#14 (238)
31 Августа 2020

Анна Кривошеева: «Теперь покупатели могут сами контролировать качество препаратов»

Городская аптека. Лица компании

«О чём говорит Смоленск» и «Городская аптека» продолжают совместный проект «Лица компании», в котором мы рассказываем читателю о людях, составляющих самый главный — человеческий — капитал крупнейшей в Смоленске аптечной сети.

Героиня этого номера — Анна Кривошеева, фармацевт аптеки на ул. Румянцева, д.2/54. Вопреки распространённым среди фармацевтов историям, в детстве Анна не испытывала никакого особенного пиетета по отношению к аптекам, пробиркам, порошкам и прочим атрибутам фармацевтической алхимии. Она мечтала о том, что будет актрисой или, на худой конец, певицей: «Буду красивая, и все на меня будут любоваться».

Когда же в десятом классе пришла пора определяться с дальнейшим жизненным путём, Кривошеева решила выбирать между медициной и… полицией. В итоге выбрала медицину («она безопаснее») и подала документы в медакадемию, на стоматолога. Однако не прошла конкурс на бюджетный набор и поступила в медколледж, на фармацевта. На третьем курсе колледжа Анна попала на практику в «Городскую аптеку» и довольно скоро поняла, что хочет остаться здесь работать и после получения диплома.

— Анна, кто всё–таки кого нашёл: вы «Городскую аптеку» или она вас?

— Если говорить о первом знакомстве, которое произошло во время моей студенческой практики, получается, что «Городская аптека» нашла меня. Это, по сути, единственная в Смоленске аптечная сеть, которая присматривает себе будущие кадры ещё со студенческой скамьи, помогает им войти в профессию и получить все необходимые знания и навыки практической работы фармацевта. Ну и я, в свою очередь, учась в медколлежде, думала о дальнейшем трудоустройстве, поэтому серьёзно отнеслась к возможности стажироваться в такой известной и авторитетной аптечной сети.

— Пришли и сразу стали за стойку?

— Ну да, практически так всё и было (улыбается). Кстати, на профессиональном языке этот человек называется «первостольником» — фармацевт или провизор, который продает вам лекарства в аптеке. Я попала к очень хорошим фармацевтам, которые довольно быстро помогли мне освоиться в аптеке. Впрочем, если вспоминать своего первого покупателя — это было очень волнительно. Руки потели… Тогда ещё работала система бесплатного отпуска лекарств. И вот меня на практике первым делом учили отпускать льготные препараты по рецептам. Наверное, чтобы я случайно с живыми деньгами в кассе ничего не напутала (смеётся). И я училась правильно читать рецепты, штриховать их, работать с компьютером и выдавать препараты. Ну а дальше уже были навыки непосредственно розничной торговли.

— Быстро почувствовали себя в своей тарелке?

— Практически сразу, да. Это всё благодаря коллективу, в который я попала. Мне помогли коллеги по работе, они поддержали меня морально. И сейчас мне здесь нравится. И в этой профессии, и в этой аптечной сети. Четвертый год уже работаю.

— Насколько сбалансированы спрос и предложение на смоленском рынке фармацевтов? Ведь каждый год медицинский колледж выпускает новых фармацевтов. Все ли из них могут трудоустроиться по специальности?

— В основном, да. По крайней мере, если судить по моим одногруппникам, все, кто хотел работать — все трудоустроены (за исключением тех, кто пошёл учиться дальше, на высшее). При этом выпускники нашего медицинского колледжа не обязательно трудоустраиваются в Смоленске. И даже не обязательно в районах Смоленской области. В Смоленском медколледже учатся студенты из Брянской, Московской областей — и после получения диплома они уезжают работать к себе.

— Что, на ваш взгляд, самое главное и самое сложное в профессии фармацевта?

— Самое главное (оно же самое сложное) — это непрерывное общение с людьми. Тут терпение нужно иметь, знать подход к людям. Покупатели разные, одним из них надо улыбнуться, с другими поговорить серьёзно, третьих просто выслушать…

— Вас этому учат, проводят какие–то психологические тренинги?

