#3 (71)
25 февраля 2013

Писатели «града велика»

Антон Савенок

Машина времени

«Чем славится индийская культура?» — задался как-то вопросом Владимир Высоцкий и написал очередной шедевр про индийских йогов. «Чем славится смоленская культура?» — спросили мы сами у себя и… попытались найти ответ на этот вопрос. Есть имена, которые вот уже много лет у всех привычно ассоциируются со Смоленщиной. Глинка, Твардовский, Исаковский, Коненков, Пржевальский… Гагарин, конечно же. Однако, как выясняется, много известнейших, талантливейших, самобытных писателей, артистов, музыкантов, имена которых у всех на слуху, тоже были так или иначе тесно связаны в различные периоды своей жизни со смоленским краем. Больше того, именно пребывание на смоленской земле, пусть даже недолгое, оказало существенное влияние на все их творчество.

В этом номере поговорим о писателях — инженерах человеческих душ.
При подготовке использованы материалы wikipedia.org, persones.ru, gorodnews.ru

Айзек Азимов
[1920–1992]


Портрет всемирно-известного писателя-фантаста наряду с прочими знаменитыми уроженцами Смоленщины украшает собой один из холлов здания администрации Смоленской области. И это столь же странно, сколь и понятно. Действительно, нынче деревня Петровичи, в которой 2 января 1920 года в скромной еврейской семье родился Исаак (Айзек — аглоязычное произношение этого библейского имени) находится в Шумячском районе Смоленской области. Так что вроде бы все правильно: земляк — он и в Африке земляк. Только вот на момент рождения Азимова этот населенный пункт по административно-территориальному делению относился к Белоруссии.

В возрасте неполных трех лет от роду Азимов был увезен родителями в Америку и ни в России, ни в Белоруссии больше ни разу в жизни так и не побывал; да и русского языка он никогда не знал (в семье все всегда изъяснялись исключительно на идиш, а в США «родным» для него стал, естественно, английский). Так что, уважаемый читатель, решай сам, насколько корректно называть Айзека Азимова смоленским писателем.

В своей автобиографичной книге «Пока свежа память» Айзек Азимов так писал о своей малой родине: «Город, где я родился, называется Петровичи… Я всегда считал, что Петровичи, наверное, большой город или даже отдельная провинция и был весьма разочарован, когда узнал, что это было небольшое местечко. Мой отец иногда видел карты Европы или России в моих школьных учебниках или еще где-либо и всегда жадно пытался найти Петровичи, но не находил. Позже, когда я вырос, я сам пытался искать Петровичи, мне хотелось знать, не мираж ли все это, может, я родился в чистом поле или безжизненной пустыне. Во время Второй мировой войны я купил себе большую карту Европы, на которой намеревался отмечать цветными булавками изменения на фронтах. Изучая ту часть России, где в то время шли бои, я с радостью и удивлением нашел Петровичи. В первый раз я увидел Петровичи на карте! Я отметил эту точку особенной булавкой, которая всегда оставалась на месте, куда бы европейские фронты ни передвигались. В конце концов, мне требовались все возможные доказательства, что я на самом деле где-то родился…

Расположение Петрович мне кажется необычным. Я никогда в жизни не жил ни дальше на востоке, ни севернее, чем там, где родился…»

В конце 50-х годов прошлого века, когда наступила хрущевская «оттепель», жители уже «смоленских» Петровичей отважились написать письмо своему великому и к тому времени уже известному и в СССР земляку. И Азимов ответил на него.

«Очень приятно услышать вести из местечка, в котором я родился. Мои родители жили там счастливо и с любовью вспоминали о нем много лет после того, как переехали в Соединенные Штаты. Я не помню Петровичи, потому что покинул их до своего третьего дня рождения. Но я никогда не забывал, где я родился. Что касается информации обо мне, ее очень мало. Моя жизнь состоит исключительно из писательства и может показаться кому-нибудь невероятно скучной. К сегодняшнему дню я опубликовал 379 книг, поэтому, как видите, у меня нет времени ни на что другое. Но это дает мне ощущение внутреннего счастья…»

С чем же сейчас связано имя Айзека Азимова для читателей во всем мире? В 1941 году из-под его пера вышел рассказ «Лжец», в котором впервые в истории литературы появились механические аналоги человека — роботы. Азимовым были разработаны три закона роботехники, ставшие непререкаемыми догматами для фантастов всего мира. Вы их, конечно же, прекрасно помните, этими аксиомами и по сей день активно пользуются писатели-фантасты и создатели художественных фантастических фильмов.

законы роботехники

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму закону.

