Владимир Степченков: «Расходы на оздоровление не урезаются, несмотря на кризис»
Здравоохранение
эфир радио ВЕСНА 14 сентября 2016 г.
Последнее значимое событие в сфере регионального здравоохранения — это, естественно, открытие в Смоленске лечебно-диагностического отделения калужского филиала «Микрохирургии глаза» имени Федорова на базе поликлиники №1. Его обустройство было завершено в рекордные сроки — за четыре месяца. В отделении находятся кабинеты консультативного приема врачей, консервативного лечения, процедурная, лазерная операционная, а также палаты для отдыха пациентов после операций.
Впрочем, это не единственный повод для радости. «Какие же перемены ожидают систему регионального здравоохранения в ближайшем будущем?» — спросили мы начальника департамента Смоленской области по здравоохранению Владимира Степченкова.
— Владимир Иванович, первый вопрос касается прививочной кампании. Все ли в регионе проходит по плану? Где (и бесплатно ли) можно сделать прививку?
— Прививочная кампания сейчас в полном разгаре. Уже более 50 процентов от плана людей привиты. Привиться можно в любой поликлинике по месту жительства. Принимаем также заявки от организованных коллективов. Рекомендуем делать это руководителям, в подчинении которых большое количество людей. На предприятие может выехать медицинская бригада, которая проведет первичный осмотр и сделает прививки. Мы всех смолян ждем в поликлиниках для того, чтобы привиться. Потому что прививка — хорошая страховка от того, чтобы не заболеть гриппом.
— Прививочная кампания этого года отличается от прошлогодней?
— Мы взяли на себя повышенные обязательства. Уже сейчас привито больше, чем было в прошлом году. Вакцины прибыли вовремя, без задержек. Сейчас, в сентябре, самый сезон прививаться, потому что вакцина все–таки должна быть с упреждением. В декабре–январе прививаться уже поздно.
— Хорошо, тогда перейдем к вопросам, касающимся открытия новых медицинских учреждений. В частности, как удалось открыть МНТК «Микрохирургия глаза» и чем оснащен этот центр?
— Вопрос был решен быстро. Здесь я бы хотел поблагодарить губернатора Алексея Островского. Это была его инициатива. Вторая благодарность — руководителю МНТК Александру Чухраеву, который поддержал открытие. Благодарность и руководителю калужского филиала, куда ездили все смоляне — Александру Терещенкову.
Задача была поставлена Алексеем Владимировичем по весне. Тогда же были подобраны помещения. Все сработали слаженно: и смоленская администрация, и МНТК «Микрохирургия глаза». Что нас особенно порадовало — при осмотре запущенного центра выяснилось, что некоторое оборудование уникально в России, оно даже лучше, чем в некоторых отделениях МНТК, которые давно работают. Конечно, это настраивает на хороший лад, это более высокий уровень оказания помощи смолянам. Тем более, что все это действует по системе ОМС, бесплатно: не надо платить частным образом за осмотр, ехать в Калугу (основное лечение там было, конечно, бесплатно, но приходилось нести расходы, помимо дороги, на дополнительные обследования). Сейчас данная проблема снята. МНТК «погружается» в систему здравоохранения Смоленской области, становится неотъемлемой частью. Большинство операций будет проводиться на территории Смоленска. Только в случаях операций, которые требуют госпитализации, и в каких–то других сложных случаях люди будут отправляться в Калугу или Москву. Но это небольшой процент. Основная масса процедур — лечение катаракты, замена хрусталика — все будет делаться здесь.
Это полноценный диагностический центр с выдержанными традициями основателя Святослава Федорова. Здесь стоит самое современное оборудование, лазеры. Главное, что это делает доступной офтальмологическую помощь всем жителям не только Смоленска, но и области — от городских до сельских жителей. Помощь становится доступной. Плюс в рамках этого центра действует передвижной комплекс. Сейчас, в дни открытия, ведется прием рядом с поликлиникой. В дальнейшем поездки по районам, селам, где у населения хватает проблем со зрением, будут регулярными. Думаю, что с открытием смоленского филиала очень большой пласт проблем снимется.
