«Народная оценка качества» смоленских поликлиник
Светлана Савенок
Главная тема
Какие медицинские учреждения Смоленска получили «штрафную карточку» от экспертов ОНФ? «Большинство проблем, с которыми сталкиваются люди, схожи»
Ключевые проблемы
На днях эксперты ОНФ подвели итоги выездного рейда по поликлиникам Смоленска, который проводился в рамках реализации проекта «Народная оценка качества». В ходе рейда активисты смоленского регионального отделения Общероссийского народного фронта в Смоленской области посетили 7 медицинских учреждений: ОГБУЗ «Смоленская центральная районная больница», ОГБУЗ «Поликлиника № 4», ОГБУЗ «Поликлиника №7», ОГБУЗ «Поликлиника №8», ОГБУЗ «Поликлиника № 3», ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» и ОГБУЗ ДКБ Поликлиника №5. Основным критерием при выборе учреждений стал мониторинг отзывов посетителей, в которых граждане делятся своими замечаниями и неудовлетворенностью.
В ходе встреч и диалога с пациентами лечебных учреждений общественники выяснили, как налажена обратная связь с гражданами в сфере оказания медицинских услуг.
«Ряд поликлиник и больниц, которые мы посетили, уже ранее проходили наш мониторинг. И сегодня мы посмотрели, как выполняются общественные наказы, пожелания простых граждан. Где–то мы увидели малозаметные изменения в лучшую сторону, где–то наши слова пока остались не услышанными», — отметил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» в Смоленской области Николай Яров.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются люди, схожи: сложности с записью на прием к специалисту, долгие ожидания в очередях.
Зачастую попасть к доктору можно не раньше, чем через 1–2 недели, а к некоторым врачам только после месяца ожиданий. При этом, уже имея талон на посещение, люди вынуждены ждать в очередях по нескольку часов.
«Люди жалуются на невозможность записи к узким специалистам: невролог, хирург, окулист, лор. По этой причине приходиться приезжать в поликлинику к 7 часам утра, и зимой, и летом стоять у закрытой двери, надеясь, что хватит талонов. А затем ожидать в очереди приема врача несколько часов. УЗИ можно ждать по 2 месяца. Для пациентов, имеющих проблемы с двигательной активностью, эта поликлиника фактически недоступна.
При мониторинге станции Скорой помощи в Смоленске эксперты Народного фронта выяснили, что на линии работает 16–18 бригад, по штатному расписанию должно быть 25, а по нормативу 32 (на 10 тысяч населения одна бригада). Врачебных бригад мало, работают в основном фельдшерские бригады», — отметили эксперты «Народной оценки качества».
А вот здесь «не могу молчать», извините. Просто хотелось бы «отделить мух от котлет».
Я не эксперт проекта «Народная оценка качества». Я буду говорить не только как житель Смоленска, которому на своем примере (в лице близких и знакомых) приходилось сталкиваться с вышеперечисленными проблемами, но и как журналист, который «в теме».
Проблемы есть. И есть не только в тех медучреждениях Смоленска, которые проверили активисты ОНФ.
Скажу больше — нехватка узких специалистов, дефицит врачей в бригадах «скорой помощи», дефицит самих бригад, доступность оказания медицинских услуг — это огромная проблема. Не только Смоленска и Смоленской области. Это большая проблема для всей страны.
Кто виноват?
Сказать честно, мне странно было наблюдать, как уважаемые эксперты ОНФ «предъявляют» эти системные проблемы всероссийского уровня смоленскому региональному департаменту здравоохранения.
При том, что (я не сомневаюсь) уважаемые эксперты прекрасно знают, что администрация региона решению этих проблем уделяет колоссальное внимание.
И решению проблем службы скорой медицинской помощи, и решению кадровой проблемы, и решению проблемы доступности оказания медпомощи. Чтобы не быть голословной, привожу факты.
Только в прошлом году автопарк медучреждений был значительно обновлен: по линии Министерства здравоохранения Смоленской области были переданы 25 машин скорой помощи и один реанимобиль. Кроме того, средства на покупку транспорта выделялись из областного бюджета — для оказания скорой и неотложной медпомощи приобрели 31 автомобиль.
Что касается кадровых проблем. Наряду с увеличением зарплаты, для сокращения дефицита кадров к работе привлекают студентов старших курсов смоленской медицинской академии (благо, у нашего региона есть такая возможность).
Вообще, сокращение дефицита медицинских кадров — это одно из приоритетных направлений работы администрации Островского в части развития здравоохранения.
Доказательство тому — динамика показателей выпускников смоленской медакадемии, которые не уехали «в поисках длинного рубля» куда–то (давняя и больная тема нашего здравоохранения), а остались работать здесь, на Смоленщине.
Только в прошлом году в поликлиники и больницы области пришли работать 117 молодых специалистов–выпускников медицинской академии. Всего в 2016 году в медучреждения региона пришли работать 234 врача и 452 средних медицинских работника.
И этот результат, что называется, не «внезапно». Это — результат политики, реализуемой администрацией в сфере здравоохранения.
Напомним, кроме прочего, в Смоленской области действует федеральная программа «Земский доктор», которая предусматривает единовременную выплату в 1 миллион рублей врачу, пришедшему на работу в сельское медицинское учреждение.