— Есть у нас и тренинги, и самостоятельно кое–что изучаю.

— Как лично вам удаётся постоянно пребывать на работе в хорошем настроении?

— Просто у меня хорошее терпение. Наверное, всё дело в этом. Я готова спокойно выслушать человека. Я люблю улыбаться, поэтому у меня нет проблем с покупателями. Как правило, у покупателя плохое настроение в случае, если у него что–то болит. Поставьте себя на место такого человека. Его можно понять. Моя задача — и выслушать его при необходимости, и принять на себя его недовольства (соседями, властью, обществом, миром — да чем угодно).

— Ваши покупатели в этой аптеке — это большей частью случайные (проходные) или постоянные?

— В основном, постоянные. В нашу аптеку ходит очень много бабушек и дедушек. А также — беременных женщин [по соседству с аптекой находит женская консультация на ул. Шевченкоавт.]. Других аптек рядом совсем немного, поэтому поток покупателей у нас большой.

— Для беременных у вас какая–то особенная линейка продукции?

— Для них есть как рецептурные, так и безрецептурные препараты. Если говорить про последние, то, в первую очередь, беременным нужны хорошие витаминные комплексы («Йодомарин», «Элевит», «Фолиевая кислота», «Магнелис В6», «Фемибион»). Ну, а рецептурные — это уже на усмотрение врачей.

— Говоря про рецептурные препараты, есть одна проблема, с которой, по нашей информации, сталкиваются смоляне. В поликлиниках им выписывают название препарата, но не на бланке рецепта с печатью и подписью (как положено), а просто — на бумажке. Человек приходит с такой «филькиной грамотой» в аптеку, где ему, естественно, не продают нужный препарат без настоящего рецепта…

— И в нашу аптеку приходят покупатели с такими «филькиными грамотами». Почему так поступают врачи, я не могу вам сказать. Понятно, что в таком случае страдает сам покупатель, которому придётся возвращаться к врачу и требовать у него настоящий рецепт.

—Часто вам приносят такие «филькины грамоты» вместо рецепта?

— Довольно часто. Примерно каждый второй.

— В России введена норма, согласно которой фармацевт должен консультировать покупателей. Расскажите об этом подробнее, и как такая норма работает на практике в сети «Городская аптека»?

— Мы и раньше, в принципе, занимались консультированием покупателей. Консультирование — это своего рода небольшое интервью покупателя, не постановка диагноза, а уточнение симптомов с целью понять, какой из безрецептурных препаратов ему лучше всего подойдёт. Подчеркну, консультирование касается только безрецептурных препаратов. Всё, что продается по рецепту — здесь мы ничего не имеем права рекомендовать. В данном случае врач, выписавший рецепт и знающий диагноз человека, назначает самый подходящий, по его профессиональном мнению, препарат.

Также консультирование включает в себя рассказ покупателю об альтернативе выбора: мы всегда предложим и дженерики, и оригинальные препараты, как российского производства, так и импортного, разных производителей и в разной ценовой категории. Повторюсь, всё это мы рассказывали покупателям. Это изначально была принципиальная позиция руководства «Городской аптеки» — давать потребителю максимум информации.

— Ещё одна новация на фармацевтическом рынке России (которая, как мы понимаем, куда важнее консультирования) — это ввод с 1 июля новой системы контроля качества лекарственных средств. В сети «Городская аптека» эта система уже действует?

— Конечно. Любая упаковка или партия любого препарата, выпущенная после 1 июля 2020 года, должна по новым правилам иметь так называемую маркировку — это QR–код, в котором содержится вся информация, от производителя до конечной аптеки, в которой была продана данная упаковка с препаратом. Таким образом, теперь сами покупатели могут проверить весь путь препарата, от завода и до прилавка. По аналогии с крепким алкоголем, на каждой бутылке которого есть аналогичный QR–код с «историей» этой бутылки. Следовательно, теперь покупатели могут сами контролировать качество лекарств.

— То есть, теперь при продаже вы «пикаете» упаковку с препаратом дважды: первый раз — штрихкод, второй — QR–код?

— Да.