Айзек Азимов за свою жизнь неоднократно удостаивался престижнейших премий в области научной фантастики — Хьюго и Небьюла (последнюю, например, называют «Оскаром» фантастической литературы). В англо-американской литературной традиции Айзека Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Умер писатель Азимов 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности. По воле покойного тело его было кремировано, а пепел развеян.

Александр Беляев
[1884–1942]


Один из самых известных уроженцев города Смоленска. Кто из нас в детстве и юношестве не зачитывался его захватывающими, остросюжетными и очень познавательными произведениями? «Голова профессора Доуэля» и «Властелин мира», «Остров погибших кораблей» и «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо» и «Последний человек из Атлантиды». И, конечно же, «Человек-амфибия», Ихтиандр и Гутиере…

Произведения Беляева всегда настолько поглощали читающего, что «проглатывались» буквально за считанные часы, оставляя после прочтения незабываемое послевкусие радости и восхищения. В то время как жизнь Александра Беляева была совсем не безоблачной, и радостей в ней было не так уж и много. Гораздо больше в ней было человеческих трагедий.

Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина (умерла в детском возрасте от саркомы) и брат Василий, студент ветеринарного института (утонул, катаясь на лодке).

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в духовную семинарию. Александр окончил ее, однако священником не стал. Наперекор отцу он поступил в юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать, давая уроки, рисуя декорации для театра, играя на скрипке в оркестре цирка.

По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и вскоре приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: можно было снять и обставить хорошую квартиру, купить неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу, побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. (Тем не менее, в памятном для Российской Империи и всего мира 1914 году Александр Беляев оставил юриспруденцию ради литературы и театра.)

Пять лет спустя Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось очень неудачным — развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на несколько лет приковала к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы помочь, Александр Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, писатель активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.

Целеустремленность и сила воли дали свои плоды: в 1922 году Беляев возвращается к полноценной жизни, перебирается из Ялты в Москву, где устраивается на работу юрисконсультом. Там же начинается его серьезная литературная деятельность.

В журналах «Вокруг света», «Знание-сила», «Всемирный следопыт» печатаются научно-фантастические рассказы и повести Беляева, пользующиеся большой популярностью среди читателей. Очень скоро писатель заслуживает титула «советского Жюля Верна».

В 1925 году была опубликована повесть «Голова профессора Доуэля», которую автор называл историей биографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

За годы жизни в Москве Александром Беляевым были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось из дождливого Ленинграда переехать в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и собственная болезнь (спондилит). В итоге семья вернулась в Ленинград, где Беляев продолжил заниматься литературным трудом. Незадолго до войны он перенес очередную операцию, на предложение эвакуироваться с началом боевых действий ответил отказом.

Город Пушкин (пригород Ленинграда), где в последние годы писатель жил с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года Беляев умер от голода. Немецкий генерал и четыре солдата вынесли его тело из дома и где-то похоронили. Было странно, что немцы хоронят русского, однако генерал пояснил ситуацию, прочитав краткую речь, из которой следовало, что в детстве он зачитывался Беляевым и поэтому в знак признательности они с честью предают его тело земле. (Место захоронения писателя достоверно неизвестно, а памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле.)

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Михаил Булгаков
[1891–1940]


Несомненно, Михаил Булгаков — один из самых читаемых писателей XX (а теперь уже и XXI) века. Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами. А читатели старше сорока лет, наверняка, прекрасно помнят время, когда даже имя Михаила Афанасьевича находилось фактически под запретом. Не говоря уже о его совершенно не отвечающих принципам соцреализма произведениях. Многие из «советского» поколения впервые читали «Мастера и Маргариту» в самиздатовских ротапринтных вариантах. И для миллионов советских людей эта книга стала настоящим откровением. Впрочем, как и «Белая гвардия», и «Собачье сердце», и его рассказы, основой для многих из которых послужил личный жизненный опыт Булгакова, приобретенный им во время работы на смоленской земле.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его жены Варвары в (девичестве Покровской). Оба родителя будущего писателя происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых.

В девятилетнем возрасте Михаил был зачислен в приготовительный класс киевской гимназии, который окончил «с наградой второй степени». Далее была учеба в знаменитой первой мужской Александровской гимназии. Из юношеских увлечений Булгакова можно выделить футбол — игру, только начинавшую в ту пору завоевывать популярность в России (им увлекались и братья Михаила, Николай и Иван), а также увлечение театром: и в качестве зрителя, и как участника летних дачных спектаклей.

