Лузер года
Итоги года
За два года работы Владимира Соваренко во главе мэрии Смоленска он сумел сделать невозможное: перессориться со всеми субъектами общественно–политического процесса. Как городского, так и регионального и даже федерального уровня
Вся эта чудовищная конфронтация завершилась тем, чем и должна была завершиться: досрочным отстранением Соваренко от должности по инициативе губернатора Островского.
Итог — «чёрная метка» от всех ведущих политических сил региона, а также от всех депутатов Смоленского городского Совета (за исключением одного «обиженного» — Журавковой).
«Приговор» на декабрьской сессии городского Совета, той самой, где депутаты своим голосованием отправили Соваренко «отдыхать», озвучил Алексей Островский. Он подробно рассказал, почему за два года Соваренко абсолютно не состоялся как управленец и как хозяйственник:
«Провалена работа практически по всем направлениям. И этому уже неоднократно давали оценку, в том числе, и на федеральном уровне, и я как глава региона. Абсолютная ложь и демагогия, которая присуща господину Соваренко в части мнимого сохранения муниципальных предприятий, которые он якобы спасает от разграбления, лживые демагогические популистские заявления…
Мне кажется (и не только мне), что Соваренко действительно поверил в то, что он мессия и спасение для города. Якобы он собирал какие–то МУПы по частицам, якобы они эффективные. Хотя элементарный статистический анализ показал, что это крайне неэффективные МУПы, имеющие отрицательный баланс…»
Дискомфортная городская среда
Первый публичный провал управленца Соваренко случился в ноябре 2017 года, когда работу мэрии Смоленска подверг жёсткой критике не кто–нибудь, а зампред Госдумы Сергей Неверов. На встрече с местными единороссами он высказал свои опасения по поводу реализации в Смоленске программы благоустройства дворов и скверов «Городская среда».
«У нас большая тревога по поводу реализации программы в городе. Я буду разговаривать об этом с губернатором. Ведь выделенные из федерального бюджета средства, а это порядка 170 миллионов рублей, расходуются неэффективно», — заявил тогда Неверов.
Однако в следующем году администрация Соваренко наступила ровно на те же грабли: некачественная конкурсная документация (позволяющая принимать участие в соответствующих процедурах низко квалифицированным подрядчикам), странный выбор дворов для благоустройства и неудовлетворительное качество самих работ.
После многочисленных жалоб смолян на ужасное качество ремонтов придомовых территорий в Смоленск с ревизионной проверкой нагрянули представители центрального штаба ОНФ. «Фронтовик» Светлана Калинина, побывав на объектах и выслушав мнения людей, раскритиковала потуги мэрии по созданию этой самой комфортной среды. «У меня сложилась точка зрения, будто люди мешают власти делать свои дела», — не без иронии отметила она.
Региональный координатор «Городской среды» Тамара Максимчук также неоднократно констатировала, что мэрия игнорирует замечания, на которые ей указывали единороссы (напомним, «Городская среда» была инициирована «Единой Россией»).
В итоге лидер смоленских единороссов Игорь Ляхов был вынужден призвать Соваренко к кадровым решениям за провал исполнения программы «Городская среда» в Смоленске.
«По мнению экспертов, мы в пятёрке отстающих регионов. Мы снова слышим какие–то объяснения и оправдания со стороны представителей администрации города. Снова видим, что те же самые подрядные организации, которые провалили в прошлом году реализацию проекта, в этом году опять занимаются «благоустройством», — резюмировал Ляхов.
Соваренко тихо проигнорировал этот партийный призыв. Более того, в середине июня он отправил в отпуск своего зама Бабюка (который непосредственно курировал реализацию «Городской среды»), несмотря на то, что печальная ситуация повторялась: подрядчики были страшно далеки от завершения работ. Однако иначе и быть не могло. По словам Максимчук, во время объездов ремонтирующихся дворов она редко видела строителей в 9 утра на объектах, а на некоторых площадках их не было и во второй половине дня.
Но Бабюк ушёл. Вначале в отпуск. Затем — в отставку. Соваренко уволил его вскоре после того, как получил «нагоняй» от заместителя полпреда президента в ЦФО Ольги Атюковой, которая во время рабочего визита в Смоленск заявила, что мэр не исполнил поручение президента Путина по передаче МУП «Смоленсктеплосеть» частному оператору на основе концессионного соглашения.
«Поручение не исполнено. У нас не детский сад и не институт, чтобы кого–то учить», — констатировала Атюкова и попросила областного прокурора проверить финансовые потоки в этом и других неэффективных МУПах Смоленска.
