Несколько наивных вопросов о службе скорой медицинской помощи в Смоленской области
Медицина
Реорганизация скорой помощи. Благо или напасть?
В прошлом году завершилось реформирование службы оказания скорой медицинской помощи в Смоленской области. Что изменилось, и как это скажется на жителях региона?
Отметим сразу, отметая слухи и домыслы — в ходе реформы не было ликвидировано или сокращено НИ ОДНО районное подразделение «скорой». Реформа коснулась лишь организации вызовов.
Теперь в структуре станции скорой медицинской помощи Смоленской области имеется сама станция и 23 районные подстанции. Всего на станции работает 837 человек: 46 врачей, 437 средних медицинских работников, 268 водителей.
В чем суть реформы?
В организации единого диспетчерского центра по территориально распределенному принципу. Диспетчеры находятся на станции в Смоленске и еще на подстанциях в Рославле и в Вязьме.
Что это дает?
Появление единого диспетчерского центра дает широкие возможности для повышения качества оказания скорой помощи для смолян, вне зависимости от места проживания:
1) Позволяет осуществлять централизованный и автоматизированный приём вызовов скорой помощи и передавать их выездным бригадам, а также контролировать маршрутизацию пациентов на 2–й и 3–й уровень, осуществлять контроль оказания медпомощи тяжёлым больным (проведение консультации со старшим врачом).
2) Дает возможность консультации с консультативным центром в РСЦ по выбору тактики больным с ОКС.
3) Вводит единые требования при проведении внутреннего контроля качества и безопасности оказания скорой медицинской помощи (организованы ежедневные ВКС с подстанциями),
4) Вводит единые требования к оснащению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, оборудованием и т.д.
5) Позволяет эффективно использовать автотранспорт. Исключены непрофильные использования бригад скорой медицинской помощи. Организован достоверный статистический учёт работы бригад СМП.
Оперативность
Реорганизация оказания скорой помощи в Смоленской области позволяет несколько снизить остроту проблемы кадрового дефицита.
И если мы затронули эту проблему — необходимо отметить, что следствием кадрового дефицита медработников является, в том числе, и неукомплектованность бригад скорой медицинской помощи работниками.
Так вот, реорганизация (объединение в одно юридическое лицо) позволяет перераспределять силы и средства.
Например, для оказания скорой медицинской помощи в Руднянском районе могут направляться бригады из Демидова в том случае, если место вызова находится ближе к границе районов. В Ярцевский район направляется бригада из Дорогобужа. На Угранской подстанции сформирована вторая бригада СМП, которая привлекается при необходимости в Вяземский район для усиления, и так далее.
Объединение в одно юридическое лицо позволяет перераспределять силы и средства единой службы скорой медицинской помощи.
То есть, для оказания скорой медицинской помощи на границах районов привлекаются другие свободные бригады, которые находятся рядом.
Какие болезни лидируют по вызову «скорой»?
Среди заболеваний, по поводу которых смоляне обратились за скорой медицинской помощью в 2022 году, на первом месте по–прежнему находятся заболевания сердечно–сосудистой системы. Это почти каждый третий вызов (30,9% от всех обслуженных больных). По сравнению с 2021 годом количество таких пациентов увеличилось.
Среди заболеваний сердечно–сосудистой системы наибольшее количество вызовов поступает к больным с артериальной гипертензией (54,6%). В подавляющем большинстве больные требовали лишь снижения давления.
Заболевания органов дыхания по–прежнему находятся на втором месте. Их доля составляет 24,2% от всех смолян, обратившихся в «скорую».
На третьем месте вызовы к пациентам, получившим различные травмы, их доля составляет 8,9% от всех обслуженных больных.
По–прежнему среди заболеваний сердечно–сосудистой системы большое внимание уделяется пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения. В 2022 году бригадами СМП была оказана медицинская помощь 1717 пациентам с острым коронарным синдромом.
Число пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда составило 458 человек. Из них доставлены с острым инфарктом миокарда в РСЦ и ПСО 431 пациент (94%).