Окончив гимназию, Булгаков недолго колебался в выборе профессии, поступив на медицинский факультет киевского императорского университета святого Владимира, диплом об окончании которого получил в 1916 году. Будущего писателя утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

С сентября 1916 года в жизни Михаила Булгакова начинается «смоленский период». Он был направлен в смоленскую врачебную управу и получил назначение в село Никольское Сычевского уезда заведующим 3-м врачебным пунктом. Вместе с женой Тасей они прибыли туда 29 сентября — именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее.

Жена Булгакова так описывала новое место жительства: «Ничего нет. Голое место, какие-то деревца… Издали больница видна, дом такой белый и около него флигель, где работники больницы жили, и дом врача специальный. Внизу кухня, столовая, громадная приемная и еще какая-то комната. Туалет внизу был. А вверху кабинет и спальня. Баня была в стороне, ее по-черному топили…»

Тем не менее даже в этой «глухой деревне» было все, что необходимо врачу.

В Никольском Булгакову приходилось быть и терапевтом, и хирургом, и окулистом, и стоматологом, и венерологом. И со своими обязанностями он прекрасно справлялся. Местные крестьяне, поначалу не очень-то доверявшие молодому доктору, после нескольких удачно проведенных операций изменили свое отношение и стали активно пользоваться его незаменимой помощью. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача», а в рассказе «Морфий» Булгаков косвенно повествует о том, как сам пристрастился к наркотику.

Вот как это было. Опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больной дифтеритом девочки, Булгаков был вынужден сделать себе прививку от той страшной болезни. Начавшиеся вследствие этого сильный зуд и боли он стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку. Вскоре он впрыскивал себе морфий по два раза в день. К концу лета 1917 года очень многие стали подозревать о тяжелом недуге Булгакова. Работать в Никольском стало невозможно, и он попросил о переводе в Вязьму. Просьбу эту удовлетворили, и с 20 сентября 1917 года доктор Булгаков стал заведующим инфекционного и венерологического отделений Вяземской городской земской больницы.

Однако перевод на новое место работы не помог излечиться от морфинизма. В итоге в Вяземской больнице Булгаков проработал менее полугода, после чего возвратился в Киев, где стараниями жены Татьяны и своего отчима-врача сумел избавиться своего смертельного пристрастия (практически чудом, как считают наркологи).

Несмотря на все пережитые в Никольском и Вязьме беды и страдания, Булгаков описывал свое пребывание на Смоленщине не в самых мрачных красках: «А все-таки хорошо, что я пробыл на участке… Я стал отважным человеком». Здесь оформился и закалился его характер, здесь же он начал писать, писать о Смоленщине, о своей медицинской практике в Никольском. Позднее эти заметки были переработаны в «Записки юного врача», реалистичные, но жизнеутверждающие рассказы.

Потом были «Роковые яйца» и «Собачье сердце», были великие пьесы: «Дни Турбиных», «Бег», «Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош». Были долгие годы непризнания, презрения и гонения. Были отчаянье и разочарование. Был главный труд всей жизни — роман «Мастер и Маргарита», писавшийся с 1929 года до 1940 года, года его смерти.

Но свои первые литературные опыты Булгаков начал именно в Вязьме, описывая жизнь земского врача в Сычевском уезде.

Борис Васильев
[1924.


Один из самых известных смолян, один из немногих наших великих земляков, поныне живущих, почетный гражданин Смоленска, один из лучших российских писателей современности, большинство произведений которого посвящено огненным страницам советской истории и людям, в эти страницы вписанным.

«Война — это грязь и вонь от трупов, взрывов и газов. Ничего там героического нет. Поэтому я ничего героического о войне и не писал. Никогда». Это его слова. Дай вам Бог здоровья, дорогой Борис Львович! Пока живы такие люди, как вы, всем нам живется спокойней и радостней.

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец Васильев Лев Александрович, кадровый офицер царской (а впоследствии — Красной и Советской) армии. Мать Алексеева Елена Николаевна, из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого.

В одном из интервью писатель так отозвался о своем смоленском детстве: «У меня было очень счастливое детство. У всех счастливое детство, но у меня особенно. Я очень хорошо знал Смоленск. И у меня Смоленск до сих пор почему-то ассоциируется с добром. Вот такая столица добра в России. Здесь я пошел в первый класс, отучился несколько лет. Потом мы переехали в Москву, а заканчивал восьмилетку в Воронеже. Это был 1941 год. На фронт меня не брали, и я записался в комсомольский истребительный отряд. Так вот вместе с другими меня отправили на Западный фронт, и я опять оказался в Смоленске. Но до города не доехал, потому что эшелон наш разбомбило, и я ушел в леса. Родные, смоленские…»

После выхода из окружения Васильев попал в лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу. По ее окончанию служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией — в госпиталь. Осенью того же года Борис Васильев поступил в военную академию бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, учившуюся в той же академии. После окончания инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана, причем в рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

наша справка


Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Лауреат Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

По сценариям и книгам Бориса Васильева сняты около 20 кинофильмов, причем такие картины, как «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Аты-баты, шли солдаты…» (1976), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Завтра была война» (1987), «Я — русский солдат» (1995) вошли в золотой фонд советского и российского кинематографа, дав путевку в жизнь многим замечательным актерам и актрисам

Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954), которая под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года, незадолго до премьеры спектакль был запрещен главным политическим управлением армии.

