Олег Рыбалко: «Установка счетчиков — это всегда выгодно, если вы не хотите кого–то обмануть»
Ольга Базылева
ЖКХ
«Если в вашей квартире есть техническая возможность установки индивидуальных счетчиков, тогда с 1–го июля 2016 года вы либо устанавливаете счетчик и расплачиваетесь по счетчику, либо применяется повышающий норматив в размере 50 процентов с июля 2016 года и с января 2017 года — 60 процентов», — предупреждает начальник департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Олег Рыбалко.
В интервью с чиновником мы пытаемся узнать, грозят ли Смоленщине внештатные ситуации грядущей зимой, когда и насколько повышаются тарифы ЖКХ, а также выгодна ли установка энергосберегающих лампочек в квартирах.
— Олег Александрович, начнем разговор с энергетики — одного из трех направлений деятельности нашего департамента.
— Занимаемся мы, в основном, «большой энергетикой» — это как станции и сети высокого напряжения выше 220 кВт, так и сети нашей электросетевой компании «МРСК Центра» — «Смоленскэнерго». Сразу скажу, что все предприятия «большой энергетики» к зиме подготовлены. Запасы топлива на всех электростанциях превышают утвержденный уровень на отчетные даты почти в два с половиной раза. Ремонтные работы на предприятиях выполняются в соответствии с графиком, и отставания нет. Подготовлена вся группировка сил (как мы это называем) на случай возникновения внештатных ситуаций. Для понимания скажу так: по «Смоленскэнерго» это более 1000 человек, это 158 единиц техники, в том числе 115 специальной.
— Что такое внештатные ситуации?
— Это элементарное отключение электроэнергии в связи, допустим с падением дерева или с неблагоприятными погодными условиями, либо трактором сбили опору (бывает и такое). Так что предприятия «большой энергетики» готовы как для прохождения в штатном режиме, так и внештатном. Это подтверждается получением акта готовности к прохождению зимнего периода. Кроме того, подготовлен весь объем резервных источников электроснабжения на территории Смоленской области, а их более 440, в том числе 220 передвижных. Основной причиной нарушения электроснабжения являются неблагоприятные погодные условия, например, падение деревьев на провода. Чтобы исключить это, выполняется достаточно серьезная программа по расчистке и расширению просек. В результате данной деятельности, по сравнению с прошлым зимним периодом, у нас в два раза уменьшилось количество аварийных отключений и на тридцать процентов уменьшилось время прерывания электроснабжения.
— Сейчас какие–то новые нормативы или мы стали строже соблюдать старые нормативы?
— Больше стали расчищать. Есть разница между расчисткой и расширением. Расчистка — это существующие просеки чистим от поросли, а расширение — это увеличение габаритов этой просеки. Поэтому данная программа была реализована и ФСК, и «Смоленскэнерго», что и позволило резко снизить аварийность.
— Радостно слышать, что мы готовы к зиме. И никакие морозы не страшны, и мы будем со светом и теплом.
— Если и будут какие–то неполадки, то они будут устранены в кратчайшие сроки. Неправильно было бы говорить, что теперь, с сегодняшнего дня отключений не будет, конечно, они будут, будет ветер, будет пурга, не исключен и гололед или ледяной дождь, но я говорю о том, что мы готовы и к нормальным условиям прохождения, и к аварийным.
— Давайте перейдем к энергоэффективности и поговорим о реализации соответствующей программы. Она ведь есть?
— Да, у нас продолжается реализация областной государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Смоленской области. Общий объем финансирования программы в 2015 году составляет более 420 миллионов рублей. Основные направления мероприятий программы — это модернизация и строительство систем теплоснабжения. Энергосбережение в жилищном фонде, то есть перевод многоквартирных домов на индивидуальное отопление. Строительство и модернизация теплоснабжения коммунальной инфраструктуры, замена уличных светильников на энергосберегающие и сбережение в области энергетики, а это более 170 миллионов рублей внебюджетных источников. Задача, которую поставил наш губернатор Алексей Владимирович Островский, несколько иная. Очень просто освоить деньги, которые выделяются из каких–то бюджетов, главная задача — по возможности привлечь средства инвесторов. Я считаю, что нам это удается по сравнению с другими годами. Если в 2014 году у нас на рубль бюджетных средств было привлечено 2,7 рубля инвестора, то в 2015 году на один рубль бюджетных средств привлечено 8 рублей средств инвестора. Удалось привлечь инвесторов не только на мелкие объекты, но и на достаточно серьезные проекты, так, на средства инвестора построена котельная на улице Нарвской в Смоленске (замена бывшей котельной «Айсберга» стоимостью более пятидесяти миллионов рублей), котельная в Вязьме — более семидесяти миллионов рублей. Общая сумма составила 162 миллиона рублей. Экономим бюджетные средства, а то, что необходимо, делаем.
