#21 (177)
25 Декабря 2017

Алексей Островский: «В 2017 году Смоленская область совершила самый стремительный рывок»

Власть

Смоленскую область можно смело назвать «сенсацией года» среди всех субъектов страны. Регион — глубоко дотационный и имеет специфику рискованного земледелия. Однако это не помешало властям Смоленщины привлечь колоссальную рекордную сумму внебюджетных инвестиций для развития «первой в ЦФО территории опережающего развития». Проблемы, конечно же, остаются, и без реформаторского их решения затрудняется реализация программ социально–экономического развития региона. Об этом губернатор Смоленской области Алексей Островский рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА «ФедералПресс».

— Алексей Владимирович, подытоживая уходящий год, что удалось, а что нет в Смоленской области в экономическом и социальном аспектах?

— Начну с экономики, так как вся социальная сфера региона вытекает из нее. Я полагаю, что в экономическом отношении у нас все очень и очень неплохо. Мы совершили самый стремительный рывок среди всех субъектов Федерации по динамике в Национальном инвестиционном рейтинге регионов. У нас самый большой рывок — 49 пунктов. Мы поднялись вверх и заняли 31–ю строчку в стране, о чем я доложил президенту РФ на Петербургском международном экономическом форуме. Я считаю, что это произошло за счет моего личного, крайне внимательного отношения к привлечению инвестиций, с пониманием того, что только таким образом, а не стоя с протянутой рукой перед правительством страны, перед минфином, нужно решать задачи, которые ставит президент, следуя его указам и иным поручениям.

Надо понимать, что Смоленская область — глубоко дотационный регион, всегда им был, и, я думаю, еще долгое время мы им и будем, поскольку у нас нет тех ресурсов, которые есть в том же ЯНАО и в иных подобных регионах. Я говорю о том, что мы создали крайне привлекательный инвестиционный климат в области, приняли прорывное региональное законодательство, которое нам позволяет активно привлекать внебюджетные инвестиции. За 5 лет работы в качестве главы региона мною привлечено более 70 миллиардов внебюджетных инвестиций. Для Смоленской области это колоссальная цифра. Более того, в этом году решением председателя правительства была поставлена точка в двухлетней работе, которую проводила администрация области и лично я. Мы работали над тем, во что никто не верил. Но именно в этом году Дмитрий Анатольевич Медведев подписал постановление правительства, по которому у нас в области создана единственная, первая территория опережающего развития (ТОР) в Центральном федеральном округе. Ранее ТОРы были только на Дальнем Востоке...

— ...честно говоря, неслыханно! Как вам удалось этот формат реализовать у себя в регионе?

— Мы два года работали над тем, чтобы убедить минэкономразвития и правительство РФ, что такая территория у нас должна быть создана. Под нее мы подписали ряд соглашений о строительстве новых предприятий. В данный момент компании уже проектируют свои будущие производства. Решение о создании ТОР было принято «только–только». Но оно позволило нам еще более активно привлекать инвесторов. 4 октября на выставке «Золотая осень» в Москве в присутствии председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева мною было подписано самое прорывное для постсоветс­кой Смоленской области соглашение о строительстве именно на территории опережающего развития нового завода фосфорных удобрений с общим объемом инвестиций в 25 миллиардов рублей. Также сейчас мы строим два индустриальных парка. Кроме того, в этом году, как и за три последних года, несмотря на плохие погодные условия, мы собрали для области рекордный урожай — 360 тысяч тонн зерна, чего не было даже в советский период.

— Но ведь в этом году у всей России общий исторический рекорд по урожаю…

— Надо понимать, что Смоленская область — зона рискованного земледелия, и мы собираем вот уже третий год урожай, который, повторюсь, не собирали на территории нашего региона даже в СССР. Причина в том, что мы совместно с аграриями решили изменить подходы, и сейчас соответствующие предприятия активно модернизируют свои технологии, а мы как администрация области к этому активно их подталкиваем, давая региональное субсидирование, с пониманием того, что сельское хозяйство — ключевая сфера экономика нашего региона. И сейчас за счет нескольких крупнейших инвесторов мы в целом вытягиваем область на «успешные» цифры.

