Поколение «Ла»
Наши земляки
11 сентября — день рождения советского авиаконструктора Семена Лавочкина.
Семен Алексеевич Лавочкин родился в Смоленске (в некоторых документах указывается иное место рождения — местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии), в семье учителя гимназии. Окончил городское училище в городе Рославле, гимназию в Курске. В 1918 году вступил в ряды Pабоче–Крестьянской Красной Армии. Воевал красноармейцем в Гражданской войне, в 1920 году служил в пограничной охране. В конце 1920 года демобилизован и направлен на учебу в Москву.
В 1927 году окончил Московское высшее техническое училище имени Баумана, преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ–4 (ТБ–1).
С 1929 года работал в авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро). В 1935–1938 годах — главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938–1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности.
С 1939 года — главный конструктор по самолетостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством был создан истребитель ЛаГГ–3 (совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым). С 1940 года — главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в Горьком.
В годы Великой Отечественной войны Лавочкин существенно переработал ЛаГГ–3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные летные характеристики (произвел замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолета). Тогда же создал он десять серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла–5, Ла–5Ф, Ла–5ФН, Ла–7, широко применявшиеся в боях. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планера (применив особо прочный материал — дельта–древесину) с надежным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полета.
Компоновка самолетов Ла–5 и Ла–7 обеспечивала надежную защиту летчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина Кожедуб сбил 62 немецких самолета.
Всего в 1941–1945 годах были построены 22,5 тысячи экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.
За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Семену Лавочкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».
В первые послевоенные годы в конструкторском бюро Лавочкина (в 1945 году оно было переведено в Химки) создавались его последние поршневые истребители: цельнометаллический самолет Ла–9, учебно–тренировочный Ла–180 и дальний истребитель Ла–11. После этого КБ было Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации занялся вплотную еще с 1944 года.
В 1947 году был разработан Ла–160 — первый отечественный самолет со стреловидным крылом. В декабре 1948 года на Ла–176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была достигнута скорость полета, равная скорости звука. Также конструктор создал сверхзвуковой истребитель Ла–190 и всепогодный двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла–200.
Под руководством Лавочкина был создан и ряд образцов ракетной техники. В 1950 году его ОКБ было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса «земля–воздух», причем тактико–технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира. По инициативе Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те года ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С–25) с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении.
В кратчайшие сроки был пройден путь с формулировки самой идеи системы ПВО до создания системы. В 1951–1955 годах под руководством Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР–«205» и ЗУР–«215», а также ракеты класса «воздух–воздух».
В 1955 году вокруг Москвы появились знаменитые защитные «кольца» — система ПВО «Беркут». Ракеты конструкции Лавочкина находились на боевом дежурстве до начала 80–х годов (это были ЗУР–«217М» и ЗУР–«218»).
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года Семену Лавочкину было повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот».
Параллельно с ракетной тематикой, Лавочкин в 1950–1954 годах разработал беспилотный самолет–мишень Ла–17, выпускавшийся до 1993 года. Кроме того, был создан и применялся его разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).
С 1956 года Лавочкин — генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил две такие крупнейшие работы, как создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря» и проектирование нового зенитного комплекса ПВО «Даль», основу которого составляли ракеты класса «земля–воздух» большой дальности (до 500 километров) для поражения высокоскоростных воздушных целей.
При завершении испытаний «Бури» 9 июня 1960 года Семен Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары–Шаган в районе озера Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать все подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве.
Имя Лавочкина носит научно–производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. Также в Москве установлена мемориальная доска на доме, где он жил.
источник: warheroes.ru