеником сразу после смерти, мы располагаем довольно подробными сведениями о его биографии.
Преподобный Авраамий Смоленский (его мирское имя неизвестно) родился в 1172 году в семье богатых родителей, приближенных к семье смоленского князя. Долгие годы родители, у которых было двенадцать дочерей, молили Господа о даровании им наследника. И Господь услышал их молитву.
С детства Авраамий был особенным ребёнком: он больше любил молитву, чем веселые игры со сверстниками. В училище, куда определили его родители, он обратил на себя внимание необыкновенной любознательностью. В свободное от занятий время отрок любил посещать храм, где был певчим и чтецом. Родители мечтали, что единственный сын женится и продолжит род, но он стремился к благочестию, желая стать монахом.
После смерти родителей он раздал полученное немалое наследство храма и монастырям, сиротам и вдовам, всем, кто нуждался. Он принял постриг в Успенском монастыре на Селище под Смоленском. Сегодня это деревня Богородицкое.
Уже здесь Авраамий прославился не только иноческими подвигами послушания, поста и молитвы, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг. Благодаря князю Роману Ростиславовичу, который любил просвещение, в городе было открыто училище, где обучали латинским и греческим книгам. У князя была большая библиотека, к которой преподобный имел свободный доступ.
В 1198 году преподобный Авраамий, приняв сан иеромонаха, был избран духовником обители. Он вел неутомимую пастырскую деятельность, каждый день служил литургию. Преподобный обладал даром красноречия, умел понятно и просто толковать Священное Писание, но, тем не менее, его проповеди отличались суровой аскетической направленностью. Все это привлекало к нему многих слушателей. К Авраамию шли и богатые, и бедные люди, лица духовные и миряне, чувствовавшие, что в его словах была сила, исцелявшая душевные раны Он был строг и к себе, и к духовным чадам.
Все это не могло не вызвать злобу врага рода человеческого, который возбудил в братии зависть. Они настроили против праведника игумена монастыря, который запретил преподобному Авраамию беседовать с народом («ты же престани уча»). Прожив с таким запрещением около пяти лет, он был вынужден удалиться в бедный смоленский Крестовоздвиженский монастырь на Покровской горе. Тогда люди стали приходить сюда, чтобы услышать наставления святого человека. Их привлекали не только проповеди святого и его наставления, но и вся его строгая подвижническая жизнь.
Вскоре стараниями преподобного обитель была приведена в лучшее состояние, собственноручно он написал иконы, осветив темы, которые больше всего его интересовали: «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проводимых душею по смерти».
Все это дало повод для зависти части духовенства Смоленска. Они требовали подвергнуть Авраамия публичному суду епископа за то, что будто бы тот проповедует ересь, а талант проповедника причислили к колдовским ухищрениям. Смоленские священники не могли тогда понять подвиг Авраамия. Аскет, измождавший себя постами и ночными бдениями, был необычным примером подвижника.
Слухи смутили горожан и епископа Игнатия. Несмотря на то, что на суде святой сумел опровергнуть все надуманные нападки, а также обвинения в ереси («глубинные книги почитаетъ»), ему запретили служение и велели возвратиться назад в пригородную обитель на Селище.
Вскоре в Смоленске случилась страшная засуха, которой никогда ранее не было в этих краях. Это стало Божиим наказанием за неправедный суд над угодником Божиим. Не помогли молебны о ее прекращении, которые служились повсеместно. Тогда священник Лазарь обратился к епископу Игнатию с просьбой разрешить служение преподобному Авраамию и предупредил, что в противном случае еще большие беды могут постигнуть горожан. К чести епископа надо сказать, что он признал свою неправоту и просил у Авраамия прощения. Возвратившись в келью, преподобный стал возносить молитвы к Господу. Вдруг пошёл дождь, и засуха прекратилась. Когда произошло это чудо, тогда убедились все в невиновности преподобного.
Спустя несколько лет по благословению епископа Игнатия был учрежден мужской монастырь при церкви Ризоположения в Смоленске, который он содержал на собственные средства. Обитель была небогатой, и никто не желал становиться в ней игуменом. Тогда Игнатий вспомнил о подвижнике Авраамии и решил, что лучшего настоятеля ему не найти. Он наградил святого званием архимандрита, поручив ему заботы об обители.
Люди отовсюду шли к святому человеку. Прежние обидчики искали примирения с преподобным и просили у него прощения. Он простил своих клеветников, потому что знал, что на всё воля Господа.
В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Поэтому в его монастыре было всего 17 монахов. Более прежнего внушал он братии и духовным чадам помнить о смерти и молиться день и ночь, чтобы не быть осужденным на Страшном Суде.
Преподобный Авраамий был очень суров к себе. Он соблюдал неуклонно все посты, был сух и бледен.
Его ученик так писал о внешнем виде преподобного:
Лицо же блаженного и тело были сильно изнурены, так что его кости и суставы можно было сосчитать как мощи, и лицо его было бледно из-за великого труда, и воздер-жания, и бодрствования…
Подвижник брал пример со святителя Василия Великого, и в священном облачении был очень на него похож. Авраамий проводил все дни в проповедях, беседовал со всеми прихожанами без различия их сана и материального состояния. Божественную службу он совершал с особенным благоговением и следил, чтобы в это время никто не разговаривал, поскольку считал это святотатством.
Скончался старец приблизительно около 1219–1224 года, проведя в монашестве 50 лет, однако отмечается дата успения преподобного Авраамия Смоленского 21 августа.
Ученик Авраамия, преподобный Ефрем, после его кончины создал «Житие Авраамия Смоленского», которое стало первым произведением, отличным от «княжеских житий», где главный герой не князь, и не воин, а выдающийся духовный деятель из «рядовых» русских монахов.
Уже в 13–м веке преподобному Авраамию была составлены первые богослужебные тексты, что говорит о традиции местного почитания. Общерусское почитание Авраамия Смоленского было установлено на Макарьевском соборе в 1549 году.
Святой подвижник при жизни писал поучения. К сожалению, до нас дошла единственная его проповедь: «Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек».
Местонахождение мощей преподобного Авраамия достоверно неизвестно. По одним сведениям, с конца 19 века мощи Святого находились под спудом во Введенской церкви Авраамиева монастыря. По другим сведениям, после захвата Смоленска поляками в 1611 году, мощи были спрятаны и местонахождение их неизвестно.
Монастырь преподобного Авраамия Смоленского
За свою почти 800-летнюю историю Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, первым настоятелем которого был Авраамий, претерпел множество лишений. При взятии Смоленска поляками в 1611 году он был разорён, а затем и вовсе упразднён. Позже возрождён как православный монастырь. Во время войны 1812 года обитель была превращена французами в лазарет. С приходом советской власти монастырь вновь закрыли, а на его территории был размещён концлагерь. В годы Отечественной войны монастырь сильно пострадал, а здесь была открыта библиотека. И только с 2001 года монашеская жизнь в обители возобновилась и началось возрождение монастыря.
К сожалению, современники не сразу смогли оценить высокий духовный подвиг святого. Но преподобный Авраамий с достоинством и христианским смирением претерпел все обвинения. Он не только учил людей жить по евангельским заповедям, но сам был примером исполнения таковых, поступая по слову Спасителя:
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».