Валерия Бугрова: «Важно, чтобы ребенок видел пример грамотной и красивой речи в семейном окружении»
Ия Ястребкова
Бизнес-класс
Директор центра развития и коррекции речи «НейроГрад» — о тонкостях ведения образовательного бизнеса, помощи детям с особенностями развития и о том, когда родителям стоит обращаться за помощью к логопеду.
Несколько лет назад в Смоленске появился современный центр развития и коррекции речи «НейроГрад». Мы пообщались с директором компании Валерией Бугровой, которая рассказала о причинах создания такого нетипичного бизнеса, об инклюзии и совместном обучении детей с разными возможностями, а также о том, как родителям понять, нужен ли их детям логопед.
— Валерия, хотелось бы узнать историю создания вашего центра. Правильно ли я понимаю, что вы используете довольно новые методики для оказания помощи в развитии детей?
— Идея открытия центра — наша общая с Алиной Колюшенковой и Светланой Раскиной. Мы дружим еще со студенческой скамьи, а со Светланой всю жизнь, многое вместе прошли. Нас всегда объединяло желание помогать другим, и хотелось, чтобы наши профессиональные знания и труд были направлены на это. Сошлись на идее комплексно помогать детям и родителям. После долгой, кропотливой предварительной подготовки и работы мы открыли наш центр.
Мы установили уникальное оборудование «Дом Совы», оформили по всем нормам зал для сенсорно–интегративных занятий, заказали нужные игры, собрали картотеку пособий и стали приглашать специалистов. Подбирали для наших тренеров и логопедов–дефектологов проверенные программы квалификаций, следили за соответствием общей идее центра. И теперь «НейроГрад» оказывает услуги логопедов–дефектологов, психологов, инструкторов АФК, ОФК, занятия по раннему развитию, творчеству, музыке, подготовке к школе и другие.
— Бизнес в сфере образовательных услуг довольно сложно развивать в таком небольшом городе как Смоленск. Знаю, что некоторые учреждения не смогли пережить пандемийный период. С какими сложностями приходится сталкиваться? Как удается оставаться на плаву?
— В марте 2020 года мы открыли наш центр «Нейроград», а через месяц к нам пришел карантин! Пришлось на семь месяцев, как и многим другим, закрыться. Основными сложностями стали: оплата аренды за помещение, удержание прибывших клиентов, персонала, текущие затраты. Нам также важно было не допустить сильного «отката» в развитии детей, которые успели получить первые результаты.
И поскольку клиенты уже начали посещать занятия, нам пришлось идти другим путем — дистанционным. Мы записывали видео–занятия, видео–инструкции, создавали комплекты пособий и конспектов для самостоятельной работы из дома с мамой.
Мы сплотились в тот период еще сильнее со всей командой, мы испробовали все возможности и у нас получилось выстоять. Уже за эти два года пандемии мы смогли оказать помощь еще большему числу детей.
Сейчас мы оказываем услуги снова очно, в полном объеме. Кстати, отмечу, что для меня стало приятным удивлением, что большую поддержку среди первых нам оказал именно смоленский Центр «Мой Бизнес». Я скептически относилась к идее обращаться к ним за помощью, но нужно было использовать каждую возможность. В прошлом году сотрудники Центра помогли нам открыть новый статус — социального предпринимателя. А это дает хорошие возможности. По программе господдержки бизнеса ребята помогли с созданием качественного фотоконтента для соцсетей. Также они регулярно предоставляют для нас обучение, качественные услуги по другим направлениям. Я благодарна сотрудникам Центра «Мой бизнес» за их труд и продолжаю к ним обращаться при необходимости.
— Насколько я поняла, вы работаете одновременно со здоровыми детьми и с теми, у кого есть некие особенности развития. Как это удается совмещать?
— Скорее, это одна из наших основополагающих идей — инклюзия. И эта идея имеет два аспекта. Мы заметили, что у детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает результативность, когда они занимаются параллельно с детьми здоровыми. Они тянутся к умениям более развитого ребенка, включается активное подражание, коллективная деятельность вызывает больший интерес к процессу. А вторая задача — это воспитание толерантного будущего поколения. Мы учим взаимопомощи, пониманию, заботе. Мы объединяем всех детей.
— Могут ли родители самостоятельно определить, что их ребенку нужна помощь логопеда, и как это сделать?
— Мы считаем, что если родитель задается таким вопросом, то лучше обратиться к специалисту. В нашем центре психологи, логопеды, дефектологи проводят качественную развернутую диагностику. Родители могут ознакомиться с данными о развитии своего ребенка и выбрать подходящее для себя направление.
Многие родители заранее беспокоятся о социализации в детском саду, особенно, если малыш еще мало говорит или не идет на контакт с детьми на площадке, например. И приводя ребенка на наши групповые занятия по раннему развитию, родители наблюдают. Советуются с педагогом, видят первую динамику, интересуются перспективами. И в процессе уже более детально обращаются с вопросами к специалистам и «подтягивают» хвостики уже в процессе. Кто–то видит отставание в речи и записывается на занятия к логопеду с целью запуска речи или коррекции. Кто–то видит недостаток в объеме внимания ребенка или трудности в понимании каких– то инструкций — тогда стоит обратиться к дефектологу или психологу.
Что касается детей старшего дошкольного возраста, то им предлагаются услуги логопедов и занятия по подготовке к школе. Многие проблемы с обучением можно «предвосхитить» заранее и пойти в первый класс подготовленными. Это важно, ведь сейчас от поступающих в школу уже требуется навык чтения и печатания букв — начального письма.
Мы призываем обратиться за консультацией к специалисту как можно раньше. Раньше считалось, что логопед работает с детьми только с пяти лет. Это не так! И есть первопричины отсутствия речи, которые гораздо проще скорректировать в более раннем возрасте, например, если начать работу в 2–3 года. И мы хотим, чтобы как можно больше родителей знали об этом.
— Может ли ребёнок сам преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
— Скорее нет. Есть отдельные случаи, когда небольшой речевой дефект можно исправить самостоятельно, лишь усилием воли ребенка. Но это встречается довольно редко. Чаще всего для такой осознанной и кропотливой работы все же требуется консультация логопеда и серия занятий. Ведь речь — это гармоничное развитие понимания, грамматики, лексики, звукопроизношения и других ее сторон. Речь обуславливает мышление. Поэтому без грамотной коррекции часто возникают трудности при обучении в школе. С возрастом небольшой дефект может обрести принцип «снежного кома», который уже придется корректировать дольше и сложнее. Профессия логопеда — это знание онтогенеза речи, поэтапной коррекции, детской физиологии. Поэтому лучше обратиться и решить речевую проблему вовремя.