А на место Бабюка Соваренко назначил... руководителя неэффективного МУП «Смоленсктеплосеть» Никиту Шкоду.
«Чужая» логика
Какой управленческой «логикой» руководствовался Соваренко при данном назначении, можно только догадываться... Как рассказал в конце декабря в одном из интервью Алексей Островский, «видимо, ему [Соваренко — ред.] очень понравилось место, понравилось расставлять друзей и родственников на те места, где огромные неучтенные потоки».
«Среди заместителей Соваренко, которые отвечают за самые «хлебные» направления, были те, кто крайне влиял на него и направлял его, и среди некоторых бизнес–структур в городе, в интересах которых только за последние полгода он выдал более шестидесяти разрешений на строительство.
И мы станем заложниками этих разрешений в последующие годы, когда в исторической части Смоленска начнут строиться торговые центры, опять появится точечная застройка. Конечно, им управляли. Он абсолютно не самостоятельная фигура», — подчеркнул губернатор.
Не менее отчётливо «чужая» логика в действиях Соваренко проявилась в связи с его выходом из трехстороннего соглашения по развитию теплоэнергетического комплекса Смоленска, подписанного ранее мэрией, обладминистрацией и «Квадрой». Тогда он неожиданно для всех обратился к губернатору Островскому, попросив дать ему 11 миллионов рублей на разработку ПСД для строительства в Смоленске трёх новых котельных (общей стоимостью почти 150 миллионов). Откуда в худом городском бюджете появятся такие деньги, не сообщалось. Кто компенсирует возросший при этом тариф, также умалчивалось.
Публичный отказ Соваренко от исполнения взятых ранее обещаний (подписанное соглашение, напротив, предусматривало ограничение строительства котельных в Смоленске) не имел под собой никакой экономической или иной подоплёки. Его зам Бабюк сам проговорился на сей счёт, заявив, что, идя на обострение с обладминистрацией и «Квадрой», мэрия не преследует никакой конечной цели.
Скандал с расходованием бюджетных средств
В конце лета администрацию Соваренко уличили в нецелевом расходовании бюджетных средств на пресловутое благоустройство по программе «Городская среда», чьё исполнение, как мы писали выше, проваливалось с завидным постоянством не первый год. О полной непрофессиональности работы мэрии говорил, в числе прочего, и тот факт, что, по словам руководителя облдепартамента по строительству и ЖКХ Елены Соколовой, в программу включались дворы, которые в благоустройстве... не нуждались.
«Когда на таком объекте начинались работы по благоустройству, жители яростно реагировали, мотивируя это тем, что они ничего не просили, их все устраивает», — рассказывала Соколова.
Финансовые платежи по «Городской среде» на территории Смоленска проверил контрольный департамент обладминистрации и выявил целый ряд нарушений на сумму в несколько миллионов рублей (и это лишь на трёх объектах — скверах на улице Коммунистической, Ударников и Ногина).
На данный факт сразу же отреагировал Сергей Неверов, заявивший, что «если есть нецелевое использование средств, если есть нарушения реализации федеральной программы, нужно немедленно обращаться в правоохранительные органы».
Неверов, кстати говоря, и год спустя вновь крайне низко оценил реализацию «Городской среды» в Смоленске, заявив, что не услышал ни одного позитивного отзыва.
В итоге, в начале осени пошли нелицеприятные разговоры, мол, Минстрой оштрафует мэрию Смоленска, а часть средств, выделенных на благоустройство, заставит вернуть Москве.
Скандал с «Единой Россией»
Примерно в это же время маховик отторжения Соваренко со стороны большинства субъектов общественно–политического процесса начал раскручиваться уже с фатальной скоростью. Бесславный закат его карьеры в «Единой России» случился вскоре после того, как нежелание и неспособность Соваренко качественно провести работы по благоустройству дворовых территорий привели к проигрышу ЕР в Смоленске на выборах депутатов Смоленской областной Думы.
Если вспомнить количество «неудов» и нареканий, высказанных в адрес городской власти в целом и Соваренко в частности (от возмущённых жителей, от федералов и депутатов Государственной и областной Думы, от ЕР и прочих), совершенно нетрудно понять, почему в Смоленске голосование большей частью носило протестный характер.
«Выборы стали удобным поводом для населения, чтобы выразить своё недовольство. Поэтому пятеро наших коллег, среди которых Евгений Каманин, Тамара Максимчук и Сергей Маслаков, которые верой и правдой работали, проиграли. Причем проиграли членам КПРФ с низкой узнаваемостью в городе, кандидатам, которые, в основном, не вели активную избирательную кампанию», — заявил региональный лидер ЕР Игорь Ляхов, анализируя итоги выборов в Смоленске.
