#19 (153)
07 Ноября 2016

Тамара Максимчук: «Неверов обратился ко всем депутатам с призывом не расслабляться»

Сергей Козырев

Трибуна депутата

Новая Госдума начала свою работу с учреждения так называемых «региональных недель», суть которых сводится к тому, что последнюю неделю каждого месяца парламентарии обязаны проводить не в стенах здания на Охотном ряду, а в своих округах: встречаться с избирателями, местными и региональными властями.

В Смоленской области уже прошла первая подобная неделя, в течение которой смоленские депутаты Госдумы (а их, напомним, трое: Сергей Неверов, Ольга Окунева и Артем Туров) смогли опробовать новый формат парламентской работы. О том, какие темы обсуждали федеральные, региональные и местные депутаты, в интервью журналу «О чем говорит Смоленск» рассказывает заместитель председателя комитета Смоленской областной Думы по бюджету, налогам и финансам Тамара Максимчук (фракция «Единой России»).

«Региональные недели» от Неверова

— Тамара Яковлевна, «региональные недели» — это чисто ноу–хау Неверова?

— Да, его предложение, и сегодня это общефедеральный тренд в новой Госдуме. Все же половина депутатов избралась в одномандатных округах. И у них связь с избирателями теснее. Кстати, Неверов внес еще и законопроект об отмене голосования по доверенности, что процветало ранее. Он выступил за то, что депутаты — такие же работники, у них есть рабочее время, на них распространяет свое действие Трудовой кодекс, и они обязаны отработать восемь часов на своем рабочем месте.

— Тем более за такую зарплату…

— Да. Надо сказать, законопроект вызвал неоднозначную реакцию, особенно у оппозиции: мол, зачем нам присутствовать на пленарных заседаниях, если мы голосуем так, как нам скажут? Однако, думаю, «Единая Россия» поддержит такой законопроект, несмотря на имеющиеся протесты.

Возвращаясь к первой прошедшей региональной неделе, могу сказать, что за всю мою бытность депутатом это было первое мероприятие в подобном формате. Все трое депутатов Госдумы, избранных от Смоленской области, приехали к нам и целую неделю вели общение в разных форматах.

— Все они уже ведь распределились по думским комитетам?

— Конечно. Сергей Иванович Неверов занимает пост заместителя председателя Госдумы. Ольга Владимировна Окунева назначена зампредом комитета по делам семьи, женщин и детей. Артем Викторович Туров тоже в интересном для нас комитете — по делам СНГ и союзного государства (интересном, поскольку Смоленская область — пограничная).

«Единая Россия» ведет себя очень лояльно. Как и во время выборной кампании, так и сейчас. Несмотря на свое конституционное большинство, половину комитетов из двадцати шести она предложила возглавить депутатам из других партий. Чтобы у оппозиционных партий не было повода заявлять, дескать, за все отвечает «Единая Россия», у них большинство. Но эта щедрость сопряжена и с ответственностью, как я понимаю. Если ты возглавляешь комитет, то с тебя и спрос будет.

Смоленщина должна платить меньше

— На встрече Сергея Неверова с депутатами фракций «Единой России» в областной Думе и Смоленском городском Совете вы и ваши коллеги имели возможность напрямую задать ему вопросы. О чем депутаты спрашивали зампреда Госдумы?

— Лично я спросила у Сергея Ивановича по поводу перспектив, связанных с переселением жителей из ветхого и аварийного жилья. Действующая программа неплохо работает в Смоленске, в частности, в рамках моего избирательного округа: вдоль железной дороги в Сортировке еще с послевоенных времен стояла целая улица бараков, и к настоящему времени они все расселены, люди живут в благоустроенных квартирах в Королевке. (За исключением одного дома, где сами жильцы своевременно не оформили документы.) Вместе с тем, интересно, как будет проходить этот процесс дальше. Ведь сегодня расселяются только те дома, которые были признаны аварийными до 2012 года. А что дальше?

Неверов рассказал, что пока перспективы этой программы непонятны, но, поскольку она востребована, он будет обращаться к руководству страны, чтобы программа была продолжена.

Также Сергей Иванович говорил о том, что Смоленская область должна принимать участие в максимально возможном числе федеральных программ. Чаще всего мы не участвуем в них по финансовым причинам: как правило, там требуется региональное софинансирование. Неверов пообещал, что приложит все силы к тому, чтобы этот региональный процент был как можно ниже. Это вселяет надежду, в том числе, и в то, что будет продолжена программа по благоустройству придворовых территорий.

— Каким образом можно минимизировать этот процент софинансирования?