— Теперь мы подошли к самому интересному — это тарифы и тарифная политика. Скажите, что сейчас происходит с тарифами и нормативами?
— Напомню, что у нас уже давно тарифы с 1–го января не повышались. Все тарифы повышаются только с 1–го июля. Напомню, почему. Для того чтобы любой гражданин оплачивал зимние тарифы, тарифы на отопление, например, а это самая весомая часть платежей по прошлогодним тарифам. Закончили зиму со старыми тарифами, а с 1–го июля повышение и установление новых тарифов. Эти тарифы ограничиваются. С 1–го первого июля 2015 года был повышен тариф на 8 процентов на электроснабжение, на 7,5 — на газоснабжение, на 8,5 — на теплоснабжение, на 9 — на горячее водоснабжение, на 11 — на холодное водоснабжение и водоотведение. Ограничивались тарифы не только этими цифрами по направлению коммунальных платежей, а ограничивалась, и очень жестко (мы за этим очень внимательно следим) по совокупному платежу граждан. Не так интересно, насколько стал дороже платеж за тепло, к примеру, а интереснее, насколько стали платить больше. Соответственно, у нас на 2015 год, согласно указу губернатора Смоленской области, максимальное значение составляет не более 11,9 процента. Это не значит, что все стали платить больше с 1–го июля, это значит, что это предельно, и ни один человек на территории области, за редким исключением, не может платить больше.
И еще хочу отметить, что касается применения повышающих коэффициентов к базовым нормативам. Постановление правительства четко ограничило применение повышающих коэффициентов нормативов. Напоминаю, что эти коэффициенты применяются только при технической возможности. А это возможно только при установке узлов учета. На ветхие аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту с первого января 2013 года, не применяются вообще повышающие коэффициенты. То же самое и по тепловой энергии: если потребление составляет менее 0,2 Гкал в час (в переводе на русский язык это пятиэтажный дом с 64 квартирами, вот там потребление меньше 0,2 Гкал), следовательно, на такие дома меняются только базовые нормативы, повышающих нормативов не будет. Что касается потребления в части электроэнергии, которое менее 5 киловатт в час, тоже применяются только базовые нормативы.
— А что такое повышающий коэффициент?
— Давайте начнем с того, что такое базовый норматив. Это норматив за тот объем ресурса, который применяется в расчетах при данном виде благоустройства. Вот, например, когда у меня спрашивают, какой норматив на воду, я просто ответить не могу, потому что сразу спрошу: а есть у вас ванна, есть ли душ, как вы греете горячую воду. Все это учтено постановлением департамента, то есть учтен вид благоустройства, и на каждый вид благоустройства нормативы разные. Именно эти нормативы называются базовыми. А повышающий норматив начнет действовать с 1–го июля 2016 года — к базовому нормативу будет добавлено еще 50 процентов. Если был норматив 4 кубометра, а вы не установили приборы учета, то с 1–го января 2016 года будет 6 кубов. За этим мы внимательно следим, мониторинги, проверки, сообщения граждан. Это все мы контролируем. Идут как плановые проверки, согласованные с прокуратурой Смоленской области, так и внеплановые, по заявлениям граждан. Ежемесячно осуществляется мониторинг изменения размера платы граждан по всем муниципальным образованиям Смоленской области.
— Вы вот контролируете, а вас кто–нибудь контролирует или вы последняя инстанция?
— Нас контролируют, и очень жестко. Скажу так, что все постановления департамента сразу же публикуются, согласно законодательству, без опубликования они не имеют юридической силы. Направляются в регулируемые организации. Сразу после подписания документы направляются в УФАС Смоленской области, в областную прокуратуру и в управление юстиции Смоленской области.
— Что делать простому человеку, если он сомневается в расчетах?
— Хорошо, когда человек сомневается. Здесь надо понимать разницу между величиной тарифов, которую применяют организации, и той величиной, что гражданин оплачивает. Это не одно и то же. По результатам проверок нарушений в сфере тарифообразования уже несколько лет не выявляется. Ни одна из организаций не нарушает систему тарифообразования. Другое дело, у граждан часто возникает вопрос по платежу: либо вопрос в объемах потребления, либо есть подозрение на неправильный расчет управляющей организации. В этом случае, первое, что нужно сделать, это зайти на наш сайт, там есть калькулятор. Забиваете туда свою ресурсоснабжающую организацию, свое благоустройство, и получается какой–то результат. Если этот результат расходится с тем, что в вашей квитанции, то это повод обратиться либо в департамент, либо государственную жилищную инспекцию, и все будет выяснено.
