«Грязные танцы» экс–банкира Шитова
Светлана Савенок
Главная тема
Мы воспроизвели детальную хронику банкротства «Смоленского банка» и вспомнили скандальный «поход на Смоленщину» беглого олигарха.
После громкого скандала вокруг «Смоленского банка» (удивившего всю страну) и бегства Шитова от правосудия на Украину прошло без малого десять лет.
Понятно, что спустя столько времени стали забываться и события тех лет, и фамилия беглого банкира, и даже те мерзости, которыми этот персонаж отметился на Смоленщине.
Но мы не поленились, подняли массив архивных публикаций в региональных и федеральных СМИ и восстановили в деталях события тех лет.
Большое видится на расстоянии. Вот мы и решили «поворошить прошлое».
Первое. Мы выстроили в деталях хронику банкротства «Смоленского банка» — чтобы стал понятен весь цинизм этой чудовищной аферы Шитова.
Второе. Вспомнили в деталях поход этого «наполеона недоделанного» на смоленский Олимп — чтобы больше такого не повторилось.
История первая. «Хроника пикирующего бомбардировщика»
Сейчас можно совершенно определенно говорить о том, что вывод средств «Смоленского банка» на Украину (в «ПриватБанк») на счета британских компаний был воровством в чистом виде. Воровством средств вкладчиков. Воровством, совершавшимся с полным пониманием последствий. Воровством, совершенным с особым цинизмом.
В декабре 2013 года, когда уже многие смекнули, что с банком «что–то неладно» и начали выводить деньги из «СБ», банк скупает рекламное время и проводит активную рекламную кампанию на телеканалах Смоленска и в Москве.
В Смоленске, например, буквально за неделю до окончательного краха «Смоленского банка» в местных новостных блоках РЕН–ТВ президент банка Анатолий Данилов рассказывал, насколько выгодно и надежно быть клиентом «Смоленского банка».
Надежность кредитной организации, которая уже стремительно шла ко дну, с телеэкранов подтверждали известные, менее известные и совсем неизвестные смоленские общественники и деятели искусств.
И это при том, что тучи над банком начали сгущаться еще в начале ноября. Смотрим по датам.
6 ноября. В «Смоленском банке» проходят обыски и задержания. Вот, что пишут федеральные СМИ:
«Следователи ГСУ столичной полиции совместно с оперативниками ОЭБиПК ЛУ МВД России на станции «Москва–Курская» при силовой поддержке ОМОН МВД России по ЦФО провели вечером 5 ноября ряд обысков в офисах ОАО «Смоленский банк».
Как пояснила пресс–служба ГУ МВД РФ по г. Москве, «мероприятия осуществляются в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в октябре 2013 года по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность)».
По предварительным данным, неустановленные лица занимались незаконным обналичиванием денежных средств через расчетные счета фиктивных организаций за определенный процент от суммы перевода.
Проводились необходимые следственные действия, проверялась причастность сотрудников банка к совершению данного преступления.
В результате следственных действий и оперативно–розыскных мероприятий по подозрению в совершении вышеуказанного преступления задержан сотрудник московского офиса ОАО «Смоленский банк». В отношении двух других подозреваемых избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении», — пояснили в силовом ведомстве.
В «Смоленском банке» тем временем утверждают, что к самой организации у правоохранительных органов вопросов не возникло.
22 ноября. Группа сотрудников «Смоленского банка» обвиняется в вымогательстве денежных средств у клиентов.
«Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России выявлена мошенническая схема, направленная на вымогательство денежных средств у клиентов ОАО «Смоленский Банк» под угрозой блокировки их счетов. В противоправной деятельности подозревается группа работников указанного банка», — сообщают СМИ.
По оперативной информации, злоумышленники по формальным поводам блокировали расчетные счета коммерческих организаций, открытых в данном кредитном учреждении, а затем требовали денежное вознаграждение за снятие наложенного ограничения.
«В ходе «оперативного эксперимента» сотрудниками ГУЭБиПК МВД России был задержан один из участников группы — начальник отдела управления экономической безопасности Департамента сопровождения бизнеса московского филиала ОАО «Смоленский Банк», который получил от предпринимателя 251 тысячу рублей за разблокировку счета. В отношении задержанного СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в крупном размере», — сообщила пресс–служба ГУЭБиПК МВД России.