И эта мотивация работает. С 2012 года этой мерой поддержки воспользовались 90 молодых специалистов. В этом году на работу в сельские больницы должны прийти не менее 16 врачей.
Что касается доступности медицинских услуг. Просто хочу напомнить, как Алексей Островский под «улюлюканье» скептиков и критиканов внедрял в смоленское здравоохранение систему ГЧП (государственно–частного партнерства).
В результате Смоленская область стала одним из первых российских регионов, где эта система успешно заработала в сфере здравоохранения и повысила доступность медицинских услуг.
В настоящее время в Смоленске действует 21 офис врачей общей практики, что, безусловно, отразилось на доступности медпомощи и комфорте для пациентов.
Внедрялись и иные варианты повышения доступности оказания медпомощи. К примеру, на Смоленщине активно реализуются выездные формы работы.
В 2016 году население отдаленных районов области обеспечено работой мобильных медицинских комплексов, укомплектованных бригадой врачей–специалистов ведущих областных медицинских учреждений. Кроме того, успешно реализована и большим спросом пользуется работа автопоезда «Здоровье Смоленщины».
Конечно, наверное, надо «более лучше»… Но администрация региона и профильный департамент работают в тех реалиях, которые есть. И, может быть, упреки по дефициту медицинских кадров, по доступности медуслуг для населения и т.д. стоило адресовать не департаменту, не администрации, а федеральному центру?
Я могу «долго и ярко» выступить «по теме», поскольку наш журнал в свое время вопросу модернизации российской медицины и ее реализации в нашем регионе уделял самое пристальное внимание. Мы самым плотным образом общались тогда с медиками и, уж поверьте, хорошо владеем темой.
Наверное, поэтому вышеназванные претензии от экспертов «Народной оценки качества», адресованные региональному департаменту здравоохранения, и «зацепили» автора этих строк…
Впрочем, завершая «линию защиты» департамента приведу лишь один факт — показатель, который действительно можно рассматривать в качестве оценки его работы. Факт, который «можно пощупать руками» на эффективность работы.
Помните, еще несколько лет назад Смоленская область являлась одним из самых неблагоприятных регионов в части смертности от туберкулеза?
Тогда Смоленской области от Минздрава было дано поручение относительно снижения смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тысяч населения.
Так вот, «так напугались, что взяли двойную высоту»: по итогам первых 4 месяцев 2017 года смертность от туберкулеза в регионе составила 5,1 на 100 тысяч населения. При этом смоленский показатель на 27% (!) ниже среднероссийского.
И этот показатель — тоже не «вдруг». За период с 2012 по 2016 год была проведена огромная работа в этом направлении (приобретено современное медицинское оборудование на сумму более 68,8 млн руб., антибактериальные и противотуберкулезные лекарственные препараты для пациентов с множественной лекарственной устойчивостью на сумму более 98 млн руб. и диагностические средства на сумму 6,5 млн руб.), и она продолжается…
Это я все к тому, что проблемы доступности медицинских услуг и дефицита узких специалистов, департамент и администрация хорошо знают и решают (насколько позволяют рамки нынешних реалий, даже шире) и без отдельного напоминания активистов.
«Котлеты» — в студию!
Ну а теперь, когда «пар выпущен», обратимся к той части доклада экспертов ОНФ, к тем проблемам, устранением которых департамент действительно может и должен заняться.
Речь — об управленческих «косяках» и отсутствии действенной обратной связи с пациентами в отдельных ЛПУ.
«Посещая ОГБУЗ «Поликлиника №8» на ул. Лавочкина, которая находится на первом этаже жилого дома, эксперты ОНФ обратили внимание руководства учреждения на жалобы людей, сидящих в очереди на невозможность попасть к специалистам уже в течение двух месяцев и попросили в качестве эксперимента помочь нам получить талон с использованием устройства «Информат». К сожалению, это не удалось сделать даже регистратору», — сообщили активисты.
Кроме того, во время рейда представители Народного фронта оценили, как работает независимая оценка качества, главная цель которой — повышение качества оказания услуг на основе мнения людей. Например, в поликлинике №8 ящик с анкетами был закрыт и опломбирован, а когда открыли, то обнаружили паутину и всего одну анкету с недовольством людей оказанными услугами.
«Это свидетельство того, что система независимой оценки качества не считывается главными врачами, к этой системе руководство относится скептически и не работает с ней, мнение пациентов не учитывается», — делает вывод координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества», член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов.
Итоги выездного рейда экспертов ОНФ и проблемы, с которыми работает региональное отделение по качеству оказания услуг в Смоленской области, были озвучены на круглом столе.
Среди поднятых проблем: работа скорой помощи в Смоленском районе, доступность медицинских услуг в поликлинике № 3 инвалидам по зрению, возможный перевод амбулатории в пос. Пржевальское в неприспособленное помещение, недоступность бесплатных лекарств детям до 3–х лет и льготных лекарств взрослому населению, нарушение этики медперсоналом в некоторых больницах и поликлиниках.
То, что такие проблемы выявляются, то, что эксперты «Народной оценки качества» отслеживают их (и динамику решения этих проблем), указывают на них профильному департаменту, это действительно здорово, и не зря.
Тем паче, что представители областного департамента здравоохранения уже начали прорабатывать механизмы для их устранения.