— Как можно доказать, что ты потребил именно данный объем?
— Первое — это, конечно, узел учета. Сейчас мы перейдем к самому волнующему вопросу — установление нормативов. 17–го декабря 2014 года вышло постановление правительства №1380, оно ввело изменение в постановление №306. Смысл его в том, что при наличии технической возможности установки приборов учета (это касается как коллективных, домовых, так и индивидуальных) они должны быть установлены либо норматив потребления увеличивается. Для исполнения этого постановления правительства принято и постановление департамента, где приняты базовые тарифы, и с 1–го июля 2016 года увеличиваются нормативы в полтора раза на те услуги, на которые есть техническая возможность установки приборов учета.
— У меня есть счетчик на воду, я знаю, сколько я потребила. Если бы у меня не было этого счетчика, раньше мы бы платили на человека по два куба воды в месяц. Теперь нормативы увеличились и теперь мы считаем, что на человека, если у меня нет счетчика, три куба воды. Правильно?
— В основном так, но здесь требуются уточнения. Если есть прибор учета, то тема закрыта. При введении в действие этого постановления первое, что необходимо выяснить, если техническая возможность установки приборов учета. В результате проверки это устанавливается, есть ли такая возможность, и составляется акт обследования организацией: с кем у вас заключен договор на поставку ресурса. Если это управляющая компания, значит управляющей компанией, если это ресурсоснабжающая организация, то тогда этой организацией. Если акта нет (либо актом подтверждено, что нет технической возможности, например, это счетчики электроэнергии в общежитии, там нет технической возможности установки счетчиков), в этом случае сохраняются базовые нормативы, которые существуют сейчас. Если актом подтверждено, что техническая возможность есть, тогда с 1–го июля либо вы устанавливаете счетчик и расплачиваетесь по счетчику, либо применяется повышающий норматив в размере 50 процентов с июля 2016 года и с января 2017 года — 60 процентов.
— Мне кажется, сейчас все, кто может, уже поставили счетчики.
— Установка счетчиков — это всегда выгодно, если вы не хотите кого–то обмануть. Простой пример: в квартире зарегистрирован один человек, а реально там живет десять человек, а платят по нормативу, как за одного человека.
Предварительные расчеты по воде показывают, что окупаемость этого счетчика — максимум шесть месяцев. Уехал в командировку или отпуск, на дачу и не платишь ни за воду, ни за электроэнергию. Поэтому и принято было это постановление правительства, чтобы все расплачивались по–честному. Потребил — заплатил, не потребил — не заплатил.
— Можно как–то оценить результаты вашей работы по тарифообразованию?
— Есть такая методика оценки при установлении тарифов. В результате проведения экспертиз и утверждения тарифов на 2015 год с использованием необходимой нормативной базы и методов технического анализа экономический эффект, то есть исключение необоснованных затрат регулируемых организаций из тарифа по 2015 году, составил более 5 миллиардов рублей. На электроэнергию — 1,6 миллиарда, по тепловой энергии — 2,7 миллиарда, на услуги организации коммунального комплекса — 413 миллионов, на сжиженный газ — более 1,5 миллиона рублей.
— Есть ли у вас еще какие–нибудь практические советы, чтобы жить лучше?
— По направлению своих полномочий я призываю повнимательнее относиться к своим расходам. Часто задаваемый вопрос — про энергосберегающие лампочки и светильники. Безусловно, это выгодно. Когда соберетесь купить новую лампочку, вспомните и посчитайте, сколько вы ей пользуетесь. Допустим, если у вас есть лампочка на балконе, то туда нет смысла покупать энергосберегающую, да, она экономит, но срок окупаемости очень долгий. Она работает, может, пять минут в неделю. Там же, где кухня, зал, ванна, туалет, там применение таких лампочек обосновано. Можно выйти на управляющую компанию и попробовать поставить энергосберегающие лампочки в подъезде или приборы, реагирующие на движение. Зачем постоянно освещать подъезд? Конечно, здесь имеет огромное значение действия управляющей компании, но мы с вами, как жильцы, тоже должны думать и считать деньги в своем кармане.
эфир радио ВЕСНА 30 октября 2015 г.