Алексей Островский: «Я знаю, кого буду рекомендовать на должность главы Смоленска»
Максим Кузьмин
Власть
Основной темой очередной информационно–аналитической программы «Лицом к области», которая выходит в эфире «ГТРК–Смоленск», стала кадровая политика губернатора Алексея Островского. В телеинтервью глава региона разъяснил свою позицию по «командному» вопросу: изменениях и новых назначениях в обладминистрации и органах местного самоуправления.
— Алексей Владимирович, если позволите, начну с вопроса абстрактного. Насколько актуальна, на ваш взгляд, сегодня фраза, а точнее даже лозунг «Кадры решают все»? Спрашиваю в данном случае без какой–либо привязки к личности и свершениям первоисточника.
— Вы знаете, абсолютно ежедневно соглашаюсь с этой формулировкой, поскольку задач перед собой, перед своей администрацией, перед администрациями муниципалитетов можно поставить сколько угодно, а когда начинаешь их решать, то в определенный момент понимаешь, что тех, кто способен эффективно, в короткие сроки задачи эти решить, зачастую под рукой, собственно, и не оказывается.
Поэтому, в первую очередь, — приоритет на человека, на его знания, профессиональный опыт, его здоровые, в хорошем смысле, амбиции, на его целеустремленность и порядочность. В этом случае под конкретного человека можно определять круг задач, понимая, что данный руководитель или сотрудник с ними справится. В том числе, от таких людей ждешь, что они и сами перед собой будут ставить задачи, решать их, а не ждать понуждения со стороны руководителя. Сам, один, ты не в состоянии охватить одномоментно все сферы жизнедеятельности региона, поэтому хорошо, когда есть подчиненные, которые креативят, предлагают решения, в каком направлении можно дальше развиваться и усовершенствовать работу.
— Совсем недавно вы нашли четверых таких людей, которые заняли должности ваших заместителей, причем, это заместители, которые отвечают во многом за ключевые направления деятельности. Это очень разные люди, но всех их, на первый взгляд, объединяет одно: относительно молодой возраст. Всем им нет и сорока лет, двум вашим новым заместителям — Василию Анохину и Ростиславу Ровбелю всего по 33 года. Для вас возраст сотрудника, которого вы назначаете на ответственный пост, имеет значение или это второстепенный критерий?
— Сначала отвечу на первую часть вашего вопроса. Вы сказали: «Вы таких четверых людей нашли». Отталкиваясь от ответа на предыдущий вопрос, нашел ли я таких людей, нашла ли их Смоленская область и жители региона — это покажет время. Да, я серьезные надежды связываю с этими заместителями, знаю их, их возможности, опыт, работоспособность, целеустремленность, знания, связи, но сработает все это или нет — можно будет понять только спустя какой—то временной промежуток.
Я считаю, что в чем–то возраст может быть как плюсом, так и минусом в работе того или иного чиновника. Как минимум потому, что с возрастом к людям приходит опыт и мудрость. В молодом возрасте, к сожалению, опыт точно в таком значительном объеме отсутствует, ну а мудрость — она может быть и у двадцатилетнего молодого человека или девушки. Это, что называется, от Бога дано. Что касается Анохина и Ровбеля, то по их работе на предыдущих участках я видел и знаю, что они целеустремленные, работоспособные, эффективные. За эффективность, желание и умение работать, за то, что они зачастую решали те задачи, которые сами перед собой ставили, не ожидая понуждения или подсказки со стороны руководителя, за стремление развивать область, за желание и возможность приходить на работу не в 9 часов утра, а в 7, 8 и уходить не в 6 вечера, а в 10–11 часов, при этом эффективно решать задачи, — вот за это я и доверил им новые направления. Очень надеюсь, что они не подведут ни меня, ни смолян, ни Смоленскую область.
— Вот эти масштабные кадровые перестановки связаны с чем? С тем, что те, кто ушел, не совсем удовлетворяли вас по работе, либо с тем, что социально–экономическая ситуация в стране и в регионе настолько изменилась, что требует совсем новых людей и новых подходов для решения задач?