— Как сказал Неверов, доля софинансирования той или иной программы не должна быть одинаковой для всех регионов. В отношении четырнадцати регионов с самым большим госдолгом (в число которых входит и Смоленская область) должны быть прописаны особые условия.

Будем гасить

— Неверов комментировал ситуацию по поводу госдолга Смоленской области? Считает ли он ситуацию тревожной или, напротив, не видит серьезных причин для беспокойства?

— Он считает, что ситуация тревожная, но не одна Смоленская область находится в таком положении. Еще ранее, с целью решения данной серьезной проблемы Неверов выступил с законопроектом о том, чтобы выдавать бюджетные кредиты сроком минимум на пять лет. В противном случае регион не успевает справляться с кредитными нагрузками: приходится брать новые кредиты для погашения имеющихся. А вообще мы все живем в одной стране, сказал Сергей Иванович на нашей последней встрече, поэтому будем находить решения, и никакие страшилки по поводу госдолга не имеют под собой никаких оснований.

Во многих региональных бюджетах существует финансовый дисбаланс. Полномочия, которые были переданы регионам в связи с майскими указами президента, недостаточно финансируются из федерального бюджета. Поэтому у нас, кстати, и такой большой госдолг. Не потому, что мы плохо работаем. А потому, что мы обязаны выполнять указания президента по увеличению зарплат учителям, врачам и другим категориям бюджетников.

— Вскоре после выборов Неверов то ли в шутку, то ли всерьез заявил, что скоро станет жителем Смоленской области…

— А вот этот вопрос мы еще ему не задавали. Однако он обратился ко всем смоленским депутатам — городским и областным — с призывом не расслабляться, поскольку региональные недели планируется проводить ежемесячно. «И каждую последнюю неделю месяца я буду у вас», — предупредил он.

Видение на перспективу

— Какие разговоры ведутся в областной Думе по поводу регионального бюджета на 2017 год?

— Председатель бюджетного комитета Думы Николай Дементьев уже провел на сей счет ряд консультаций с новым вице–губернатором Василием Анохиным. Думаю, бюджет будет формироваться исходя из поддержки, которая была продекларирована нашими новыми депутатами Госдумы. Также, полагаю, при верстке бюджета сохранится программно–ориентированный подход. Ну, и, конечно, в нем должны остаться все социальные обязательства, несмотря на финансовые сложности.

Важно отметить, что в этом году мы вновь возвращаемся к формированию трехлетнего бюджета (наряду с однолетним). В прошлые годы мы от такого трехлетнего планирования оказались из–за кризиса. Теперь же пора возвращаться к видению на перспективу — ситуация стабильная, более того, по итогам третьего квартала экономика даже показывает небольшой рост. Поэтому возможно долгосрочное планирование, которое предусматривает не сиюминутные затраты, а перспективное развитие. Тот же госдолг лучше рассматривать в долгосрочной перспективе, понимая, куда мы движемся, как и откуда планировать средства на его погашение. Аналогичным образом целесообразно решать вопросы газификации и иные, требующие длительного времени по реализации. Всем ведь известны проблемы, возникающие при исполнении 44–го федерального закона: за короткое время попросту невозможно решить какие–то глобальные задачи…

Впрочем, в этом вопросе я всегда завидую властям Татарстана. Там любые бюджетные проекты реализуются в течение девяти месяцев. Как им это удается, пользуясь теми же законами, которые нам, например, никак не позволяют вовремя асфальтировать дороги и тому подобное? Они же успевают все. Загадка.

«Платон» мне друг. Где деньги?

— Вы руководите крупным транспортным предприятием в области международных перевозок и знаете изнутри ситуацию, связанную с функционированием системы взимания платы за проезд по крупным автомагистралям «Платон». Как она работает сегодня, год спустя после внедрения?

— В текущем году тех, кто платит за грузоперевозки в системе «Платон», освободили от уплаты транспортного налога. В связи с этим наш региональный бюджет недополучит 170 миллионов рублей. Вместе с тем, для моего транспортного предприятия, например, было бы выгоднее платить транспортный налог, поскольку перечисления в «Платон» составили почти втрое больше.

Что есть позитивного в «Платоне»? Конечно, большой плюс — в том, что из серого сектора выведены очень многие частники, которые занимаются грузоперевозками, поскольку после регистрации в «Платоне» ты автоматически попадаешь в поле зрения всех контролирующих и фискальных органов.

— А собранные через систему «Платон» средства как–то возвращаются в региональные дорожные фонды?

— Согласно закону, они должны туда поступать пропорционально уплаченным суммам за те отрезки дорог, которые находятся на территории области. Для Смоленщины это должен быть большой плюс за счет того, что по нашей области проходит большой участок трассы «Москва–Минск». Я смотрела на сайте Росавтодора итоговые данные за первое полугодие — Смоленская область находится на седьмом месте в России по взносам в «Платон». Соответственно, мы должны получить в дорожный фонд серьезную сумму перечислений.

