Смоленск. «Бои без правил»: о нормах депутатской этики
Светлана Савенок
Главная тема
Как нам стало известно, депутат Алексей Казаков, видимо, все–таки не примет участия в борьбе за мандат в Госдуму. Это вовсе не значит, что Казаков планирует покинуть нижнюю палату российского парламента. Речь идет лишь о том, что сражаться в честном бою кандидатов–одномандатников Казаков не планирует
Как сообщил наш источник в ГД, Алексей Казаков решил не рисковать на Смоленской земле (где его уже хорошо знают), поэтому в Думу он хочет пройти, затерявшись в партсписке «Справедливой России» — где–то в верхней его части, чтобы уж наверняка.
Решение, скажем прямо, разумное. Потому как отчитываться перед смоленскими избирателями Казакову… вроде как и не с руки. Ибо запомнились последние годы его депутатства исключительно «войной» с губернатором, «дутыми» сенсациями и подтасовками фактов в подконтрольном СМИ, рядом агрессивных избирательных кампаний, проходящих стабильно с уменьшением коэффициента доверия «Справедливой России», и «травлей» СОГБУ «Смоленскавтодор» (но об этом — чуть ниже).
Вот это поворот! Глухая оппозиция
«Непримиримым борцуном» Алексей Валерьевич стал сразу после неудачных для него переговоров «о сотрудничестве» с новой региональной властью в лице губернатора Алексея Островского.
Тогда Островский дал четко понять: «мутной воды», в которой можно чего–то «словить» «по договоренностям», на Смоленщине больше не будет. Будет закон. И «призакрывать» глаза на прежние — весьма сомнительные — приемы ведения бизнеса отдельными депутатами, привыкшими черпать через политику дополнительные (и не всегда законные) доходы, больше никто не будет.
Такого поворота Казаков явно не ожидал, и с того самого дня, когда губернатор расставил точки над «i», Алексей Валерьевич ушел вместе со своим региональным отделением в «глухую оппозицию».
Вот тогда в ход были пущены и «депутатский статус», и все силы местной «партийно–семейной группировки», и рупор эсеров — «Смоленская народная газета». Одним словом, «все ушли на фронт».
Но, как показало время, Казакова ждало большое разочарование — ни один из ресурсов не помог эсерам усилить политические позиции в регионе и «нарастить мускулы». Напротив, рейтинг партии в регионе стал падать от выборов к выборам, «укусить» Островского не было никакой возможности, несмотря на «враки», лживые слухи и подтасовки в своей газете, в кулуарах Госдумы, в ходе многочисленных «переговоров» в кофейнях с разного рода заштатными «сотрудниками ОТТУДА» и заезжими псевдополитиками (которые постоянно что–то «обещали решить»). Впрочем, с псевдополитиками игра у Казакова была на равных: он врал им про свой «офигенно высокий» рейтинг в регионе, они врали, что «помогут». Каждый остался «при своих».
Поняв (путем проб и ошибок), что все его старания на твердую позицию Островского никак не влияют и не повлияют — хоть ты наизнанку вывернись — Алексей Казаков решил «пойти огородами» и испробовать действие своего «магического статуса» депутата Госдумы на отдельных руководителях крупных структур.
Нет, речь вовсе не об истории рейдерского захвата «казаков–компани» одного из предприятий, которую в свое время очень подробно изложил журнал «Смоленск» Владимира Коренева — то были «проказы» прежних дней, когда Казаков еще в Госдуме не числился.
На сей раз Казаков, уже будучи при статусе и мандате, решил «испытать на прочность» руководителя СОГБУ «Смоленскавтодор» Владислава Апакова.
«Стол, стул и счеты» в счет контракта на 150 миллионов
История получилась в лучших традициях «переходного периода из 90–х», когда вчерашние «братки» начали менять малиновые пиджаки на кресла в Госдуме, оставаясь по сути все теми же «братками».
Вкратце суть такова: деньги рядом, деньги надо брать, и «статус» нам в помощь. Схема новизной не отличалась: некая фирма «Лаукар», сбросив цену более чем на 20%, побеждает в электронном аукционе и выигрывает очень солидный контракт на поставку песчано–гравийной смеси «Смоленскавтодору».
