#21 (89)
9 декабря 2013

Ампир

Владислав Кононов

Это Смоленск *

*Совместный проект журнала «О чем говорит Смоленск» и Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области

Что объединяет бывшую гостиницу «Смоленск» и железнодорожный вокзал одноименной станции? Дорический ордер, величественность, роскошь и помпезность.

В таком стиле строили многие общественные и жилые здания в конце первой половины — середине прошлого столетия. Все многообразие эклектики, в которой сочетаются элементы барокко, наполеоновской архитектуры, позднего классицизма и ар-деко, принято называть сталинским ампиром. Современники называли этот стиль советским монументальным классицизмом.

Ампир пришел на смену архитектурному авангарду — стилю, в котором строили в первые десятилетия советской власти. Первый Дом Советов на тогда еще улице Карла Маркса, разрушенный в годы войны, или сохранившийся до наших дней дом-коммуна на улице Пржевальского являются образцами такого стиля. Началом нового направления в советской архитектуре стал конкурс на так и не осуществленный проект Дворца Советов, который должен был быть построен на месте Храма Христа Спасителя. С лета 1932 года в стране не принимался ни один проект, созданный в стиле строгого конструктивизма.

Имперская гостиница

Строительство гостиницы «Смоленск» началось в 1937 году по проектам архитекторов Великовского, Чайкина и Щипакина. Здесь еще очень сильно заметен архитектурный стиль предшествующей эпохи — конструктивизм. Но уже далеко не строгий. Ее стены были возведены всего за два года — уже в 1939 году здание получило окончательное оформление с элементами ампира стараниями еще одного архитектора Голосова. А в годы Великой Отечественной войны (это знает каждый) оно стало символом освобождения Смоленска. Именно на крыше гостиницы 25 сентября 1943 года был водружен красный флаг, возвестивший об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков.

»Композиционной основой гостиницы служит широкая парадная лестница, от которой в крылья здания расходятся светлые коридоры. В гостинице более 17 комфортабельных двух- и трехкомнатных номеров. Каждый этаж имеет просторные вестибюли. Все внутреннее устройство гостиницы предусматривает создание максимальных удобств для приезжающих», — рассказывает путеводитель по Смоленску 1969 года издания. Как гостиница этот объект перестал функционировать еще в начале прошлого десятилетия, косметический ремонт состоялся в год празднования 1150-летия Смоленска, и вот-вот начнется ремонт капитальный.

Может быть, не так уж и важно, что здесь больше не будет гостиницы — представления об удобствах и комфорте за несколько десятилетий изменились кардинально. Важно, что здание сохранит свой исторический вид. Имперский облик. «…Нижний этаж покрыт цветной штукатуркой, рустованной под крупный камень. Крупный, своеобразно трактованный колонный портик выделяет помещение ресторана, расположенного в западном крыле дома. Над главным входом устроен огромный балкон, за балюстрадой которого поднимается центральный портик, состоящий из двух средних и четырех попарно соединенных боковых четырехгранных колонн. Большой карнизный выступ над портиком фланкируется скульптурными фигурами рабочего и работницы. Вся центральная часть здания увенчана башенкой, обстроенной по периметру колоннадой. Отсюда во все стороны открывается панорама Смоленска». Панорама действительно восхитительная.

Вокзал а-ля крепость

Не менее интересным и монументальным образцом сталинского ампира является здание железнодорожного вокзала. Его строительство по проекту архитекторов Мезенцева и Шпотова было начато в 1949 году, а окончено два года спустя. Ладьи-башни по периметру здания перекликаются с древними башнями смоленской крепостной стены, и это придает вокзалу особый мощный, почти грозный облик. Все фасады обильно декорированы барельефами и карнизными кронштейнами. Имперскость чувствуется и во внутреннем убранстве вокзала — вестибюле, залах ожидания со сводчатыми потолками и колоннами коринфского ордера.

Здание вокзала в Смоленске стало одним из последних, возведенных в стиле монументального классицизма. Эпоха ампира в советской архитектуре завершилась с принятием в 1955 году совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В истории архитектуры начался новый, экономный стиль. Но это уже другая история.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/089/04