В прошедшем году за оказанием медицинской помощи обратилось 2886 пациентов с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК, инсульт).
Время доезда
В целом в Смоленской области показатель 20 минутного доезда в экстренной форме имеет положительную динамику, но пока ещё не достиг желаемого уровня.
Время ожидания в диспетчерской (поиск свободной бригады СМП) сократилось с 24 до 14 мин, время ожидания обслуживания с момента вызова с момента звонка сократилось с 43 до 32 мин.
ГЛОНАСС,
цифровой контур и технический интеллект на службе «скорой»
На оснащении ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» имеется 163 автомобилей скорой медицинской помощи, из них 16 единиц получены в 2022 году.
Все автомобили оснащены необходимым медицинским оборудованием и системой ГЛОНАСС, что позволяет эффективно управлять бригадами.
На станции используется оборудование с искусственным интеллектом для снятия ЭКГ, с помощью которого в режиме реального времени медицинский работник может быстро определить проблему, созвониться с консультантом и определить тактику лечения. Только за полугодие прошлого года снято и передано в консультативный центр около 10 тыс ЭКГ.
Станция скорой медицинской помощи работает в цифровом контуре здравоохранения Смоленской области. Управление работы станции скорой медицинской помощи организовано с помощью информационной программы. Бригады работают с планшетами, куда приходит вызов скорой.
Чем отличается скорая помощь от неотложной?
Экстренную помощь оказывают в случаях обострения хронических заболеваний или при возникновении внезапных состояний, которые несут угрозу для жизни пациента. К таковым относят нарушения дыхания, сознания, системы кровообращения, болевой синдром, отравления и ранения, кровотечения и роды, а также химические и термические ожоги.
Помощь в неотложной форме оказывается в случае острых состояний, которые не несут за собой явную угрозу жизни пациента. К таковым относят повышение температуры, давления, головную боль на фоне гипертонии или температуры, боли у онкобольных, боли в спине, ногах и пояснице, болевой синдром после травмы, фантомные боли, зубная боль и боль от пролежней, состояние после стресса. Сюда же относят и констатацию смерти человека.
Неотложную помощь оказывают с 8 утра до 20 вечера сотрудники службы неотложной помощи в поликлиниках, а с 20 часов до 8 часов — бригады «скорых».
Неотложная помощь работает в поликлиниках каждый день (важно: при звонке уточнить, что нужна именно неотложная помощь). Если в саму неотложку дозвониться не удалось — звоните по номеру «103».
Алексей Островский:
— На основе регулярно предоставляемой мне аналитики ЦУРа констатирую, что актуальность проблем, связанных с оказанием скорой медицинской помощи, все еще не теряет своей остроты. Вижу это, в первую очередь, на примере двух районов — Вяземского и Починковского и значительного числа негативных обращений, поступающих от их жителей.
Одновременно с этим фиксируем пусть пока еще скромную, но все же положительную динамику в части соблюдения бригадами «скорых» установленных временных нормативов — их доезд до пациента с момента поступления звонка диспетчеру должен быть совершен в течение 20 минут. Сейчас данный показатель составляет 61%, месяцем ранее — 58%. Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы при оказании как экстренной (угроза для жизни пациента), так и неотложной (болевой синдром, повышение температуры и т.п.) медицинской помощи служба «укладывалась» в данный норматив в 100% случаев. И наши граждане были уверены, что «скорая» приедет вовремя, а не через час, два или на следующий день.
Для минимизации проблемы кадрового дефицита в службе и мотивации молодых специалистов приняли следующее решение. Помимо предоставления жилья для молодых врачей и фельдшеров, которые придут на районные подстанции (в приоритетном порядке начнем решать этот вопрос с крупных районных больниц), поручил просчитать требуемый объем финансирования для ежемесячных доплат из регбюджета, исходя из количества имеющихся вакансий в службе. О результатах обязательно проинформирую.
Коллегиальный «мониторинг» ситуации в части проблематики, связанной с работой службы скорой медицинской помощи, продолжим.