Заметим, легко и беззастенчиво (за счет вызывающего демпинга цен) «Лаукар» — организация, в активе которой имелись, как говорят в таких случаях, «стол, стул и счеты», а также около 10 сотрудников, выигрывает контракт на 150 миллионов рублей.
Солидные же организации, имеющие карьеры, самосвалы, нормальный штат рабочих (такие как Роснеруд, к примеру), остаются «в пролете» — потому что цену на исполнение контракта брали не «с потолка», а исходя из возможности исполнения контракта (все эти рыночные цены, кстати, известны, прозрачны и адекватны).
И хотя с самого начала было понятно: победа в аукционе «Лаукара» вовсе не гарантировала, что контракт она сможет исполнить, тем не менее, шоу «осваиваем контракт» началось. Фирма берется поставлять для нужд «Смоленскавтодора» песчано–гравийную смесь… которая оказывается из–за низкого качества абсолютно непригодной для использования. Что называется, «Лаукару» хорошо, «Автодору» плохо — ему ведь дороги строить, ремонтировать и отвечать за качество своих работ.
«Мы расторгли с ними контракт после того, как они не смогли исполнить наши заявки в рамках условий контракта. Эти материалы, которые они должны были нам поставить в полном объеме, были необходимы для обеспечения деятельности ВСЕХ дорожных работ «Смоленскавтодора». Без бесперебойных поставок все бы встало, и мы просто не смогли бы вести дорожные работы», — рассказали в «Смоленскавтодоре».
Вот тут–то и выяснилось, что в судьбе контракта «Лаукара» есть очень заинтересованное лицо — депутат Госдумы Алексей Казаков...
Дальше события начинают развиваться таким образом, что руководству «Смоленскавтодора» пришлось попросту «отбивать наезд»: в ход пошли «мандатные распальцовки», после которых Владислав Апаков был вынужден обратиться к председателю комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, чтобы товарищи парламентарии как–то «привели в чувство» своего коллегу Казакова…
Шантаж «по мандату»?
Из обращения Апакова в Госдуму (текст взят из решения суда):
«Я уведомил руководителя ООО «Лаукар» о том, что буду вынужден расторгнуть контракт, на что он мне предложил встретиться с человеком, который, по его словам, стоит за этой организацией…»
«Человеком», как вы уже поняли, оказался депутат Госдумы Алексей Казаков. Встреча произошла (как водится у эсеров) в одном из кафе Смоленска. Там Казаков и разъяснил Апакову, «что к чему»:
«В беседе он пояснил мне, что сам, в связи с тем, что имеет статус депутата Государственной Думы, не может участвовать в бизнесе, но у него для этого есть друг, Константин Давыдкин, являющийся депутатом Смоленской областной Думы от партии «Справедливая Россия», который также заинтересован в исполнении контрактов и будет осуществлять непосредственный контроль над их исполнением… Наше общение с Казаковым свелось к тому, что он предложил значительно увеличить стоимость контрактов в связи с тем, что ООО «Лаукар» не «вписывается» в ту сумму, которую выиграло по конкурсу, снизив сумму на 25%... Алексей Казаков заявил, что если мной инициировано расторжение контракта, то он применит все свои возможности, ресурсы для того чтобы опорочить, как деловую репутацию СОГБУ «Смоленскавтодор», так и мои честь и достоинство».
Также Апаков пояснил, что считает «вмешательство во взаимоотношения хозяйствующих субъектов несовместимым со статусом депутата Государственной Думы Российской Федерации» и попросил комиссию по вопросам депутатской этики рассмотреть вопрос действий депутата Госдумы Казакова на предмет соответствия законодательству, моральным и этическим нормам.
Комиссия рассмотрела заявление Владислава Апакова и не усмотрела в действиях депутата нарушений регламента Госдумы, связанных с правилами депутатской этики. Что не удивительно — наивный Апаков и не предполагал, что «беседа» с депутатом Казаковым может повернуться таким образом, что надо было бы с диктофоном выслушивать «деловое предложение» депутата (например, чтобы приложить запись к заявлению в Госдуму). Как говорится, знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил. Апаков не подстелил. Не ожидал, видимо: все–таки с депутатом, а не с бандитом на встречу шел...
