#22 (134)
21 Декабря 2015

Тамара Максимчук: «Бездефицитный бюджет на 2016 год перекликается с финансовыми реалиями федерального уровня»

Сергей Козырев

Трибуна депутата

Бюджет Смоленской области на 2016 год принят депутатами областной Думы в первом чтении. Главные параметры — расходы и доходы — уже известны, они равны друг другу и составляют 34,3 миллиарда рублей. Как говорят эксперты, данное финансовое решение позволяет, помимо прочего, стабилизировать в следующем году уровень госдолга Смоленской области.

Несмотря на бездефицитность, бюджет остается социально ориентированным: более 60 процентов расходов планируется направить на финансирование социальных обязательств. Тройка наиболее затратных отраслей бюджетной сферы выглядит следующим образом: образование (24 процента всех расходов), социальная политика (21 процент) и здравоохранение (19 процентов).

О том, какие решения стоят за бездефицитным бюджетом, мы беседуем с депутатом Смоленской областной Думы Тамарой Максимчук (фракция «Единой России», комитет по бюджету, налогам и финансам).

От затрат к развитию

— Тамара Яковлевна, на протяжении ряда лет бюджет региона был дефицитным, иногда даже предельно дефицитным. И вот финансовая концепция поменялась. С чем это связано?

— Действительно, администрация области предложила нам новую концепцию в части расходов бюджета региона. Лично для меня бездефицитный бюджет стал несколько неожиданным. Сразу было трудно осмыслить и принять такой подход. Поразмышляв над тем, почему предложена именно такая модель, я пришла к выводу, что это, видимо, попытка отойти от сформировавшихся стереотипов, мол, мы дотационные, у нас все плохо, год за годом мы в живем в жестком дефиците. Всем нам понятны трудности (которые есть не только на Смоленщине, но и в целом в России), связанные с пополнением доходной части бюджета налоговыми поступлениями. Ну и, конечно, отпечаток накладывает изменившаяся федеральная финансовая концепция бюджета.

Всегда, и особенно в кризисные времена, государство помогало тем или иным компаниям, исходя из затратного подхода, финансируя по потребностям затраты «Роснефти», например, или банков, или «РЖД». Сейчас и Медведев, и Путин говорят том, что это неправильный подход, что куда логичнее финансировать развитие промышленности, банковской сферы, госкомпаний, а не их затраты. Поэтому, возможно, в «РЖД» сменилось руководство: затраты у компании постоянно росли, цены на билеты росли, а развития не было. Оно было бы, если финансы направлялись бы на приобретение нового подвижного состава, новых железнодорожных путей.

То, что мы в Смоленской области принимаем бездефицитный бюджет на 2016 год, это как раз перекликается с финансовыми реалиями федерального уровня: направлять деньги на развитие. Ранее мы неоднократно задавались вопросами вроде того, как покрыть затраты на поддержание аппарата чиновников. Сейчас вот, напротив, мэр Смоленска уже объявил о грядущем сокращении количества чиновников, сотрудников МУПов. Такие решения находятся в той же финансовой плоскости, что и бездефицитный бюджет, когда мы добровольно отказываемся от финансирования части затрат, не пытаемся сохранить их любым способом.

Как собрать налоги

— Коль скоро вы оставляете все социальные расходы, особое внимание необходимо уделить налоговым перечислениям в доходную часть бюджета.

— Конечно, нужно работать над пополнением доходной части. Усилить контроль за поступлением налогов. К примеру, у нас очень плохо собирается налог по аренде земли. Застройщики, возводящие различные объекты, не спешат переводить их в собственность по окончанию строительства. И арендную плату не платят, и в собственность землю не оформляют… Поэтому надо контролировать те доходы, которые должны быть, но в силу различных причин в казну не поступают.

Аналогичным образом мы ежегодно констатируем плохой сбор транспортного налога. Он вроде бы запланирован в доходной части бюджета и должен собираться в предельном объеме, но этого не происходит. Здесь тоже нужен контроль. Либо, как вариант, если транспортный налог будет заменен на иную систему сбора, вроде введенной недавно схемы «Платон».