— Стоит добавить, что центр располагается по адресу: улица Чаплина, дом 3. А что касается перинатального центра, какие здесь перспективы?
— К настоящему моменту центр возведен до уровня шестого этажа, а в октябре будет завершен до проектной этажности. Будет закрыт тепловой контур, что позволит зимой заниматься внутренними работами и установкой оборудования. Немного сместились сроки, так как пришлось практически заново начинать работу с Ростехом. Но стройка идет полным ходом, несмотря на то, что конкурсные процедуры были проведены с большими задержками. Мы фактически выходим на завершение этажности. Там работают две, порой и три смены. Люди обучены, кадры подготовлены. Ростех закупает оборудование. Поэтому у нас довольно оптимистические ожидания.
— Насколько нам необходим этот центр?
— Он будет открыт на базе многопрофильной больницы на Покровке. Это новая технология. Все знают, что перинатальный центр на Кирова хороший, но мы понимаем, что это типовой роддом 70–х годов. Новый перинатальный центр предполагает новые операционные. Там будут сосредоточены все службы. Не будет такой плотности. Ведь сейчас у нас потребность в койках большая. Даже открыв новый перинатальный центр, мы сохраним старый. Головной будет на Покровке, второй — на Кирова. Поэтому мы с нетерпением ждем завершения строительства и прилагаем максимум усилий, чтобы оно состоялось как можно скорее.
— Какие еще «медицинские» стройки проводятся в области?
— Мы подготовили проект типового ФАПа и прилагаемой к нему двухкомнатной квартиры. Стоит он серьезных денег. Поэтому сейчас подыскиваются источники финансирования. В рамках государственно–частного партнерства рассматривается строительство поликлиники в Смоленске, подбирается земельный участок. Думаю, что это будет такое же типовое строительство. Если все вопросы будут решены, то в течение полутора лет такой объект появится на карте города.
Таких глобальных строек, как перинатальный центр, пока нет. В кризис региональный бюджет их потянуть не может. Если у федерального бюджета будет возможность на наш проект выделить определенные средства, соответственно, регион поддержит финансирование. Софинансирование с федерацией у нас давно работает и показывает положительные результаты. Государственно–частное партнерство — очень хороший резерв, особенно для жителей Смоленска. Вот, например, на окраинах города появились кабинеты врача общей практики. Поступают положительные отзывы от жителей новостроек, что они открываются в шаговой доступности. Это яркий пример государственно–частного партнерства. Мы планируем его развивать. В новостройках, думаю, появятся еще такие кабинеты.
Иногда интересных предложений много, но при проработке выясняется, что требуются чрезмерно большие расходы из бюджета, что в наших условиях абсолютно недопустимо.
— Жизнь медицинского учреждения — это не только стройки, но и постоянный текущий ремонт и оснащение оборудованием. Недавно губернатор Островский ездил в Сафоново, где смотрел новое оборудование. И все чаще проходят новости, что в Смоленске появляется новое оборудование, причем в некоторых случаях уникальное. Как удается с такими бюджетными проблемами закупать оборудование не только в Смоленске, но и в районах?
— В Сафонове действительно совсем недавно открылось первичное сосудистое отделение при Сафоновской ЦРБ, полностью отремонтированное, оснащенное. Это позволяет увеличить доступность медицинской помощи жителям Сафоновского, Холм–Жирковского и Дорогобужского районов. Если раньше людей с подозрением на инсульт везли в Смоленск (это сто километров от Сафонова, а если отдельно взять Холм–Жирки, Дорогобуж, то еще дальше), то теперь эта проблема снята. Больные поступают в Сафоново, там есть компьютерный томограф, обученный персонал, палаты, чтобы таких пациентов принимать. На сегодняшний день это большой прогресс.
Расходы на оздоровление не урезаются, несмотря на кризис. Конечно, в том объеме, в котором хотелось бы, у нас нет возможности финансировать здравоохранение, но мы можем «закрывать» болевые точки, где на карте стоит жизнь и смерть человека. Сейчас планируем на 2017 год сделать первичное сосудистое отделение в Ярцеве. Кроме того, в этом году закупается компьютерный томограф для офтальмологического отделения областной больницы. Это тоже большой прогресс. Потому что когда на стационаре нет такого оборудования, врачи высокой квалификации не всегда могут некоторые вещи реализовать. А благодаря оборудованию уточняется диагностика, качество лечения улучшается. Тем более что и МНТК появился. Теперь офтальмологическая служба у нас будет на высоте.
