Почему «буксует» общественный контроль?
От редакции
Хорошо помним, какие надежды с самого начала своего губернаторства возлагал Алексей Островский на активных общественников и на инициативы «снизу».
На борьбу с «зарвавшимися чиновниками» были призваны «народная экспертиза» и «общественный контроль».
Смоляне, дорогие, подключайтесь активнее, контролируйте, предлагайте! Чтобы решения власти были более прозрачными для населения, чтобы решения эти учитывали мнение народа…
«Я ставлю перед собой цель: вернуть смолянам веру в свои силы и заставить чиновников всех уровней считаться с избирателями не только перед выборами, а в постоянном режиме. Нужна система тотальной народной экспертизы действий властей. Предлагаю внедрить такую систему народного контроля за работой органов власти», — с такой инициативой губернатор выступил еще в 2012 году.
Но попытка привлечения инициативы «снизу» не оказалась успешной. Некоторое время спустя Алексей Островский вынужден был это признать, выразив глубокое сожаление по поводу апатии и нежелания людей контролировать процессы и действия властей.
И вот, на днях губернатор вновь обращается к данной теме. На сей раз обращение адресовано было уже не к неорганизованной общественности, не к партиям, а к Общественной палате — органу, которому «сам Бог велел».
Обращаясь к членам ОП и главам муниципалитетов, Островский еще раз напомнил о своей крайней заинтересованности в реализации общественного контроля и подчеркнул, что пока в этом направлении вообще не видно системной и организованной работы:
«Я на протяжении четырех с лишним лет своей работы на занимаемой должности искренне призываю всех к реальному, полноценному, масштабному общественному контролю региональной и муниципальной власти. И я вижу, что такая потребность у людей есть. Мы, как власть, готовы к этой работе, но насильно заставить вас контролировать не можем».
Скажем так: ситуация парадоксальная — губернатор буквально «за уши тянет» общественников, чтобы организовать процесс эффективно работающего общественного контроля.
Опять же, губернатор (а не «активная общественность») предлагает и механизмы для этого:
«Требуется активная экспертиза текущей нормативной правовой базы и принимаемых документов. Необходимо полномасштабное введение практики «нулевых» чтений разрабатываемых нормативных правовых актов и их общественная оценка. Мы ждем вас при обсуждении проектов целевых программ и иных стратегических документов. Мы ждем от вас общественного мониторинга деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления».
Удастся ли запустить систему общественного контроля на этот раз? Вопрос даже не в желании «активистов», а в способности погрузиться в системную, кропотливую, серьезную работу.
Многие ли из наших «активных общественников» имеют достаточный уровень знаний, умений, навыков и компетенции? Вопрос этот мы пока оставляем открытым.