29 ноября. «Смоленский банк» прекращает проведение операций по вкладам, сославшись на технические трудности, которые в банке объясняли системным сбоем на фоне возросшей нагрузки на систему из–за возобновления расчетов по картам Visa и проведением клиентами большого количества операций по вкладам.
В этот же день появляется информация о том, что «Национальное Рейтинговое Агентство» отозвало рейтинг кредитоспособности ОАО «Смоленский Банк» в связи с «невозможностью банка своевременно и полностью исполнять свои обязательства перед клиентами».
2 декабря. На сайте «Смоленского банка» появляется сообщение об обращении за помощью в Центробанк. В нем банк пожаловался на «существенные проблемы с ликвидностью, возникшие из–за массового оттока средств клиентов».
Заметим, на тот момент миллиарды вкладчиков «Смоленского банка» уже были похищены и выведены за границу. Сам «олигарх» смоленского розлива паковал чемоданы и готовил свой побег из страны.
И пока банк виноватил вкладчиков, которые якобы запаниковали «из–за сбоя в работе банкоматов «Смоленского банка», стало известно о смене акционеров банка и о том, что главный акционер (Павел Шитов) продал все свои акции.
Далее для вкладчиков банка началось долгое время ожидания и надежды на спасение…
Чем все закончилось, известно. Шитов и Ко обманули людей самым циничным образом.
Примечательно, что случившийся «обвал» «Смоленского банка» эксперты назвали прогнозируемым событием. И вот почему.
«Бизнес банка очень завязан на проекты собственников, которые финансируются за счет средств, привлеченных от населения, что само по себе неправильно», — цитировали федеральные СМИ мнения специалистов.
В этой связи возникает резонный вопрос: как вообще стало возможным, что банк, который изначально стал заниматься «неправильной» (по заключению экспертов) деятельностью, продолжал работать не один год, привлекая деньги всё новых и новых жертв жуликоватых банкиров?
На этот вопрос ответ мы получим вряд ли.
История вторая. «Поход на Смоленщину»
«Смоленский банк» зазвучал «во весь голос» после победы на выборах мэра Смоленска Эдуарда Качановского.
О том, что избранный мэр Качановский и основной акционер «Смоленского банка» Павел Шитов быстро нашли общий язык, можно было судить по оперативному переводу целого массива муниципальных счетов в «Смоленский банк».
И тогда уже прозвенел первый «звоночек» — с интересами жителей Смоленска «церемониться» никто не будет.
В один «прекрасный день» родители малышей узнали, что оплатить детский сад теперь нельзя ни в почтовых отделениях, ни в Сбербанке, а ТОЛЬКО в отделениях «Смоленского банка», которых к тому времени в Смоленске насчитывалось всего пять (!).
Тогда уже пришло понимание, что для развития этого банка горадминистрация готова закрыть глаза на неудобства жителей города и заткнуть уши, чтобы не слышать возмущенного гула очередей.
Впрочем, при поддержке городской власти отделений у «Смоленского банка» вскоре стало гораздо больше. Как и новых проектов собственников банка.
«Смоленская Строительная компания», «Смоленская дорожно–строительная компания», «Смоленская клининговая компания», «Смоленская экологическая компания» и т. д. и т. п. Понятно, что все эти коммерческие проекты были просто обречены на успех при умелом использовании административной поддержки.
Неудивительно, что вскоре не только в кулуарах, но и в СМИ начали говорить о появлении в регионе влиятельной «ФПГ Шитова», под контролем которой находится власть областного центра — как исполнительная, так и представительная.
Правда, некоторое время спустя «звоночки» пошли уже «адептам» Шитова». Громкий арест Качановского, затем — скандал с платежками, который задел и президента «Смоленского банка» Анатолия Данилова.
Сам Шитов в публичную плоскость попасть не спешил. Однако cо временем он стал одной из самых обсуждаемых в соцсетях (на «Смоленском форуме») персон, поскольку многие политические скандалы, случавшиеся в Смоленске, были связаны именно с его именем и его интересами.
Один из ярких примеров и один из самых позорных эпизодов для города Смоленска — «продавливание» на пост главы города Александра Данилюка.