Я, кстати, принимала участие в декабрьском митинге дальнобойщиков в Смоленске, и мое выступление получило неоднозначные отклики. Оно, действительно, выбивалось из общего потока категорических выступлений «против». Я же в данном случае придерживаюсь компромиссной позиции и как ответственный налогоплательщик считаю, что за дороги нужно платить. Вопрос в том, в какой форме: транспортный налог, «Платон», акциз с топлива. Должно быть что–то одно. Если государство пойдет и дальше в вопросе сбора платы за ущерб, нанесенный дорогам, путем «Платона», тогда это все также должны быть в рамках бюджетного процесса. Надо будет внимательно следить за наполнением бюджета Смоленской области — ведь деньги за дороги собираются в федеральный бюджет и далее перераспределяются в региональные дорожные фонды в виде субсидий, в зависимости от того, сколько в регионе километров федеральных автотрасс.

— Возвращение региональных дорожных фондов было воспринято крайне позитивно. Ежегодно на дорожное строительство и ремонты Смоленская область получала по нескольку миллиардов рублей. Недавно Смоленск посетил депутат Госдумы Евгений Москвичев, так он вообще заявил о планах по отмене транспортного налога, ссылаясь, помимо прочего, на его плохой сбор. Так что же все–таки ждет смоленских водителей?

— Почему плохо собирается транспортный налог? Потому что его обязаны платить все владельцы транспортных средств. А есть ведь такие собственники авто, которые вообще им не пользуются. Машина стоит в гараже, а собственник должен платить, несмотря на то, что его автомобиль никак не влияет на качество дороги. Во многих европейских странах налог на дороги включается в топливный акциз, и каждый раз при покупке бензина на заправке водитель автоматически платит его.

— И эти деньги далее возвращаются в бюджет?

— Да. Он идет в бюджет в виде акциза. Причем, такой путь — не единственно возможный. Есть вариант фактической платы за пользование автодорогами. По такому пути пошло российское правительство при внедрении системы «Платон». То есть прав депутат Москвичев: должны платить те, кто ездят. Это логично.

Понять и простить

— Оборотной стороной повышенных социальных обязательств региона в ситуации, когда за этим не успевает экономическое развитие, является рост госдолга Смоленской области. С житейской точки зрения в последние годы все было хорошо — росли зарплаты, множились льготы. С финансовой же — плохо. Аналогичных случаев по России немало. Но что же делать? Одни говорят о необходимости прощения, списания таких долгов регионам, вторые предлагают полностью заместить их бюджетными кредитами…

— И одни, и вторые в чем–то правы. Например, я как руководитель крупного транспортного предприятия, перед тем, как произвести те или иные затраты, задумываюсь о возможных последствиях. То же самое касается и власти. Например, когда Смоленская область вводила региональный материнский капитал, не были просчитаны экономические последствия. Да, материнский капитал — шаг, безусловно, хороший. Но источники финансирования, как я понимаю, не были определены. И сегодня это нам финансово аукается. Хотя, повторюсь, я как депутат не могу не приветствовать улучшение демографической ситуации, на которую повлиял материнский капитал.

То же самое относится и к ряду других социальных обязательств региона. На сегодняшний день у нас в Смоленской области оплачиваются более восьмидесяти льгот. Понятно, что хочется охватить своим вниманием все так или иначе незащищенные категории смолян, старшее поколение. Но, с другой стороны, всегда нужно просчитывать имеющиеся возможности.

Конечно, в росте госдолга с финансовой стороны нет, конечно, ничего хорошего. В 2016 году администрация Смоленской области, предлагая бездефицитный бюджет, тем самым впервые стабилизирует размер госдолга, не увеличивая его. Рассчитывать на то, что нам его «простят», оснований нет. Разве что можно выделить из госдолга его социальную составляющую и просить «простить» ее.

Замещение коммерческих кредитов бюджетными — это более реалистичный выход из ситуации, позволяющий ослабить бюджетную нагрузку на ежегодное финансовое обслуживание госдолга. За последние годы обладминистрация много сделала в этом направлении. На обслуживание госдолга в 2016 году запланированы расходы в размере 150 миллионов рублей. Ранее аналогичные суммы были больше.

Помимо низкой процентной ставки, большинство наших бюджетных кредитов удобно еще и тем, что выдано на достаточно долгий срок. Будем надеяться, что через пару–тройку лет ситуация в экономике наладится и мы сможем гасить эти кредиты безболезненно для остальных расходов.

 

— А региональный материнский капитал остается в 2016 году?

— Да. Также и правительство продляет его действие еще на три года.

— Выше вы упомянули про сложную финансовую ситуацию в городе Смоленске. Сдается, без помощи «старших братьев» городу–герою придется совсем туго. Может ли администрация Алашеева рассчитывать на поддержку?