То же самое касается других аспектов. За счет ОМС закупили аппараты ИВЛ — искусственной вентиляции легких для новорожденных. Эти аппараты дорогие, для совсем маленьких деток. Тоже некое подспорье. Конечно, нам хотелось бы, чтобы программа модернизации продолжилась, чтобы федерация запустила второй этап. Надо еще подчеркнуть, что мы закупаем машины скорой медицинской помощи, в этом году пополняем парк. Плюс — по линии правительства выделены 9 машин и 1 реанимационная, ожидаем их прибытия.
— Кстати говоря, про скорую помощь: есть ли нормативное время прибытия кареты?
— Общее нормативное время есть — не более 20 минут. Как раз не так давно корреспонденты поработали сутки с нашей бригадой. Было видно, как велик процент вызовов, которые не являются скорыми: кто–то хочет, чтобы его отвезли в больницу, как на такси. Позиция населения такова — если что–то не так, давайте вызовем скорую помощь. Конечно, мы сейчас развиваем неотложную медицинскую помощь, поликлиники активно вовлекаются в эту работу. Будем разъяснять, что скорая помощь — экстренная, когда есть угроза жизни. Поэтому будем над этим работать. Когда очень большой объем вызовов, бригады выполняют колоссальную работу. Мы сейчас активно работаем с диспетчерской, разрабатываются новые алгоритмы. В следующем году увеличится количество врачебных бригад в Смоленске. Решается и вопрос зарплаты в положительную сторону.
Здесь тоже иногда все упирается в нехватку кадров. Сейчас будет проведена реформа образования, когда молодым людям надо будет три года поработать терапевтом или врачом общей практики. И только потом поступать в ординатуру, получать специализацию. Думаю, это тоже даст приток в первичное звено, улучшит качество медицинских услуг. Ждем молодежь.
— Есть же и большие программы по поддержке медиков — молодых специалистов. Расскажите о них.
— Самая большая — программа «Земский доктор», по которой выплачивается миллион рублей из бюджетов региона и федерации. Она действует для сельских районов и рабочих поселков. Порядка 50–60 человек за последние три года устроились. В этом году порядка 16 человек заключили соглашения. Программа работает, люди идут. Уже практически до 50 лет увеличен возраст участия в программе. Это решает вопросы села.
У нас для молодых специалистов действует и единовременное пособие в 200 тысяч рублей. Есть целевая подготовка — в колледжах до 80 процентов целевой набор, чтобы был приток фельдшеров на скорую помощь, в ФАПы.
Готовится также интересный проект со школьной медициной, мы его проанонсируем чуть позже… Первичному звену в лучшую сторону решается вопрос по зарплатам. Понятно, что оклады небольшие, есть жалобы, что людям приходится тянуть полторы ставки. Но это интенсификация труда. Если бы были все ставки заполнены, тогда этого и не требовалось бы. По большому счету, это ведь возможность заработать. Труд медика тяжелый и ответственный. Нам бы хотелось, чтобы они работали на одну ставку и получали достойную зарплату и чтобы качество работы тоже было соответствующее.
Сейчас перед нами стоит проблема этики, когда доктор или сестра могут нагрубить. Но мы понимаем, что и они люди. Но, с другой стороны, если человеку плохо, он приходит в поликлинику, а если еще и там встречает грубость и хамство, это недопустимо. Если пациенту объяснишь, каковы его проблемы, он понимает — население достаточно образованное, понятливое. Но нужно объяснять с терпением. Медикам вдвойне тяжело, потому что у них есть семья, обычные бытовые проблемы, а еще такая работа с населением. Нужно, чтобы этот труд достойно оплачивался. И наш губернатор все время подчеркивает, что сегодняшние средства — не те, которых достойны врачи. Мы же со своей стороны прилагаем все усилия, чтобы их зарплата росла.