Без «чести и достоинства»
Между тем, Казаков идет «на поиски своей чести и достоинства» и подает на Апакова в суд (по одной из версий, обратиться в суд Казакову все же порекомендовали в депутатской комиссии по этике — чтобы «осадочек от этой неприглядной истории смыть окончательно»).
В исковом заявлении к главе «Автодора» господин Казаков указал, что, обратившись в комиссию Госдумы по депутатской этике, Апаков нанес урон его «чести, достоинству и деловой репутации» и потребовал в качестве компенсации морального вреда 1 миллион рублей. В обоснование своих требований Казаков указал, что факты, изложенные в обращении Апакова, «не соответствуют действительности и носят порочащий характер».
Суд в удовлетворении требований Казакову отказал. В полном объеме отказал.
«При этом, в ходе самого судебного разбирательства вскрылось, что Казаков, Давыдкин, руководство «Лаукара» давно и неплохо знакомы. Более того, согласно судебным документам, «Смоленская народная газета», которая постоянно льет на нас грязь, «Лаукар» и Казаков и Ко так или иначе имеют отношение к одному примечательному ООО, расположенному на Кашена, 15б», — сообщили в «Смоленскавтодоре».
Кроме того, сам факт встречи Казакова с Апаковым не оспаривался, а наличие судебных споров между ООО «Лаукар» и СОГБУ «Смоленскавтодор» подтвердилось судебными исками.
Сейчас Владислав Апаков готовит новое обращение в комиссию по депутатской этике. С новой фактурой. Были бы у депутата Казакова «тормоза» — забыть бы ему о своих «обещаниях устроить веселую жизнь» Апакову, глядишь, эта «мутная история и забылась бы». Но нет, «Остапа понесло».
Травля, сэр! Как и обещано
«Не знаю, чего Казаков хочет добиться, но он делает то, что обещал мне. Обещал подключить свои ресурсы и опорочить честь и достоинство «Автодора» и меня лично — он делает это. После тех угроз, после того, как мы расторгли контракт с «Лаукаром», за всю свою жизнь я столько проверок не проходил. Примечательно, что большинство запросов на проверки исходят с одного адреса: Кашена, 15б», — рассказал Владислав Апаков.
Для справки: Кашена, 15б — адрес того самого завода ЖБИ–1, которым в свое время руководил господин Казаков и который он «успешно развалил». Затем генеральным директором ООО ЖБИ–1 стала мама «нашего» депутата Госдумы — Галина Журавкова, и занимается теперь предприятие сдачей внаем собственного недвижимого имущества.
И, наконец, насколько известно, Кашена, 15б — именно там и находились «Лаукар» и «Смоленская народная газета» (как шутят смоляне, «теперь там завод по производству лжи и смоленской инородной газеты»).
Мы не будем останавливаться на обилии материалов об «Автодоре» и Апакове в этом «эсеровском» СМИ — это происходило и происходит у всех на виду — методично и безосновательно (иначе уже десятка два уголовных дел на «Автодор» за «нарушения» завели бы).
Сейчас речь — о проверках «Смоленскавтодора», инициаторами которых стали Казаков, Давыдкин, руководитель «Лаукара», та же «Смоленская народная газета» и лично ее редактор Максим Захаров.
По имеющимся данным, стараниями перечисленных выше господ и организаций с февраля по октябрь этого года в «Смоленскавтодоре» прошли 25 (!) проверок.
Что называется, «не вздумайте это повторить» — и ребенку понятно, что под таким градом проверок сотрудникам «Автодора» пришлось отвлекать значительную часть сотрудников на проверочные мероприятия.
Цель инициаторов этих многочисленных проверок, как нам представляется, лежит на поверхности: измотать, парализовать работу «Смолавтодора», навредить. Или у вас есть иные версии? Назовите еще хоть одно предприятие, которое за столь короткий срок прошло столько проверок. Если сможете, конечно.