— Весной этого года в рамках федерального законодательства мы были вынуждены проводить выравнивание бюджетов муниципалитетов. Из–за этого бюджет Смоленска потерял более 800 миллионов рублей. И сегодня выходит так, что аналогичная сумма ему нужна для того чтобы решить свои вопросы по бюджету. Думаю, Смоленск может рассчитывать на такую помощь в случае получения регионом федеральной помощи. Очень на это надеюсь.

Депутаты Заднепровья, объединяйтесь

— Ваш избирательный округ расположен в Заднепровском районе Смоленска. Вы ведь и ранее курировали эту территорию, когда были депутатом Смоленского городского Совета?

— Тогда мой округ был несколько иной, в него входили Колхозная площадь, Сортировка и Колодня. А сейчас — Автозаводская, Покровка и Вязовенька. Несмотря на то, что часть проблем одинакова для всего города, есть и вопросы, связанные с особенностями моего округа. Это — городская окраина. Когда я приступала к своим депутатским обязанностям, были, в частности, не решены вопросы по транспортной обеспеченности, по движению маршрутов в районе Автозаводской, Колодни и Сортировки. Сегодня ситуация улучшилась, в последнее время жалоб от горожан на эту тему не поступает.

Если говорить о старом микрорайоне, который был в зоне моей ответственности с 2010 года — Сортировка и Колодня — главная проблема его жителей, к сожалению, осталась нерешенной — это проблема качественного водоснабжения. Ее решение, увы, не зависит ни от городских властей, ни даже от областных. Дело в том, что имеющиеся там водопроводные сети обслуживает железная дорога. Несмотря на то, что жители выиграли много судов на эту тему, вода признана не питьевой и им ведется перерасчет, на качество воды это не влияет. Очень многие вынуждены пользоваться родничками, их я по своей депутатской инициативе все отремонтировала, поменяла трубы, поставила навесы.

Насколько мне известно, городские власти вели с железной дорогой многочисленные переговоры на предмет возможной передачи сетевого хозяйства на баланс города. Пока этот вопрос не решен, и нужно обновлять те запросы, которые были ранее.

Если говорить о районе улицы Автозаводской, там тоже довольно обособленная территория. Среди нерешенных проблем следует выделить проблему обеспечения жителей детским садом и школой. В этом районе есть лишь одна средняя школа, которая переполнена, и один детсад, тоже переполненный. По данным вопросам я обращалась к руководству области с просьбой включить их в соответствующую федеральную программу. Однако этого не случилось по одной простой причине: военкомат, занимающий половину здания школы, отказался ее освободить.

Еще одна проблема Автозаводской состоит в том, что большинство ее жителей — работники автоагрегатного завода, который уже давно находится в процедуре банкротства. И все эти работники были уволены без расчета. Второй год конкурсный управляющий не имеет возможности выплатить им зарплату в связи с сокращением. Ужасная ситуация. Завод каким–то образом делят, но пока покупатель не определен, хотя в случае продажи его имущества вырученных средств было бы достаточно для расчета с людьми. Ситуация осложняется еще и тем, что на этой улице есть пятиэтажное общежитие, в котором живут более четырехсот семей. И оно при процедуре банкротства завода было продано. Представляете, люди имеют постоянную прописку, а новый хозяин думает открывать там то ли гостиницу, то ли еще что–то. И они находятся под угрозой выселения. По данному поводу мы совместно с жителями подали судебный иск, кроме того, ждем окончания суда с налоговыми органами, которые требуют возврата этого общежития заводу. Если оно вернется в собственность предприятия, можно будет решать вопрос его передачи на уровень города Смоленска, после чего жители смогут приватизировать свое жилье.

— Сотрудничаете ли вы с депутатами городского Совета, которые курируют Заднепровский район?

— Да. Несмотря на то, что городские депутаты избрались только в сентябре, они уже начали вести приемы избирателей в округе. В частности, мы взаимодействуем с депутатами Михаилом Николаенковым и Сергеем Шелудяковым. Должна сказать, что у нас по Заднепровью подобрались очень активные городские и областные депутаты. Поэтому сегодня мы хотим объединить все наши усилия, чтобы не дублировать депутатские запросы или иные действия по одной и той же проблеме. Думаю, мы соберемся все вместе, пригласим заднепровскую администрацию и, наверное, главу города и определимся, что общими усилиями будем делать: когда приемы вести, как взаимодействовать и помогать друг другу и нашим избирателям.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/134/03