Похищенные миллиарды «Смоленского банка» нашли на Украине в Приватбанке
Светлана Савенок
Главная тема
Политический поворот в уголовном деле. Родину на «дружбу» с националистом Коломойским Шитов разменял, как мы полагаем, еще в 2013 году, когда находился в России.
Поиск похищенных миллиардов «Смоленского банка» привел в крупнейший банк фашиствующей Украины — Приватбанк (PrivatВank), основным владельцем которого является олигарх Игорь Коломойский. Об этом сообщают российские СМИ со ссылкой на расследование Rucriminal.info.
Примечательно, что получателями долларов США из «Смоленского банка» в Приватбанке являлись исключительно британские компании.
Мы сейчас не будем погружать нашего читателя в цифры и детали документального подтверждения преступных схем, поэтому отсылаем наиболее терпеливых к одному из источников информации.
В частности, подробную схему незаконного вывода средств «Смоленского банка» на зарубежные счета со ссылкой на расследование Rucriminal.info приводит издание Власти.Info.
Мы же попытаемся оценить шансы вкладчиков вернуть украденные деньги шитовской преступной группой, а также шансы самого экс–банкира Павла Шитова (по сути обокравшего людей) на «долгую и счастливую жизнь».
Банк, который лопнул
Бесславная кончина «Смоленского банка» произошла в декабре 2013 года. Кончина была столь же громкой, сколь и бесславной.
Отзыв лицензии банка сопровождался видеосюжетами (доказательствами) вопиющих фактов незаконной «обналички» и задержания сотрудников «Смоленского банка», выносивших «черный нал» в огромных дорожных сумках. Заметим, происходило это уже в то время, когда все операции для вкладчиков банка были приостановлены якобы «по техническим причинам».
Этот цинизм топ–менеджеров «СБ» по федеральным каналам наблюдала вся страна. История получилась чрезвычайно резонансной.
Многообещающее начало и бесславный конец
Для обманутых вкладчиков это была настоящая трагедия. История и масштабы бедствия здесь у каждого свои, поистине трагические последствия — общие. Тогда многие, польстившись на высокие проценты, уровень обслуживания и антураж «престижного офиса» (обстановка, бесплатный кофе и прочие прелести), перевели все свои сбережения именно сюда — в «самый перспективный банк».
К тому же владелец (основной акционер) «Смоленского банка» Павел Шитов на этапе становления и развития своего бизнеса в Смоленске «щеки надувал» умеючи. Пользуясь слабостью тогдашнего губернатора Сергея Антуфьева, через подкупы смоленских политиков, депутатов и чиновников Шитов фактически «нагнул» весь смоленский истеблишмент.
Так, не гнушаясь ничем, ровно так же, действуя беззаконными методами, Павел Шитов расширял свою империю, растущую на госзаказах и прочих преференциях, как на дрожжах.
Как грибы после дождя появлялись все новые и новые офисы «Смоленского банка», множились вклады и оборотные средства. Кроме того, «империя Шитова» приросла массой новых фирм, работавших в самых разных сферах — от строительства до клининговых услуг. Тогда для бизнеса Шитова в Смоленске таких понятий, как «невозможно» или «запрещено законом», просто не существовало. Шитову было дозволено абсолютно всё.
Например, дело дошло уже совсем до полного абсурда, когда тогдашний губернатор Сергей Антуфьев начал всерьез обсуждать возможность переноса бюста первого космонавта и нашего земляка Юрия Гагарина из сквера им. Ю.А. Гагарина «в другое место».
Причина была настолько чудовищной, что сейчас, по прошествии десяти лет, даже не верится, что такое вообще могло происходить в нашем славном городе Смоленске.
По задумке Павла Шитова, Гагарину предстояло «подвинуться» для того, чтобы на месте сквера имени Гагарина появилась большая стоянка для машин, поскольку не было другого места для автостоянки возле «башни Шитова», которую он построил на проспекте Гагарина (построил, кстати, там вопреки законам и здравому смыслу).
Это был лишь один из примеров, показывающий, как Павел Шитов в те времена решал проблемы в Смоленске. На его «хочу» слова «нет» просто не существовало.
Остановил зарвавшегося «серого кардинала» смоленской политики новый губернатор. Сейчас уже ни для кого не секрет, что Алексей Островский прибыл в регион с конкретной первоочередной задачей: остановить «политический шабаш», устроенный Шитовым, и вернуть управляемость в регионе.
Стоит отметить, Островскому удалось навести порядок в самые сжатые сроки. Бывшая «паства» Шитова в виде купленных депутатов и чиновников быстро сориентировалась, кто является реальным «вожаком стаи», и осознала, что от прежних «дурных» привычек все–таки стоит отказаться. В последствии все эти люди по тем или иным причинам ушли с политического и управленческого горизонта.
