Проезд «Ы»
Николай Жданов
Главная тема
В середине августа в Смоленске после завершения ремонтов должны были быть сданы сорок с лишним межквартальных проездов. Каждый второй из них ведёт к детскому саду, школе, поликлинике или иному социальному объекту. Должны были быть… За неделю до этого срока зампред Госдумы Сергей Неверов промониторил степень готовности объектов к сдаче и пришел в тихий ужас.
Конь не валялся
«По контрактам сроки сдачи уже через неделю! А то, что мы увидели, должно было точно происходить месяц назад, а не сейчас. Вместо завершающих штрихов — подготовительные работы. Проект реализуется уже второй год, казалось, ошибки прошлого пилотного года должны быть учтены, но нет. С крайней разочарованностью можно сказать, что проект снова идет на срыв», — подчеркнул Неверов, добавив, что смолянам нужен комфорт, а не разваленные дворы.
В каждом из районов Смоленска общая картина была понятна и одинакова: в большинстве случаев лишь срезан асфальт или демонтированы бордюры, а кое где строители вообще не приступали к работам.
Справедливости ради нужно сказать, что было и несколько завершенных объектов. Всего несколько из сорока трех. Но даже и там валялся строительный мусор, портивший все впечатление от ремонта.
Сергей Неверов напомнил, что ему стоило немалых усилий совместно с региональной властью «пробить» федеральное финансирование на ремонт проездов, чтобы решить насущную ежедневную проблему смолян и выразил надежду, что на ситуацию обратят внимание и представители администрации, и подрядчики, и депутаты Смоленского городского Совета, которые могут ежедневно мониторить работы и сигнализировать о проблемах.
«Хотелось бы понять реальные сроки выполнения работ, причины задержек, какие санкции будут применены к подрядчикам, как формировались лоты для торгов», — заключил зампредседателя Госдумы.
Закатать в асфальт
Через день после «грустного рейда» Сергея Неверова вопрос темпов и качества ремонта межквартальных проездов в Смоленске поднял губернатор Алексей Островский на совещании с руководителями районов и округов региона по вопросам благоустройства. Он потребовал от мэра Смоленска Андрея Борисова выявить виновных в срывах сроков и назначить им наказание.
«Присоединяюсь к справедливому раздражению и возмущению смолян по вопросу организации данной работы. Во–первых, я требую, чтобы вы [Борисов — авт.] жестко разобрались со своими подчиненными, которые так подводят вас, в результате чего вы подводите меня, и вместе мы подводим ожидания смолян. Кто додумался сроки контрактов установить до 15 августа?» — возмутился Алексей Островский, добавив, что дату окончания работ можно было определить на более поздний срок и «тогда сейчас бы не звучали справедливые претензии в адрес городской администрации ни с моей стороны, ни со стороны партии «Единая Россия», которая инициировала этот проект».
В нашем случае часть межквартальных проездов была просто разрыта, после чего дорожную технику перевели на магистральные улицы, а смолянам оставалось лишь терпеть неудобства у себя же во дворах.
«До завершения срока контракта остается неделя, а воз и ныне там. Прошу с этим вопросом разобраться, Андрей Александрович, и мне доложить, кто в администрации города виновен в нарушении сроков и какие меры наказания понес. Кто мешал организовать процесс так, чтобы не было справедливой критики со стороны жителей города и с моей стороны? Надо было делать по уму. Полностью отремонтировать магистральные улицы, а потом, заведя всю технику и рабочих во дворы и на межквартальные проезды, одномоментно все раскопать, провести необходимые работы и закатать эти участки в асфальт», — отметил Алексей Островский.
Он также подчеркнул, что количество компаний, которым можно доверить дорожные работы в Смоленске, невелико, а объем данных работ колоссален:
«Если у вас нет необходимого количества подрядчиков на территории муниципального образования, если не можете никого привлечь извне, зачем раздуваете перечень работ? Не можете 41 объект вытянуть, сделайте 20, но сделайте так, чтобы люди были довольны — в срок и качественно».
Невыносимая лёгкость бытия
Кого назначил виновными в нарушении сроков сдачи объектов мэр Смоленска Андрей Борисов и какое наказание они понесли, пока неизвестно. Аккурат в день первоначального завершения «межквартальной Олимпиады», 15 августа, замглавы Смоленска по ЖКХ Анна Пархоменко доложила депутатам городского Совета, что пятнадцать объектов планируется сдать 16–19 августа, еще пять — до 1 сентября, а оставшиеся семнадцать (!) межквартальных проездов остаются в работе до… не определенного чиновниками срока.
Обозначила Пархоменко и самого «злостного» подрядчика. Им оказался АО «ДЭП–47», получивший по контракту ремонт аж пятнадцати проездов. По состоянию на 15 августа лишь на одном из них было завершено устройство верхнего слоя основания и укладывалось асфальтобетонное покрытие, еще один проезд был готов на 95%, на четырех шла подготовка основания, на двух рабочие приступили к демонтажу бортового камня, а на шести ремонт не велся вообще.
По словам начальника дорожного управления мэрии Смоленска Натальи Майоровой, всем нерадивым подрядчикам были направлены претензионные письма и выставлены денежные претензии. Сумма грозящих им взысканий может достигать миллионов рублей, при этом штраф начисляется за каждый день «просрочки» графика.
На момент сдачи этого номера в печать ситуация выглядела следующим образом. По состоянию на 24 августа полностью были завершены работы только на одиннадцати объектах. Еще шесть проездов были почти готовы (в основном там оставалось установить новое освещение). А вот остальные, похоже, будут сдаваться в сентябре, и хорошо, если до Дня города. (В прошлом году в конце сентября такой ремонт также находился в состоянии «выхода на финальную стадию».)
Самому «злостному» подрядчику АО «ДЭП–47» мэрия Смоленска уже предъявила штраф (его размер, правда, не сообщается), расторгнув с этой компанией контракт на ремонт четырех проездов. Процедура проведения повторных аукционов на четыре объекта запланирована на последние числа августа. Следует думать, очередной «дубль» дорожных работ там начнется дождливой осенью. Как это отразится на качестве ремонта? Думаете, в лучшую сторону?
P.S. Будут ли сделаны выводы из всей этой истории для того, чтобы операция «Проезд «Ы» образца 2023 года прошла без описанных эксцессов, пока сказать не представляется возможным. Наверное, любые попытки анализа ситуации неминуемо упрутся в 44–й федеральный закон, и… Всё, расходимся. А то, что в конкурсах участвуют (и побеждают) компании, не имеющие как минимум достаточного количества дорожной техники — это, конечно же, лирика, не имеющая к делу отношения.