Неудивительно, что после такого «фиаско» нахождение Соваренко в рядах «Единой России» стало находиться под большим вопросом. Тем более, что к тому времени он уже превратился в ответчика сразу по нескольким судебным искам за вышеописанное нецелевое использование бюджетных средств. Несмотря на жалобы мэрии, суд подтвердил виновность Соваренко, «погоревшего» на оплате завышенных расходов и невыполненных работ, и назначил ему штраф в размере 60 тысяч рублей.
Картина получалась совсем нехорошая. И в ноябре городская конференция «Единой России» тайным голосованием исключила Соваренко из своего политсовета.
Результат — два уголовных дела
В конце ноября губернатор Алексей Островский публично призвал Владимира Соваренко подать в отставку. Такое заявление Островский сделал по итогам своего очередного приёма граждан, на котором каждый из пришедших горожан пожаловался ему на равнодушие и бездействие администрации Соваренко.
Выслушав горожан и пообещав разобраться, Островский заявил:
«Продемонстрирована безобразная, отвратительная работа главы Смоленска и в целом городской администрации по многим направлениям их компетенции, которые я критиковал неоднократно на протяжении последнего времени. Наплевательское отношение к жителям Смоленска — это в очередной раз продемонстрировал сегодняшний приём граждан в администрации Смоленской области. Это очевидная необходимость и уже давно назревший вопрос отставки главы Смоленска по собственному желанию. Уверен, что Соваренко должен уйти, и это будет благом для Смоленска и всех его жителей».
Несколько дней спустя Островский вручил мэру официальное уведомление об отставке в связи с «неисполнением главой города в течение 3–х и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных ФЗ №131». Аналогичная бумага была отправлена в Смоленский городской Совет (как известно, именно депутаты своим решением назначили Соваренко на пост главы Смоленска).
Чуть позже Островский провёл личную встречу с депутатами городского Совета, на которой подробно рассказал свои аргументы, понуждающие его требовать отставки мэра Смоленска. А в ответ услышал от некоторых депутатов, что «глава вызывает их и оказывает давление по основным видам их деятельности».
Вот на фоне такого уже почти откровенного «бреда» со стороны Соваренко председатель городского Совета Юрий Сынкин запустил процедуру его отстранения от должности, вынеся инициативу Островского в качестве вопроса на обсуждение депутатских комиссий. Большинство комиссий единогласно поддержало решение губернатора. Аналогичным образом высказались все ключевые политические силы Смоленской области — ЕР, ЛДПР, КПРФ, СР — все высказались «за» отставку Соваренко.
В это же самое время Следственный комитет возбудил два уголовных дела в отношении чиновников мэрии Смоленска — по той самой истории с «Городской средой», тянущейся через всё наше повествование.
«По версии следствия, должностными лицами УЖКХ администрации города были подписаны акты приёмки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ, а впоследствии оплачены фактически невыполненные работы по муниципальным контрактам», — рассказали следователи о первых подробностях дела, уточнив, что речь идёт о работах по благоустройству скверов и дворов на общую сумму более 5 миллионов рублей.
«Грабли Соваренко»
Весь набор инструментов, которые демонстрировал Соваренко последнее время — полная калька поведения Данилюка, того самого городского главы, который работал в интересах известной ФПГ и своего «хозяина».
Появился ли подобный «хозяин» у Соваренко, пусть разбираются соответствующие органы. Но то, что отправленный в отставку мэр «действовал под чьим–то влиянием», догадывались многие.
«Ни при одной власти, никто никогда и нигде больше Соваренко на работу не возьмёт. Потому что он показал всем и навсегда, на что способен и какие грани готов перейти», — так резюмировал «сказочные» итоги работы администрации Соваренко губернатор Островский.
Тем временем на минувшей неделе конкурсная комиссия начала приём документов от претендентов на пост мэра Смоленска. Он продлится до 11 февраля. Сам же конкурс по отбору кандидатур на должность главы города пройдёт с 19 по 25 февраля в два этапа: конкурс документов и индивидуальное собеседование.
Определился Смоленский городской Совет и с процедурой избрания будущего градоначальника: он будет избран депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по итогам открытого поимённого голосования.
«Все кандидаты, прошедшие конкурс, выступят на сессии. Депутаты отдали предпочтение открытому голосованию, при котором каждый из них должен будет проголосовать за одного из кандидатов либо сообщить, что он против всех кандидатов», — рассказал нам один из депутатов.
P.S. Что пожелать будущему главе Смоленска? Наверное, главного: не наступить невзначай на «грабли Соваренко».