Олеся Трофименко: «Маркетплейсы позволяют малому бизнесу выйти за рамки родного региона»
Ия Ястребкова
Нацпроекты. История успеха
Сооснователь смоленского бренда Smtextil рассказала о том, как успешно вести свое дело в эру онлайн–продаж.
Прошедший год стал серьезным испытанием для предпринимателей не только в России, но и во всем мире. Пандемия, локдаун — эти страшные слова разрушили тысячи и тысячи бизнесов, как малых, так и больших. С другой стороны, многие предприниматели смогли адаптироваться к новым реалиям и освоить современные форматы продаж. В числе последних — смоленская компания Smtextil, которая начала реализовывать свою продукцию на маркетплейсе Wildberries [международный интернет–магазин одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров. Помимо РФ, работает в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении — ред.].
Соснователь компании Олеся Трофименко рассказала в интервью журналу «О чём говорит Смоленск», как предприниматель может попасть на такую торговую площадку, в чем особенность продаж на маркетплейсах и как правильно выбрать постельное белье.
— Олеся, расскажите в нескольких словах, чем занимается ваша компания?
— У нас свое небольшое производство. Делаем домашний текстиль: постельное белье, одежду, трикотаж. Эти товары мы производим и продаем в своем же магазине, а также, с недавних пор, на маркетплейсе Wildberries. Кроме того, еще и работаем под заказ: шьем медицинскую и рабочую форму для различных предприятий и организаций.
— Сколько лет вы уже на рынке?
— Наша компания работает уже более шести лет.
— Как пришла идея заниматься именно текстилем, постельным бельем?
— Это решение для нас с моим партнером Еленой было достаточно очевидным. Так исторически сложилось, что, например, моя бабушка была директором швейной фабрики, моя мама в 90–е годы, когда в стране было сложное время, тоже начала заниматься шитьем постельного белья. Мне, можно сказать, по наследству передался интерес к этому делу. Елена — профессиональная швея, она в этой сфере тоже работает уже очень долго.
Шесть лет назад, в кризис 2014 года, остро встал вопрос о смене работы. У нас обеих были маленькие дети, найти что–то с достойной оплатой труда было практически невозможно. Тогда мы решили взять все в свои руки, чтобы иметь возможность управлять своим временем, влиять на доходы и качество работы.
Сначала появилось производство, мы делали нашу продукцию и размещали ее на различных выставках. Там оставляли наши контакты клиентам, а также активно вели соцсети. Вскоре удалось открыть свой магазин, а уже в августе этого года выйти на первый маркетплейс.
— Как расшифровывается название бренда?
— Изначально мы хотели название «Смоленский текстиль», но оно было длинным и привязанным только к региону. При регистрации электронной почты указали свое имя как Smtextil. Оно оказалось коротким, емким и запоминающимся, поэтому мы и решили использовать его как название нашего бренда.
— Заметила среди вашей продукции защитные многоразовые маски. Вы из тех предпринимателей, чей доход просел из–за пандемии или наоборот удалось вовремя ввести новые позиции и извлечь дополнительную прибыль?
— С масками всё получилось очень неожиданно. На волне начала пандемии и панических настроений мы для себя сшили маску яркой и веселой расцветки и выложили в соцсети. Внезапно это получило очень большой отклик. Сработало то самое «сарафанное радио», люди стали друг другу о нас рассказывать. Получился очень большой поток продаж. Не только частные клиенты, но и организации стали у нас заказывать маски для своих сотрудников. Таким образом одна маленькая смешная маска позволила нам пережить такой тяжелый для всех предпринимателей период.
— Вы уже упоминали, что товары бренда Smtextil можно встретить на маркетплейсе Wildberries. Как удалось туда «ворваться»? С какими сложностями столкнулись?
— Да, первый маркетплейс, на который мы вышли — Wildberries. Пандемия дала понять, что оффлайн–продажи отходят на второй план. Соцсети также не давали большого охвата. Я поняла, что должна быть еще платформа, чтобы заниматься торговлей онлайн. Стала изучать возможности, смотреть ролики блогеров–предпринимателей. Чуть позже в Инстаграм нашла информацию о центре поддержки предпринимательства Смоленской области «Мой бизнес» и узнала, что они предоставляют субсидию и помогают смоленским бизнесменам выйти на маркетплейсы. Мы решили туда обратиться. В центре «Мой бизнес» нас проконсультировали, помогли сделать сертификацию на продукцию, профессиональную фотосессию. И вот уже с августа мы начали торговать на Wildberries.