Что касается Шитова, лишившись возможности «решать вопросы» через подкуп, он моментально растерял и политический ресурс. Шел 2013 год. Надо было вести бизнес честно, на равных для всех условиях, а к такому Павел Николаевич не привык.
Именно тогда Шитов выходит «на международную арену» противоправной деятельности. Как показало расследование, вывод денежных средств в объеме более 700 миллионов долларов США в PrivatВank, принадлежащий Игорю Коломойскому, происходил с мая по ноябрь 2013–го.
Уголовный калейдоскоп
Уголовное дело в отношении фактического владельца «Смоленского банка» Павла Шитова по статьям 201 («Злоупотребление полномочиями») и 160 («Присвоение или растрата») УК РФ возбудили в декабре 2014 года. С тех пор он находится в федеральном розыске.
В 2016 году ему заочно предъявляют еще одно обвинение. Шитов обвинен в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и объявлен уже в международный розыск.
Уголовных дел по фактам мошеннической деятельности топ–менеджмента «Смоленского банка» было заведено множество. До суда пока дошли только два.
В марте 2019 года Тверской суд Москвы вынес приговор четверым бывшим топ–менеджерам ОАО «Смоленский банк», признав их виновными в крупной растрате и преднамеренном банкротстве кредитного учреждения.
Это уголовное дело было возбуждено в марте 2016–го. В качестве обвиняемых фигурировали Шитов (как владелец и главный организатор преступных схем), заместители управляющего московским филиалом «Смоленского банка» Михаил Яхонтов и Роман Щербаков, а также директор департамента кредитования Дмитрий Скоркин и начальник юридического департамента Тимур Акберов.
Однако Шитову удалось бежать из России, и перед судом тогда предстали все, кроме главного фигуранта.
Следствием и судом было установлено, что незадолго до банкротства «Смоленского банка» топ–менеджеры вывели из головного офиса через столичный филиал на счета подконтрольных иностранных компаний более 600 миллионов рублей, а затем преднамеренно обанкротили «Смоленский банк».
Установлено также, что руководители кредитной организации прекратили обслуживание счетов клиентов, ссылаясь на технические сбои, несмотря на то, что они заранее знали о предстоящем отзыве Центробанком лицензии у «Смоленского банка».
Кроме того, было выявлено, что фигуранты через московский филиал банка активно приобретали у подконтрольных им фиктивных компаний ничем не обеспеченные ценные бумаги, выдавали подставным фирмам кредиты и отчуждали в их пользу недвижимое имущество кредитного учреждения.
«Только с 2010 года по 2013 год «Смоленский банк» выдал шести подконтрольным Павлу Шитову строительным компаниям заведомо невозвратные кредиты на 2 миллиарда рублей», — пояснили источники в правоохранительных органах.
Приговором суда все подсудимые были признаны виновными. Яхонтову назначили наказание в виде 6 лет лишения свободы, Скоркину — 4 лет заключения, Акберову — 5,5 лет колонии и Щербакову 6 лет лишения свободы.
А вот смоленский подельник Шитова по махинациям — председатель правления «Смоленского банка» Анатолий Данилов (которому инкриминировалось мошенничество, причинение имущественного ущерба и неправомерные действия при банкротстве «Смоленского банка») отделался «легким испугом». Он был приговорен к 7 годам лишения свободы… условно.
А что сейчас?
Как нам удалось выяснить, на сегодняшний день все уголовные дела о махинациях «Смоленского банка» объединены в одно.
Напомним, первое уголовное дело о хищениях средств из «Смоленского банка» было возбуждено в декабре 2014 года. Сейчас 2022–й.
По мере расследования этой банковской «аферы века» росло, как количество уголовных дел и обвиняемых, так и сумма ущерба от деятельности преступной группы банкиров во главе с главным акционером «Смоленского банка» Павлом Шитовым.
Новые уголовные дела по деяниям фигурантов возбуждались и в 2015–м, и в 2016–м. Часть обвиняемых (топ–менеджеры) была осуждена, а кто–то даже успел отбыть срок, кто–то отделался «условкой»…
«Шитов создал преступное сообщество, состоящее из должностных лиц Смоленского банка и прочих, желающих поживиться за чужой счет граждан. Многочисленные уголовные дела, которые были возбуждены по разным статьям, касающиеся действий данного преступного сообщества, соединены в одно, которое до сих пор расследуется в СК РФ.
Только два уголовных дела дошли до судов, где были вынесены обвинительные приговоры по нескольким эпизодам в отношении 5 фигурантов — Данилова, Яхонтова, Щербакова, Скоркина, Акберова.
