Крымская весна
Светлана Савенок
Дата
18 марта для всех нас теперь особый день. Это новая дата, которая вписана в историю нашей страны два года назад. В этот день полуостров Крым и город Севастополь снова стали частью России.
Конечно, были определенные трудности, которые мы преодолевали: с первого же дня возвращения Крыма нас стали «давить» и в политическом, и в экономическом плане. Но ни масштабная информационная война, объявленная нашей стране Западом, ни продуктовая, ни энергетическая блокада Крыма ни на йоту не изменили нашего отношения к событиям двухлетней давности. А если мы чувствуем свою правоту, если мы вместе, ничто не сможет нас ни испугать, ни сломить.
Нынче мы решили вернуться к впечатлениям от поездки в Крым смоленской делегации, которая состоялась в мае 2014 года.
Впечатления — это, конечно, личное, порою вылезает эмоция (на то они и впечатления)… но все, что было написано и сказано после возвращения из Керчи автором этих строк — чистая правда (полная версия материала «Крымский урок» — журнал «О чем говорит Смоленск» от 26 мая 2014 года: http://journal.smolensk-i.ru/099/02/).
Нам у них есть, чему поучиться
Да, они живут беднее. Но они богаче в другом. Они искренние, открытые и главное — они едины. И это очень чувствуется. И еще чувствуется, что они больше, чем многие из нас, любят свою родину и гораздо бережнее относятся к ее истории.
Да–да! Самое большое (не скажу, что приятное) открытие, которое я сделала, общаясь с этими людьми — они любят Россию больше, чем мы. Кстати, это понимание возникло отнюдь не у меня одной. И тысячу раз подписываюсь под главным впечатлением по итогам поездки в Крым нашей делегации: «Крым учит нас еще больше любить свою Родину».
Быть может, дело в известном «что имеем, не храним, потерявши, плачем»? Не знаю. Во всяком случае, нам многому у них стоит поучиться.
В отличие от нас, у них очень хорошо поставлена работа ветеранских организаций с молодежью. И, заметьте, все эти годы государственная политика Украины (в образовании — далеко не в последнюю очередь) была направлена на то, чтобы стереть историческую память, разорвать многовековые связи с Россией. Уму непостижимо, как им удалось не только сохранить и передать молодежи память об ужасах фашизма и Великой Победе нашего единого народа вопреки той пропаганде, которая была развернута в последнее время.
Участвуя в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы, я невольно подумала о том, что у нас в подобных официальных мероприятиях уже давно не принимают участие школьники (как правило — чиновники, ветераны, пресса, родственники — все). А там подрастающее поколение не только возлагает цветы в рамках единой акции, они готовят патриотические представления, да какие! Когда их смотришь, просто «ком к горлу подкатывает».
И стоит ли объяснять, почему Крым на референдуме продемонстрировал такие впечатляющие результаты: при явке в 83 процента избирателей за воссоединение с Россией проголосовало 96,77 процента участников голосования. Против — это за то, чтобы остаться в составе Украины — 2,51 процента.
Помните комментарии нашей оппозиции и представителей «мирового сообщества», умилявшихся «печенькам» на Майдане? «Это российская пропаганда», «Поверьте, в Крыму все не так однозначно», «Российское ТВ врет» и т. д. и т. п.
Я, кстати, тоже не из тех, кто безоглядно верит нашему телевидению, поэтому задала все–таки вопрос о «российской пропаганде»:
— Ну что вы, у людей был такой большой душевный подъем, люди шли, даже старики, которые могли проголосовать на дому, нет — шли на участки, поддерживая друг дружку. И не верьте, когда говорят, мол, это все пророссийская пропаганда! Сама жизнь стала для нас яркой «российской пропагандой»! Люди шли сами, у них было огромное желание воссоединиться с Россией. Поздравляли друг друга с праздником. Я проезжала по участкам, и слезы наворачивались на глазах от людской радости и воодушевления.
«Вы только больше нас не бросайте»!
Наш патриотический марш–бросок, помимо обязательных протокольных мероприятий, включал в себя встречи и «круглые столы» с ветеранскими организациями Керчи и Старого Крыма, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Афганистана…
Самое сильное впечатление оставила поездка в Старый Крым. Целый зал ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны и воины–интернационалисты. Когда началась встреча, Фарход Расулов стал представлять участников смоленской делегации:
— Виктория Волович, председатель смоленской областной организации родителей и вдов, погибших в боевых действиях в Афганистане и Чечне «Черный тюльпан». Павел Смирнов, председатель смоленского областного Комитета ветеранов особых и специальных подразделений Вооруженных Сил РФ, — договорить ему не дали. Зал внезапно встал и начал скандировать: «Россия! Россия! Россия!»
Не буду описывать слезы на глазах ветеранов во время этой встречи, восторг от наших смоленских пирогов… это надо видеть, словами не передашь.
Они еще долго нас не отпускали, а когда мы уже садились в автобус, прозвучала фраза, которую я вряд ли уже забуду: «Дорогие наши! Вы только, пожалуйста, не бросайте нас больше»!
Главное теперь — не предать их
Абсолютно на всех наших встречах мы слышали очень прочувствованное: «Спасибо вам огромное за то, что мы с вами! Спасибо, что вы приехали, нам это очень важно, нам нужна ваша поддержка…»
Признаюсь, слушая эти слова признательности, я не могла отделаться от мысли, словно заняла чье–то чужое место и мне надо извиниться и пересесть на другой ряд — подальше, пока путаница не раскрылась… Потому что это не они нас, это мы их должны благодарить. За единство и стойкость. За то, что «враг не прошел». За то, что они с нами. И за те уроки мужества и патриотизма, которые — очень надеюсь — пойдут на пользу нам, россиянам.
И теперь, когда я читаю где–то, что Украина по–прежнему считает Крым своим, а Россию оккупантом, когда слышу рассуждения нашей оппозиции об «аннексии Крыма» от людей, которые там не были, я просто смеюсь и даю лишь одну рекомендацию: ребята, вы съездите туда и поговорите с людьми. И пусть вам будет стыдно за ту чудовищную ложь, которую вы несете.