Сложности были в том, чтобы понять, как это все работает. В принципе, первая поставка была самой трудной: нужно было правильно все посчитать. Маркетплейсы завязаны на скидках, поэтому необходимо внимательно продумать ценообразование, чтобы не уйти в минус. Ну и, конечно, онлайн и оффлайн–продажи очень отличаются. Пришлось полностью перестраивать систему работы.
— Насколько было легко это самостоятельно сделать?
— Постельное белье подлежит сертификации, достаточно сложно и дорогостояще сделать ее самостоятельно. Конечно, со временем мы бы дошли до этого сами, но явно не так быстро, как при поддержке центра «Мой бизнес». Профессиональная фотосессия тоже необходима для продаж на Wildberries, и ее нам также помогли сделать, а так это бы тоже влетело в копеечку.
— Рекомендовали бы другим смоленским предпринимателям размещать свои товары на подобных маркетплейсах? Расскажите о плюсах и минусах таких площадок.
— Я изучала статьи маркетологов, и большинство из них считает, что сейчас всем предпринимателям необходимо выходить на подобные площадки. Современный бизнес и потребление уже невозможны без онлайн–продаж. Плюсы в том, что маркетплейсы дают широкую аудиторию. Они позволяют выйти не только за пределы города, но и за рамки региона и даже страны. И ты получаешь такую большую аудиторию в сравнительно короткий срок и относительно с небольшими затратами.
Минусы в том, что если не умеешь считать, то, конечно, и маркетплейс не поможет. Нужно все внимательно продумывать, подбирать ассортимент, устанавливать ценовую политику. Необходимо также играть по их правилам, понимать, что именно они их устанавливают и строго соблюдать, даже если что–то из этого не нравится.
— Выход на такой крупный рынок существенно позволил увеличить доход?
— Мы еще пока осваиваемся. Первый год для нас — тестовый период. Мы пробуем разные варианты, чтобы получилось выйти в топовые позиции. Но даже сейчас уже можно говорить, что продажи выросли процентов на 15% с выходом на Wildberries. С учетом «коронакризиса» любой рост, а не падение доходов — это уже хорошо.
— Вы позиционируете себя как смоленский бренд, реализующий товары по всей России, или как российский бренд, базирующийся в Смоленске? Есть планы покинуть этот город или он для вас «место силы»?
— На данный момент мы все–таки считаем себя смоленским брендом, потому что для наших покупателей в магазине, для клиентов из Инстаграм — это важно. Они могут нас проконтролировать, проверить. Здесь производство, где можно своими глазами увидеть, как продукт создается.
— Как правильно подобрать постельное белье? На что стоит обратить внимание, имеет ли цена значение?
— Цена для покупателей, конечно, имеет значение. Мы предлагаем белье в трех ценовых сегментах: бюджетное, средний уровень и премиум. Но даже в самой дешевой категории ткань у нашей продукции достойного качества. Мы годами работаем с одними теми же поставщиками, нам важно, чтобы качество сырья было на высоте.
Различие между этими ценовыми сегментами только в особенностях тканей, качество самого шитья у нас одинаковое для всех категорий. Некоторые, например, любят, чтобы постельное белье было поплотнее, покрепче. Им мы предлагаем Бязь ГОСТ. Есть покупатели, у которых очень чувствительная кожа, им важно, чтобы ткань была шелковистая, приятная к телу, и все равно, сколько она будет стоить. Тогда мы уже предлагаем сатин. Поэтому выбор постельного белья — очень индивидуальный процесс.
— Вы спите на своем белье?
— Конечно!
— Какие планы у вашей компании на будущее?
— Планируем расширить ассортимент и вывести постельное белье и домашнюю одежду в отдельные бренды, создать коллекционные принты. Также в конце года хотим обратиться в «Мой бизнес», чтобы они помогли экспортировать нашу продукцию за границу. Центр предоставляет такую площадку для смоленских производителей, и нам хотелось бы ею воспользоваться.