Несмотря на неудачи, Борис Васильев не бросил драматургию: его пьеса «Стучите и откроется» была поставлена театрами Черноморского флота и группы войск в Германии.

Первой книгой писателя стал вышедший в 1968 году сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых», в котором он выступил составителем и автором вступительной статьи. Однако истинный всенародный успех пришел к Васильеву после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…». Она была инсценирована в 1971 году, и уже в следующем году по этой повести Станислав Ростоцкий поставил одну из самых культовых советских и российских кинокартин о войне.

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» и «Завтра была война», в рассказах «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина».

В конце 1980-х годов писатель активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат I Съезда народных депутатов СССР, член Комиссии съезда по расследованию трагических событий в Тбилиси. В том же году он выходит из КПСС и довольно скоро оставляет политику вообще, считая, что должен заниматься своим прямым делом. Впрочем, в 2002 году Васильев вновь оказывается общественно востребованным, становится членом комиссии по правам человека при президенте.

В настоящее время писатель живет и работает в Москве.

Владимир Карнюшин, директор смоленской средней школы № 17


 — Сейчас настолько смутное время, что мы не можем определить, кто классик. Если писателей первой половины двадцатого века мы еще как-то можем классифицировать, потому что некоторое время прошло, то сейчас трудно сказать, кто из наших современников достоин звания классика литературы. Но я готов поспорить, что Борис Васильев будет классиком русской прозы. Почитайте его произведения. Это человек совсем другого уровня, другого масштаба, другого видения. Его просто необходимо читать, изучать. Почему в Китае его произведения поставлены в школьную программу? Посмотрите «Вы чье, старичье?», в 1980 году повесть написана, многое изменилось в жизни пенсионеров? Да что говорить о простых пенсионерах, если даже самого Бориса Львовича Союз писателей России и другие организации вспоминают очень редко, не говоря уже о помощи. Его супруга Зоря Альбертовна произнесла прискорбную, дикую в своей трагичности фразу: «Надо умирать в свое время». К огромному сожалению, в этой фразе даже не правда, а страшная истина нашей действительности. Борис Васильев живет сейчас на окраине подмосковного Солнечногорска. И помогают ему только построившие недалеко от его дома придорожное кафе предприниматели-армяне. Союз кинематографистов, союз писателей… где они? О внимании смоленских властей я уже не говорю.

Михаил Зощенко
[1894–1958]


По произведениям Зощенко сняты несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» С его рассказами выступали и выступают на сцене много поколений замечательных артистов: Игорь Ильинский, Сергей Юрский, Михаил Светин, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Ефим Шифрин.

Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство…

Михаил Зощенко родился 28 июля (9 августа) 1894 года в Петербурге. Отец будущего писателя Михаил Иванович Зощенко был художником. Мать Елена Осиповна Зощенко (урожденная Сурина) — актрисой.

В 1913 году Зощенко окончил ленинградскую гимназию, поступил в университет на юридическую кафедру, однако отучился там всего один год, после чего был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава на правах вольноопределяющегося 1-го разряда, окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени и был произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.

С начала марта 1915 года находился в действующих войсках.

Об этом времени Зощенко писал: «..Служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В 19 лет я уже был поручиком… В 20 лет имел 5 орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что я был два года на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце…»

После Февральской революции Зощенко назначили начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта Петрограда. Вскоре, однако, он оставил эту должность и перебрался в Архангельск, там работал адъютантом Архангельской дружины.

Октябрьскую революцию Зощенко воспринял позитивно и встал на сторону Советской власти.

С 1917 до 1919 года в жизни Михаила Зощенко наступил «смоленский» период. Сначала он работает секретарем смоленского суда, а затем едет в деревню Маньково (нынешний Краснинский район), где трудится — внимание! — инструктором по кролиководству и куроводству.

Многие критики считают, что первые рассказы Зощенко периода 19211–1923 годов имеют многочисленные вкрапления из воспоминаний в период пребывания его в Манькове в ноябре—декабре 1918 года. В них писатель упоминает о том, как хорошо жить в провинции. В столицах полная нехватка хлеба. Зато «председатель исполкома кур разводит, член партии тоже кур разводит, доктор Гоглазов — кур, а комендант станции кролиководством занят» (рассказ «Война»). Смоленская губерния и город Смоленск часто фигурируют в ранних произведениях автора.