— Никогда не буду говорить негативных слов о тех, с кем длительное время проработал и по тем или иным причинам принял решение прекратить трудовые отношения. В каждом случае свой фактор. Случай с Ольгой Окуневой — это то доверие, которое ей оказал я, оказала партия «Единая Россия», и, в конечном итоге, смоленские избиратели, доверившие ей право представлять регион в Государственной Думе. В случае с Игорем Викторовичем Скобелевым — это, наверное, все–таки пришедшее со временем понимание, что к финансово–экономической модели развития региона нужно подходить с использованием иных методов и подходов, нежели это было при нем, как при кураторе данного направления.
— Самым обсуждаемым из всех ваших последних кадровых решений стало назначение заместителя губернатора, курирующего социальную сферу, вместо избранной депутатом Госдумы Ольги Владимировны Окуневой. Что вполне естественно, ведь эта сфера так или иначе затрагивает интересы, наверное, всех без исключения жителей Смоленской области. Новый заместитель Оксана Васильевна Лобода — в публичной политике ранее, что называется, замечена не была. А вот ее прежняя должность — руководитель контрольного департамента — определенную пищу для размышлений дает.
— Первое, Максим Николаевич, это то, что Лобода никогда не была в публичной политике, как вы сказали, — так вот, это не минус и не плюс для того, чтобы курировать социальную сферу, контролировать каждую бюджетную копейку, которая региону достается очень не просто, в том числе, — за счет денег, которые платят налогоплательщики, смоляне.
Для этого не нужно каждый день мелькать на экранах телевизоров, главное — нужно иметь опыт, знания и желание честно служить смолянам. А то, что Лобода может и честно служит смолянам, я убедился за годы ее работы в качестве начальника департамента по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами. И по результатам именно ее проверки в свое время были возбуждены некоторые уголовные дела, в том числе, в отношении начальника департамента по социальному развитию Новиковой.
Кстати, когда–то Ольга Окунева также не имела ни малейшего отношения к социальной сфере и, более того, весь ее трудовой путь, за исключением небольшого периода работы в Фонде социального страхования, не был связан с социалкой. Она работала совершенно в иных сферах. Если сейчас у отдельно взятого смолянина или смолянки спросить, чем занималась всю жизнь Ольга Окунева, все уверенно ответят — социалкой. И будут абсолютно не правы. Для Оксаны Лобода главное на этом участке работы — любить тех, кем предстоит заниматься. А это наименее социально–защищенные слои населения: пенсионеры, ветераны, инвалиды и все те, кто в той или иной степени находится в трудной жизненной ситуации. Вторая ее задача — контролировать каждый бюджетный рубль. Нужно ежедневно смотреть, чтобы не появилось ни малейшей почвы и оснований для работы правоохранительных органов, чтобы люди в курируемых ею департаментах, учреждениях работали бы честно и не пытались прикарманить бюджетные деньги.
— Кстати, результаты выборов в Государственную Думу, на ваш взгляд, увеличат лоббистские возможности нашего региона на федеральном уровне с учетом того, что у нас, как минимум, три депутата представляют Смоленскую область? Один из них — Сергей Иванович Неверов — человек статусный и влиятельный.
— Считаю, что безусловный успех для Смоленщины — это то, что Сергей Иванович Неверов принял решение избираться от нашего региона и был избран благодаря доверию смолян. Неверов активно помогал региону и все последние годы, в том числе, в получении серьезных денег из Минфина или включая Смоленскую область в те или иные федеральные программы: по получению машин «скорой помощи», школьных автобусов. Он активно помогал, помогает и, я уверен, будет помогать региону, поскольку я знаю этого человека как очень порядочного и отвечающего за свои слова.
— Можно сейчас утверждать, что новый состав администрации губернатора Островского окончательно утвержден и новых перестановок в ближайшее время не последует?
— Никогда не говори «никогда» — это первое. Второе — все будет зависеть от того, как будут работать те или иные мои подчиненные. Если будут плохо работать, значит, буду с ними расставаться, буду подбирать, назначать новых. Будут работать эффективно, как это нужно мне и смолянам — значит, менять их не буду. Одним словом, буду исходить из здравого смысла и здравого подхода. Но, как вы понимаете, все возможно как в одну, так и в другую сторону.