Эта неприглядная история с многомесячным голосованием и избранием с седьмой попытки «креатуры Шитова» запомнилась еще и заявлением депутата Михайлова о том, что голоса депутатов попросту покупаются небезызвестной финансово–промышленной группой.
В ходе затяжного кризиса городской власти сам Шитов в интервью журналу «О чем говорит Смоленск» заявил: «Прежде всего мы занимаемся бизнесом, а не политикой. И готовы работать с любой официальной властью в городе. Как бизнесмены мы заинтересованы в политической стабильности в регионе…»
Это максимально политкорректное высказывание однако мало вязалось с действительностью. Судя по предпринимаемым уже тогда политическим маневрам, «стабильность в регионе» — явно не тот путь, по которому пошли ведомые своим неформальным лидером депутаты Смоленского горсовета.
В конечном итоге администрация губернатора Антуфьева окончательно потеряла влияние на политику, проводимую городскими властями. Все значимые для региона инициативы депутаты Смоленского горсовета встречали протестным голосованием.
Кроме того, был окончательно потерян контроль регионального отделения ЕР над партийной фракцией горсовета. Политические скандалы стали повторяться с завидной частотой, и погасить их не могли даже «московские кураторы».
Сейчас действительно сложно поверить в ту безнаказанность, с которой Шитов до поры до времени контролировал смоленскую власть, зачастую намеренно создавая конфликтные ситуации между городской и региональной властью. И в этих конфликтах губернатор и обладминистрация обычно оказывались «проигравшей стороной».
В январе 2012–го (последнего года губернаторства Сергея Антуфьева), описывая «политический проект» Шитова, мы прогнозировали следующее:
«Проект этот, судя по всему, долгосрочный, и масштабами города Смоленска точно не ограничивается. «Поход на область» запланирован уже давно, и как раз в ходе этого похода, возможно, мы увидим и самого Шитова в качестве кандидата в депутаты областной Думы (скорее всего, не по одномандатному округу).
Если эта версия верна, понятно, что избрание в облдуму не самоцель, а лишь ступенька, с которой можно сделать шаг в кресло сенатора. И это, если можно так выразиться, задача минимум. Полагаем, в максимуме — «контрольный пакет» в Думе и «свой» губернатор».
Но внезапно «что–то пошло не так». Когда бесконечная вереница политических скандалов, генерируемая противоборством вечно воюющих сторон, надоела всем (и администрации президента в том числе), Сергей Антуфьев написал заявление об отставке.
Новый же губернатор — Алексей Островский — посчитал недопустимым создание условий «наибольшего благоприятствования» бизнес–проектам собственников «Смоленского банка». Все участники бизнеса стали равны перед законом и требованиями, которые к ним предъявляет власть. А на работу в таких условиях «структуры Шитова» «заточены» не были.
«Мыльный пузырь» в конечном итоге должен был лопнуть.
Когда «Смоленский банк» «лопнул», оставив вкладчиков «с носом», Шитов в своем твиттере с завидным упорством твердил, что причина случившейся катастрофы — губернатор Островский.
Ну что на это сказать? Островский, действительно, не стал потворствовать и закрывать глаза на странные истории, которые происходили в Смоленске. К примеру, не без труда, но городу удалось вернуть загадочным образом переданную шитовской коммерческой структуре уборочную технику и мусорный полигон… Долго можно перечислять. Главное, Островскому удалось ликвидировать такое явление как «тотальная продажность» смоленской власти. И сейчас, спустя годы, действительно не верится, что весь этот кошмар и был реальностью…
Что касается дней сегодняшних, один из пострадавших вкладчиков, с которым беглый экс–банкир решил пообщаться, рассказал нашему изданию, что Шитов «до сих пор переживает». Нет, не потому, что оставил без денег тысячи вкладчиков банка. Как сообщил наш источник, Шитов до сих пор «переживает за свою собственность», которую у него якобы «отжали» Рудаки…
Как мы уже сообщали, в России Шитова будут судить. Уже скоро. Видимо, заочно, поскольку Украина русофобов и нациков не выдает (а в том, кем стал бывший «смоленский олигарх» на Украине, можете убедиться, глянув на его посты в соцсетях.
Мы следим за развитием событий.