В 1919 году Михаил Зощенко спешно уезжает из Маньково. По всей видимости, тому были достаточно веские причины. По данным историков, имел место конфликт Зощенко с местной «земельной» элитой. Его возмутило и потрясло желание расправиться с некоторыми из крестьян, которых помещики в случае «краха большевиков» собирались сослать на каторгу, выпороть розгами и даже кое-кого повесить.

В Маньково у писателя случился роман с девушкой Вероникой, дочерью одного из местных помещиков. В этой истории не совсем красиво поступили все стороны: сам Михаил Зощенко не был готов к семейной жизни, тем более с провинциалкой, отец же Вероники, оскорбленный таким поведением, написал донос в местную ЧК, обвиняя его в подготовке контрреволюционного заговора.

Эта же неприглядная история послужила причиной конфликта автора с сестрой Еленой (Лёля, Лёлище из детских рассказов Зощенко). Она, прожившая в этих краях не один год, была неприятно удивлена, узнав, что брат позволяет себе поступки, оскорбляющие людей, с которыми знакома много лет. Она попросила Михаила немедленно уехать, чтобы не позорить ее честь, обещая оставить в тайне эту историю.

Так или иначе, но Зощенко покинул Смоленщину и, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ушел добровольцем на фронт.

После демобилизации он сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья»…

Безоблачная жизнь писателя резко оборвалась в августе 1946 года. После известного постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» творчество Зощенко подверглось оглушительной критике, он был исключен из членов Союза писателей и подвергся жестоким гонениям.

В 1946–1953 годах Михаил Зощенко занимался главным образом переводческой деятельностью (без права подписи переведенных работ), а также подрабатывал сапожником. В июне 1953 года был вновь принят в Союз писателей, работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. В 1958 году власти запретили его похороны на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, и он был похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

Михаил Пришвин
[1873–1954]


Один из самых своеобразных российских писателей. Он ни на кого не похож — ни в российской, ни в мировой литературе. Судьба его творчества довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть литературного наследия была опубликована вдовой писателя Пришвиной уже после его кончины.

Главный предмет в произведениях Михаила Пришвина — отношение человека к природе, их неразрывная связь и влияние друг на друга. Написанные им книги вызывали у современников и потомков полярные чувства, от восхищения до полного неприятия, что говорит о несомненной самобытности и необыденности творческого таланта автора.

Народный учитель и агроном, географ-краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего замечательный художник слова — именно таким представляется Михаил Пришвин своим читателям.

Родился будущий писатель 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии в фамильном имении Хрущево-Левшино. В 1883 году мать Мария Ивановна Игнатова отвезла Мишу на учебу в первый класс Елецкой классической гимназии. Там Пришвин успехами не блистал — за шесть лет учебы дошел только до четвертого класса, и в этом классе должен был в очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии Розановым — будущим известным философом — был отчислен «за дерзость учителю». Оканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище, а затем в Рижском политехникуме и на агрономическом отделении Лейпцигского университета, где Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя.

До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии. За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом и переводы книги Бебеля «Женщина и социализм» в 1897 году был арестован и около года провел сначала в Лифляндской, а затем в Елгавской тюрьмах.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, печатал свои очерки в различных газетах.

В Смоленск Михаил Пришвин приехал в августе 1920 года с мандатом Луначарского для сбора фольклора. По сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых. Талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился на новом месте, став педагогом. Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник.

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Михаил Пришвин переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь, в Алексино он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года сделал примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете».

В своем учительствовании Михаил Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь Добровольского, произведения Чехова, Бунина и других русских классиков. В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения. В Алексино он создал целую программу изучения родного края. Для этого составлял рассказы из жизни лесного и степного народа, и на их основе проводил уроки словесности, знакомя детей с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем — через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей, слушая увлекательные и познавательные рассказы учителя.

В 1922 году Михаил Пришвин покинул Смоленщину.

Свое последнее крупное произведение — повесть-сказку «Корабельная чаща» Пришвин писал в течение 1952–1953 годов и окончательно закончил, будучи тяжело больным, в последний месяц своей жизни. В печати он успел увидеть главы своей повести. Они открывали его последнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей для юношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды». 31 декабря 1953 года в качестве новогоднего подарка тяжелобольному писателю были доставлены домой сигнальные экземпляры его «Весны света».

Пришвин умер 16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась для опубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/071/06