— На цены это новшество как–то повлияло?

— Никак. Цены осталась прежними.

— Покупатели в вашей аптеке насколько сильно озабочены вопросом качества лекарств?

— Поскольку многие наши покупатели — люди пожилого возраста, им, конечно, очень важен вопрос цены на то или иное лекарство. Но мы всё равно их консультируем, рассказываем про выбор, который есть у нас в аптеке, объясняем отличия в качестве дженерика от оригинального препарата, показываем разницу в цене.

— А что на счет сроков годности?

— Мы всегда очень чётко соблюдаем условия хранения лекарств. А в самой компьютерной программе заранее видим, что у того или иного препарата через полгода истекает срок годности. В нашей аптеке просто нереально продать просроченный препарат, программа выдаст ошибку при формировании чека, и фармацевт это сразу увидит. То же самое касается и всех аптек «Городской аптеки».

— Для большинства пенсионеров, видимо, цена на оригинальные препараты «кусается»?

— Есть такое. Многие из них часто выбирают дженерики. При этом немало тех, кто покупает препараты именно российского производства, доверяет только им. Дескать, только отечественное, и никакое там заграничное (улыбается). А молодёжь — она, напротив, часто выбирает импортные препараты.

— Российская фарминдустрия насколько качественные препараты производит? Можем ли мы сами себя обеспечить всем необходимым без участия Европы (если не говорить про какие–то очень редкие заболевания, для лечения которых необходимы специфические препараты)?

— Российские лекарства — безусловно, качественные. Ими можно пользоваться без каких–либо опасений. Но про импорт тоже нельзя забывать. Есть некоторые препараты, которые производятся только в Европе, при этом они недорогие (в районе 500 рублей) и очень действенные при некоторых заболеваниях (мазь «Капсикам», крем «Аргосульфан», таблетки «Симпатил»). Точно также есть и очень хорошие российские препараты (раствор и таблетки «Ренгалин», мазь «Димексид», суппозитории «Натальсид»).

— Сейчас большим спросом пользуются противоаллергические препараты. Как их правильно подобрать?

— Первым делом нужно понимать, на что у человека аллергическая реакция. Лучше, конечно, по возможности обращаться перед походом в аптеку к врачу. Если же что–то случайно где–то зачесалось, если вы наелись каких–то цитрусовых или сладостей, тогда я могу порекомендовать препараты нового поколения, например, «Аллервей», «Цитрин» — они без седативного эффекта и не вызывают никакой сонливости.

— А сами покупатели следят за новинками фармрынка, за появлением препаратов «нового поколения»?

— Таких единицы, кто следит. Вот в этой части мы активно их консультируем, чтобы они узнавали о новых препаратах, о новых подходах в лечении того или иного заболевания.

 — Какие еще группы препаратов пользуются большим спросом сейчас, в конце лета — начале осени?

— До сих пор очень активно покупают желудочно–кишечные препараты. Шашлыки и отдых на природе сейчас ещё в самом разгаре, смоляне любят вкусно покушать: и тяжелую пищу (вроде мяса), и фрукты и овощи (когда мытые, а когда — и не мытые).

— В этой группе есть препараты нового поколения?

— Ничего сверхнового тут нет. Можно пользоваться проверенными препаратами «от тяжести», «от вздутия»: «Мезим», «Эспумизан», «Креон», «Энтеросгель», «Фосфалюгель».

— Интересно, когда в вашей аптеке больше всего посетителей?

— Традиционно по воскресеньям. Каждый последний день недели у нас действует максимальная скидка на весь ассортимент — до 15 процентов. Естественно, такая возможность сэкономить привлекает очень многих. Тех же самых пенсионеров. Несмотря на то, что для них и по будням есть скидка от 5 до 10 процентов, всё равно им выгоднее прийти в воскресенье. При этом скидка до 15 процентов по воскресеньям, подчеркну, она для всех смолян, не только для пенсионеров. 

 

на правах рекламы.
имеются противопоказания.
необходима консультация специалиста.
лицензия ЛО–67–02–001132 от 6 июня 2019 г.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/238/04