В СССР Смоленская область занимала первое место по объему сборов льноволокна. Поэтому, когда пять с лишним лет назад я стал губернатором, я поставил задачу вернуть области эти позиции, понимая ностальгию у людей старшего и среднего поколения, которые помнят, как Смоленщина гремела на весь Союз. И уже в этом году мы заняли первое место по сбору льноволокна из шести льносеющих регионов ЦФО, став при этом вторыми из 18 субъектов всей Российской Федерации. Впереди нас осталась только Омская область. Нам еще чуть–чуть подтянуться, и мы вернем себе первое место. В этом году мы собрали в процентном отношении больше овощей, больше картофеля.

— Что сегодня представляет собой бюджет Смоленской области?

— В этом году доходная часть бюджета составила 28 миллиардов, и 32 миллиарда — расходная часть. Наш бюджет дефицитный. При этом все годы моего губернаторства мы увеличивали социальные льготы, в том числе субъектовые, и ни одну социальную льготу за весь пятилетний период, несмотря на тяжесть ситуации с бюджетом, ни разу не отменили — все они сохраняются в полном объеме. За время работы нашей администрации добавилось примерно 50 новых льгот. Мы вводим новые и новые льготы для наиболее нуждающихся категорий граждан. При этом госдолг области у нас, к сожалению, растет. Но растет он исключительно за счет того, что мы берем у Федерации средства на выполнение майских указов и на решение социальных программ. В последние годы у нас от 68 до 73 процентов расходной части регионального бюджета это только «социалка». Поэтому в этой части мы смолян стараемся максимально поддерживать.

— Есть ли непреодолимые проблемы в Смоленской области? Непреодолимые не потому, что вы не способны их решить, а в силу специфики самого субъекта.

— Я считаю, что нужно менять подходы к межбюджетным отношениям в стране на уровне «федерация–субъект–муниципалитет». У нас должен быть дифференцированный подход к межбюджетным отношениям в зависимости от того, каков этот субъект, насколько у субъекта есть возможности самостоятельно зарабатывать, насколько субъект может быть экономически эффективен. А у нас, к сожалению, подходы равнозначные. Вот, скажем, даже если взять наших соседей — Тверскую и Брянскую области. Им со времен Советского Союза остался значительный промышленный потенциал — фабрики, заводы. Они дают хорошую цифру в виде налога в бюджет субъекта. У Смоленской же области промышленного наследия практически не осталось. Я не беру несколько заводов. Но это все.

Я считаю, что единый сельхозналог тоже ошибочен. Ведь, скажем, в Ростове и в Краснодаре, что называется «плюнь в землю — и вырастет», а у нас нужно лопатой деньгами землю завалить, чтобы что–то начало расти.

Далее, по моему мнению, нужно менять подходы к 44–му федеральному закону. Мне кажется, что нужно вносить правки в этот документ. Потому что на основании этого закона работать очень сложно. Мы получаем от руководства страны очень правильные и очень нужные поручения строить «садики», строить школы и иные соцучреждения, но все это идет через 44–й ФЗ. У него же критерий один — самая низкая цена. А по самой низкой цене аукцион выигрывают, как правило, жулики. Мы потом ничего не можем построить, судимся с ними. Входим в повторные процедуры, и так происходит годами.

Более того, очень нужная и очень правильная программа, которая реализуется по поручению президента — «комфортная городская среда» — блестящая программа в пользу людей, но ведь она также реализуется через 44–й ФЗ, и поэтому муниципалитеты сталкиваются с такими же трудностями, разыгрывая аукционы по благоустройству скверов, дворов и т.д. В связи с чем, мне кажется, нужно давать главам регионов полномочия для того, чтобы нанимать в виде подрядчиков свои собственные бюджетные учреждения под те или иные, инициированные руководством страны программы. И тогда, действительно, мы могли бы в полной мере нести ответственность перед руководством страны за выполнение тех или иных нужных поручений. А так — поручения есть, и они правильные, и правильно, что за них спрашивают, но мы работаем при этом по несовершенному 44–му ФЗ.

— В 2018 году чего больше всего вам хочется сделать в Смоленс­кой области?

— Больше всего мне хочется дать возможность жителям Смоленской области участвовать в абсолютно прозрачных, в абсолютно чистых, в абсолютно легитимных выборах главы государства и депутатов Смоленской областной Думы. У нас в области будет проходить две избирательные компании — одна в марте, одна в сентябре. Чтобы каждый смолянин или смолянка абсолютно самостоятельно, абсолютно на основе собственного волеизъявления получили возможность принять участие в выборах, к результатам которых у них было бы полное доверие. А это — самое главное.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/177/00