А что с остальными мошенниками? Что с остальными эпизодами? Кто организовал схемы вывода? Кто подписывал фальшивые документы? Кто довел банк до банкротства? Кому незаконно отошло имущество банка? Где сейчас жируют действующие лица и исполнители преступных схем? На какие цели идут украденные деньги? Надеемся, что у следствия есть ответы на эти вопросы», — эти вопросы от имени всех пострадавших от банковской аферы Шитова задает Елена Карелина, член комитета кредиторов ОАО «Смоленский банк», член Общественного совета АСВ.
Уголовное дело насчитывает 300 томов. По нашей информации, уже осенью перед российским правосудием должен был ответить за свои деяния «главный» организатор этой банковской аферы — Павел Шитов. Но.
Пока Шитова будут судить заочно, поскольку Украина отказывается его выдать России.
Смогут ли обворованные Шитовым и Ко тысячи вкладчиков банка вернуть «стыренные» деньги? Получат ли хотя бы моральную компенсацию в виде наказания этого циничного мошенника с непомерными политическими амбициями?
«Есть вероятность, что он вообще может избежать ответственности. Сейчас Шитов, находясь на Украине, ведет активную антироссийскую деятельность.
Он врет, что избавился от российского паспорта, он до сих пор путешествует по миру, пересекая границу по российскому паспорту (например, в Прибалтике был). И никто ничего не предпринимает, Интерпол никак не реагирует на эти его перемещения.
Кстати, украинский паспорт Шитов получил тоже незаконно. Потому что паспорт нельзя было выдавать лицу, находящемуся под следствием. А в то время, когда он получал паспорт на Украине, в Смоленске уже было возбуждено уголовное дело против него, он как раз скрывался от следствия», — недоумевает Елена Карелина.
Политический контекст уголовного дела «Смоленского банка»
Возможно, история о хищении средств «Смоленского банка» так и осталась бы одной из множества криминальных историй о выводе из российской экономики активов за рубеж, если бы не Майдан, превративший в конечном итоге Украину в плацдарм мирового фашистского реванша.
Еще раз хотелось бы обратить внимание читателя на даты, когда незаконный вывод денежных средств (на минуточку — более 700 миллионов долларов США) в банк Коломойского, происходил наиболее активно. С мая по ноябрь 2013 года.
Как раз в это время началась подготовка Майдана. О том, что Коломойский считается одним из главных организаторов и финансистов этого мероприятия, думаю, напоминать не стоит.
И есть все основания полагать, что драпал из родной страны, чтобы отречься от нее и стать «громадянином» Украины, Паша Шитов не спонтанно.
Что и «запасной аэродром», и «крыша» в структурах Коломойского были для него подготовлены заранее.
И, конечно, Шитов понимал, что идет на дерзкое преступление, которое не останется без внимания правоохранительных органов. Понимал, что здесь, в России, ему однозначно светил бы реальный срок заключения.
Поэтому Родину на «дружбу» с националистом Коломойским он разменял, как мы полагаем, совершенно осознанно еще в 2013 году, когда находился в России.
Полагаем, отправляя украденные у вкладчиков банка деньги на Украину, он уже готовился стать гражданином этой «вороватой» при любых президентах страны. А быть может, что–то и знал о грядущих переменах от своего будущего «патрона».
И неудивительно, что получив украинский паспорт, он «присягнул на верность» именно Коломойскому. Тому самому фашиствующему олигарху Коломойскому, на совести которого, кроме прочего — сожженные заживо люди в Одессе.
Напомним, Игорь Коломойский во время наиболее острой фазы гражданского конфликта на Донбассе, с марта 2014–го на протяжении года, параллельно ведению бизнеса занимал государственный пост — возглавлял Днепропетровскую областную администрацию.
Коломойского неоднократно уличали в финансировании радикальных добровольческих батальонов. По некоторым сведениям, Коломойским осуществлялось полное обеспечение подразделений «Днепр–1», «Донбасс», «Шахтерск», «Азов» и «Айдар».
Поэтому нет ничего удивительного, что и сам Павел Николаевич Шитов стал адептом украинского национализма.
Ненавидит «русню», Путина и Островского. Причем, в своем твиттере Шитов так яро придерживается антироссийской риторики, что остается только удивляться, что его еще за это не наградили. Хотя… предателей награждать не принято.
Мы привели здесь лишь самые безобидные скриншоты из ленты смоленского экс–банкира. Но вы вполне можете судить, что у этого человека в голове, и понимать, как он к нам с вами относится…
Откровенно говоря, хотелось на сей счет написать ну очень «многобукв», но от комментариев все же решили воздержаться. Будем следить за развитием событий.