«Смоленскавтодор» проверяли по несколько раз: УЭБиПК УМВД, прокуратура, ИФНС и даже ОНФ. Чтобы не быть голословными, приводим таблицу всех проверок за указанный период.
И вот, что странно: все эти проверки «по случайному совпадению» были инициированы и проведены вышеуказанными органами после вынесения Арбитражным судом Смоленской области решения о правомерности расторжения контрактов с ООО «Лаукар». Депутат Казаков даже министра МВД Колокольцева (!) попросил поискать нарушения у «Автодора».
25 проверок за 9 месяцев! Как вы думаете, хоть одна из них выявила нарушения?
Правильно. НИ ЕДИНОГО.
А теперь, внимание, вопрос: вот это все законно? Видимо, да. Можно просить хоть дважды в день прокуратуру, ОБЭП, ОНФ и прочих проверять ту или иную организацию. Наказания за травлю не предусмотрено.
Но есть же и моральная сторона этого дела, участником которого напрямую и опосредованно стал депутат Госдумы Казаков Алексей Валерьевич.
«Мы повторно хотим обратиться в комиссию по депутатской этике, поскольку поток проверок в наш адрес не прекращается. Одним из наших аргументов в реальность угроз со стороны Казакова во время нашего общения, о котором я уже писал, станет тот факт, что все жалобы и инициативы проверок исходят из одного юридического адреса, — говорит Владислав Апаков. — Что же касается той «грязи», которую публикует о «Смоленскавтодоре» «Смоленская народная газета», вреда от этого репутации нашего предприятия нет. Люди смотрят по делам, по объемам работ, по их качеству, по технике. Мы много работаем не только в Смоленской области, есть у нас коммерческие объекты, например, в Калужской области, стараемся зарабатывать деньги. Ищем заказы в Московской области, Москве, Санкт–Петербурге, чтобы побольше денег «затянуть» на Смоленщину — это и налоги здесь будут платиться, и зарплата людям. Поэтому для профессионалов все то, что они пишут — бредятина полнейшая. Поэтому поначалу мы не предпринимали вообще никаких ответных шагов, хотя нам есть что сказать, показать. Судебное дело по чести и достоинству, которое инициировал Казаков на меня, ему отказали в полном объеме. Суды с «Лаукаром» мы выиграли и все апелляции прошли. Более того, просудились уже в суде с банком, который давал им гарантию, и сегодня этот банк должен Смоленской области около 35 миллионов рублей по гарантиям за «Лаукар».
Банковские гарантии под «дырку от бублика»
Кстати, о банке. Есть в этой истории с контрактом «Лаукара» еще одна пострадавшая сторона — «Солид–Банк». Тот самый банк, который выдавал банковские гарантии «Лаукару».
«Мы с ними судимся. Не знаю, каким образом банк выдал гарантий на общую сумму в 70 миллионов организации, у которой нет имущества, которая ничего не могла передать в залог, но гарантию «Лаукар» получил. Когда «запахло жареным», мы расторгли контракт с этой фирмой — «Солид–Банк» включился в «борьбу» с нами. Они обратились в Счетную палату, в ОНФ: мол, «Лаукар» замечательная компания, выиграла контракт, сэкономили для бюджета десятки миллионов, но «Автодор» расторг контракт, а сам купил асфальтобетонные комплексы по немыслимым ценам. Просим проверить. Ахинея полная! Разница между продажной ценой и ценой лизинга может быть существенная. Когда нас проверял ОБЭП, проводилась экспертиза цены, и никаких замечаний не нашли. От ОНФ какой–то специалист приехал с видеокамерой, посмотрел, что комплексы стоят и работают. Все, этого было достаточно, ведь была информация, что они разрушены, не используются… очередная ложь», — рассказали в «Автодоре».
Вместо послесловия
На сегодняшний день ситуация такова: было время «разбрасывать камни», теперь пришло время «собирать». «Автодор» больше не намерен выступать в роли молчаливой жертвы. По заслугам получат все участники процесса. Каждый — по мере своего личного «вклада».
И, как мы поняли, главному — «статусному» — персонажу этой истории «сухим» из воды выйти не удастся.
Некоторые грязные репутационные пятна никаким «отбеливателем» не отмоешь…
Такая история.