На высшем уровне

— Как сегодня обстоят дела с выплатой зарплаты уволенным сотрудникам смоленского автоагрегатного завода, а также с решением проблемы передачи их общежития в городскую собственность?

 — Дела движутся полным ходом, на мой взгляд, во многом благодаря личным взаимоотношениям Неверова и Собянина. Когда мы впервые обратились по смоленскому автоагрегатному заводу и никак не могли решить вопрос выплаты задолженности по банкротству и передачи общежития завода городу (несмотря на то, что ранее и губернатор Островский подключился к этому вопросу, отправив кредиторам соответствующее письмо), то ничего не могли добиться, пока летом вместе с инициативной группой не попали на прием к Сергею Ивановичу.

Теперь я знаю тот механизм, благодаря которому вопрос начал решаться, и люди получают зарплату (на сегодняшний момент выделено еще около 7 миллионов рублей, что дает возможность полностью покрыть выплаты по оставшейся части ноября и начать выплаты по декабрю). Это стало возможным потому, что Неверов лично встречался с Собяниным, и на основании его личной просьбы была изыскана возможность финансовой помощи для погашения задолженности.

Фактически эта задолженность должна погашаться работникам из продаваемого имущества, но конкурсный управляющий тянет вопрос продажи (оно и понятно: чем больше длится процедура банкротства, тем больше времени он получает зарплату). Поэтому он не спешит, продажа имущества не идет и, по идее, людям не с чего бы вроде получать зарплату. Однако подключился Неверов, он написал жалобу в Генпрокуратуру, письмо Собянину и… процесс пошел.

— Что, конкурсный управляющий ускорил свою работу?

— Нет. После предметного разговора Неверова с руководством АМО ЗИЛ (главный кредитор) они 31 августа приняли решение по передаче общежития Смоленску, исключив его из конкурсной массы. Однако конкурсный управляющий не угомонился, он подал заявление в суд, чтобы общежитие городу не передавалось, а все–таки было включено в конкурсную массу. И на основании этого у него опять есть повод отложить формирование конкурсной массы и не начинать торги.

Алашеев успел

— То есть, по зданию общежития ситуация еще окончательно не прояснилась?

— Мэрия Смоленска подготовила все документы, направила проект договора на передачу собственности, участвовала в процессе определения управляющей компании для этого общежития. Также мэрия вступила третьей стороной в судебный процесс. Вместе с представителями АМО ЗИЛ мы изучили судебную практику: она показывает, что если городская власть вступает третьей стороной в споры о социальных объектах, как правило, суд принимает решение в пользу города. Глава Смоленска Николай Алашеев успел подписать соответствующие документы до своей недавней отставки.

— И если суд примет решение в пользу мэрии, то жильцы этого общежития наконец–таки вздохнут спокойно?

— Совершенно верно. Более того, мэрия разрешит им приватизировать свои квартиры.

— Жильцы ведь и сегодня там живут, никто их не выгонял из общежития?

— На сегодняшний момент никто не выгоняет, но когда был прежний собственник, которому это общежитие было продано, он имел намерение переделать здание под гостиницу и проживающих людей начали готовить к тому, чтобы они выселялись. Им назначили стоимость содержания одного квадратного метра жилья в размере… 150 (!) рублей. Немыслимо! То есть они такими мерами подталкивали людей к выселению.

Депутатская вертикаль

— Как строится ваша совместная работа с депутатами Смоленского городского Совета?

— Помогаем друг другу. В мой избирательный округ входят четыре городских округа, в которых депутатами являются Михаил Николаенков, Сергей Шелудяков, Дмитрий Новиков и Анатолий Попов. Они мне помогают решать вопросы, связанные с исполнением наказов избирателей. И когда избиратели просят о таких вещах, как, например, замена окон в детсадах, школах или благоустройство дворов, я обращаюсь за помощью к городским депутатам, чтобы они почаще «теребили» соответствующие структуры (ту же районную администрацию, управление образования или ЖКХ) на предмет ускорения процесса. С Николаенковым неплохо работаем по проблемному дому №13 на улице Юрьева, с Поповым взаимодействовали по поводу спортивного зала в Сортировке, с Шелудяковым занимались заменой окон в школе №30 на улице Автозаводской.

Должна сказать, что у нас по Заднепровью подобрались очень активные депутаты и зачастую мы объединяем все наши усилия, чтобы не дублировать депутатские запросы или иные действия по одной и той же проблеме.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/153/04