#10 (256)
28 Июня 2021

О войне без бравад и пафоса: что нужно знать о «Поезде Победы»

Екатерина Сидоренко

Память

Уникальный передвижной музей истории Великой Отечественной войны вновь прибыл в Смоленск. Пройдёмся же по его экспозиции.

На часах 9.15 утра — в это время на железнодорожном вокзале Смоленска уже достаточно людно. Кто–то из проводников сдал смену и ждёт у главного входа такси, кто–то судорожно ищет паспорт, кто–то высматривает своих родных в толпе новоприбывших. Я в это время просачиваюсь сквозь них и оказываюсь внутри здания.

 К счастью (не удивляйтесь — я неделю назад вернулась из отпуска), сегодня мне никуда не надо уезжать. На вокзале я по другой причине — накануне в Смоленск прибыл «Поезд Победы», его мне предстоит увидеть впервые.

Между тем передвижной музей Великой Отечественной войны с уникальной экспозицией останавливается в городе–герое уже не в первый раз. Созданный как заключительная часть празднования Года Памяти и Славы, он приезжал в Смоленск осенью 2020 года. В рамках пилотного маршрута по регионам России поезд сделал двухдневную остановку в столице Смоленской области, ознакомиться с экспозицией успел и глава региона Алексей Островский. В этом году он лично пригласил посетить передвижной музей 10–летнего Серёжу Булычева из Рудни, который спас своего друга из–подо льда.

В этом году «Поезд Победы» снова остановился в Смоленске на два дня — посетить экспозицию можно было 9 и 10 июня. Однако из–за коронавирусной пандемии организаторы ввели ряд ограничений для безопасности посетителей. Например, приходить на экскурсию надо было за 15–20 минут до её начала, чтобы пройти процедуру термометрии и без спешки надеть СИЗы (маски и перчатки). Кроме этого, само посещение было организовано сеансами (через каждые пять минут) группами не более 12 человек.

Для получения пригласительного билета (пропуск в музей) нужно было зарегистрироваться на сайте проекта и следовать дальнейшей инструкции.

Если вы читали описание «Поезда Победы», то, вероятно, обратили внимание на слово «иммерсивный». Вообще, именно этот пункт делает весь проект уникальным: главная его цель — целиком погрузить человека в среду, создать полный эффект присутствия.

— Поезд прибывает на станцию! — звонкий голос отличается от того монотонного зубрежа, что обычно встречает пассажиров. Будто мы и не в 2021 вовсе, а… погодите? 1945?

Из сумрака в зал ожидания браво заходят солдаты. У двоих — бинтом обмотана голова. Руки устало держат котомку, стёртые сапоги покрыты пеплом и землёй.

— Вот они, живые! Родные! — навстречу к ним радостно бегут девушки в ситцевых платьях. Впалые глаза бойцов засветились, минута — и все обнимаются под звуки «Нам нужна одна победа».

Это представление — лишь часть иммерсивной экспозиции передвижного музея. Основная же расположена в восьми вагонах «Поезда Победы». Туда мы, колонной в масках и перчатках (своего рода боевая готовность), держим свой путь.

Каждый вагон — отдельный этап «того времени». Первый — довоенная пора, «цвет нации», идиллия, которую беспощадно прервала война. Уходить отсюда не хочется, а хочется вглядываться в эти умиротворённые лица, рассматривать мирный быт советских граждан. Куда едет этот студент в спортивном костюме, о чём говорит учитель музыки, что на первой полосе газеты седого мужчины?

Этого мне узнать не удастся.

Под гул сирен и пулемётную очередь я перехожу во второй вагон. Он отведён боям за Брестскую крепость. Пространство узкое — враг наступает, фигуры солдат, которые слились с кирпичом осаженной стены. Мне не хватает воздуха.

— «Умираем не срамя» — надпись на кирпиче то гаснет, то загорается вновь. Как будто завет остальным — отстоять Родину, пусть даже такой страшной ценой.

Лица войны, представленные в «Поезде Победы» — это лица обыкновенных жителей СССР. Вглядываясь в них, понимаешь, что именно единство народа всех национальностей помогло вырвать у фашистов победу. Общее дело объединило и молодых, и взрослых, и мужчин, и женщин — каждый готов был отдать свою жизнь за страну.

Вагоны отделены друг от друга механическими дверями, над каждой находится сенсор аудиогида — для удобства переключения повествования. Каждая новая дверь — новая часть истории. Но эту дверь мне совсем не хочется открывать.

Четвёртый номер.

Вагон «Концлагерь».

— «Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 18+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности», — гласит табличка над входом. В «гармошке» у входа в вагон странно тихо.

Мне уже есть 18, а других отговорок, чтобы не входить, — нет. Жму кнопку. Дверь открывается.

Упираюсь в спину немецкого командира, который ведёт допрос пленного. На лице последнего изнеможение и боль, и ничего из того, что я видела тремя вагонами ранее.

Сбоку — брошенные в кучу сапоги, дальше — головные уборы и личные предметы узников. Что–то отобрали по приезде, что–то осталось после смерти заключённых. На прогнивших нарах не люди — тела! — точнее, то, что от них осталось: скелеты, обтянутые обветренной кожей.

От атмосферы, которая царит в вагоне, бросает в дрожь. Полное погружение в жизнь узников концентрационных лагерей достигается с помощью медиа–«примочек»: мультимедийное сопровождение делает картину цельной. Всего для создания экспозиции «Поезда Победы» были использованы 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач–столов, которые с помощью звуковых и световых эффектов «оживляют» инсталляцию.

Под лай овчарок–охранников выбегаю из вагона. Ноги сами несут меня к победе — последнему вагону передвижного музея. Мимо блокадного Ленинграда, медчасти и научного отсека — прямиком в 1945–й, свободный для «советов» год.

Следом за мной из поезда выходит вереница детей — это ученики детской художественной школы имени Тенишевой. Сюда их привела замдиректора заведения Татьяна Еленева.

— Одно из больших направлений, на которое делает упор школа, — патриотическое воспитание, рассказала она. — Наши дети очень много рисуют на темы ВОВ. Понятно, что как эмоционально–образное впечатление, это будет полезно особенно для рисующего человека. Здесь дети шли и фотографировали буквально каждую деталь. Думаю, уже есть и идеи для будущих работ.

Экспозиция передвижного музея «Поезд Победы» затронула за живое и ректора Смоленского государственного медицинского университета Романа Козлова. Он признался, что война — «личная история» его семьи:

— Мой дед, по папиной линии, к счастью, прошёл всю войну. Поэтому, конечно, любые воспоминания о Великой Отечественной войне — те воспоминания, которыми мы гордимся. Поезд поразил своей организацией, потому что, с моей точки зрения, провести в течение короткого периода времени параллель от начала войны (той тяжелейшей ситуации, которая сложилась в начале этой ужасной катастрофы) до победы — сложно. Организаторам это удалось.

В поезде удалось показать подвиг советского народа — вне зависимости от национальности, вне зависимости от специальности. Это блестящая иллюстрация подвига, который совершил советский народ в те годы.

Интересно, что в конце экскурсии волонтёры проводят опрос для посетителей — вопросы связаны не столько с общим впечатлением от увиденного, сколько с фактами, озвученными в ходе прохождения экспозиции. Сами добровольцы вспоминают фразу «Никто не забыт, ничто не забыто», отмечая, что память о героях тем живее, чем бережнее мы её храним.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/256/03