— У ваших подчиненных все контракты по–прежнему годичные?
— Я считаю, что это правильное решение и не собираюсь от него отказываться. Человек должен понимать, что у него нет очень длинного периода выполнения тех ожиданий, которые с ним связывает руководитель. Каждый день человек должен работать эффективно, доказывая свою нужность, полезность смолянам, губернатору, администрации.
— Изменения происходят и на районном уровне. Не так давно вы рекомендовали на должность главы Гагаринского района главу Темкинского района Романа Журавлева — кстати, тоже достаточно молодого человека. На его место в Темкино — первого заместителя главы администрации Вяземского района. Это такой новый подход к ротации районных кадров?
— Я бы не сказал, что это какой–то особый, новаторский подход. Это должно быть и всегда так было, подобная практика существует и в иных субъектах Федерации, и на федеральном уровне. Нужно трезво оценивать работу твоих, пусть даже косвенных подчиненных и давать шанс для роста тем, кто работает эффективно, кто доказал свою состоятельность в качестве муниципального руководителя на более ответственных и серьезных участках работы.
Журавлев эффективно работал главой администрации Темкинского района — в том районе, в котором, к сожалению, финансовые и бюджетные возможности крайне скудны, и добивался результатов, которых мы не видим от глав администраций более богатых муниципалитетов, более развитых и в промышленном, и в аграрном секторах экономики. Поэтому, я считаю, с его потенциалом, опытом, знаниями, здоровой амбициозностью он будет толковым руководителем Гагаринского района — муниципалитета, который имеет все перспективы для того, чтобы еще более активно развиваться. Хотя, опять же, и жители Гагаринского района, и мы с вами сможем оценить работу Журавлева только спустя какое–то время. Пока есть ожидания. Верю, что они подтвердятся.
— Ну и конечно, я не могу не задать вопрос о недавней отставке главы города Смоленска Николая Алашеева. Не секрет, наверное, ни для кого, что это было абсолютной неожиданностью для многих наблюдателей. Было ли это неожиданностью для вас, и какие последствия вы видите для города Смоленска?
— На протяжении достаточно длительного времени Николай Николаевич Алашеев говорил мне о том, что очень тяжело жить одному, что жена, дети проживают на другом конце страны — в Приморском крае. Жена постоянно поднимает эти вопросы, детей он видит две недели в году, во время отпуска, и что, конечно, хотел бы воссоединиться с семьей. При этом жена с детьми по ряду причин переезжать в Смоленскую область была не готова. В итоге, как я понимаю, на каких–то семейных советах они и приняли такое решение. Поэтому чисто по–человечески я Алашеева прекрасно понимаю. Будем ждать, кого выберет конкурсная комиссия, кого выберут депутаты Смоленского городского Совета на должность нового главы города.
— Понятно, что вы не назовете сейчас персонально свои предпочтения на должность главы города Смоленска — спрошу иначе. Вы понимаете, кого все–таки будете рекомендовать?
— Я не то, что понимаю, я знаю, кого буду рекомендовать депутатам Смоленского городского Совета через свое представительство в конкурсной комиссии, которая будет из числа всех кандидатов, соискателей рекомендовать в итоге кандидатуру Смоленскому городскому Совету — у администрации региона в комиссии есть 50 процентов голосов. Кстати, по Уставу города, по иным нормативным документам таких людей должно быть, как минимум, двое, чтобы выборы прошли на альтернативной основе. Я считаю, что смоляне заслуживают порядочного, честного, ни в чем не запятнавшего себя человека, который имеет опыт, знания, положительную репутацию среди разных слоев населения, среди так называемой элиты, среди всех горожан. Я точно понимаю, кто мог бы честно, порядочно, профессионально возглавлять городскую администрацию, но мое мнение в данном случае не будет определяющим. Окончательное решение — за депутатами Смоленского городского Совета, за большинством, а большинство — это, как известно, фракция «Единая Россия». Поэтому в диалоге с «Единой России» будем выбирать такого руководителя, безусловно, учитывая мнение и других политических партий, которые представлены в Смоленском городском Совете.