#3 (71)
25 февраля 2013

Февральские тезисы Мартынова

Евгений Ванифатов

Власть

И.о. председателя Смоленской областной Думы Николай Мартынов критикует итоги экономической работы администрации Антуфьева, выдает аванс доверия администрации Островского, а также объясняет, чем должна запомниться областная Дума четвертого созыва

На излете осени прошлого года, когда спикер Думы Анатолий Мишнев по предложению губернатора Алексея Островского и с одобрения депутатского корпуса был направлен в Совет Федерации, в отношении первого лица законодательного собрания на оставшийся до конца полномочий год было принято решение остановиться на приставке «и.о.». «Кандидатура Мишнева была предложена в Совет Федерации так неожиданно, — вспоминает Николай Мартынов. — Лично я, например, был убежден, что он будет работать в должности председателя до конца депутатских полномочий… И когда встал вопрос о том, кто возглавит Думу, было предложено и принято решение о назначении исполняющего обязанности».

На вопрос, почему все-таки «и.о.», а не «председатель», и в чем, спрашивается, разница, Мартынов невозмутимо отвечает, что «разница лишь в приставке». И пусть вас это никоим образом не смущает, добавляет он.

— Николай Николаевич, четвертая Дума выходит на финишную прямую. Как и любая предшественница, она оставит след в смоленской истории. Чем запомнится этот депутатский корпус?

 — Нынешняя Дума, естественно, отличается от трех предыдущих. Хотя бы потому, что лет пять-десять тому назад на Смоленщине, как и в России, были другие времена, федеральная законодательная база не была проработана так досконально, как ныне. (Акцентирую на этом внимание потому, что довольно большое количество времени Дума посвящает вопросам приведения регионального законодательства Смоленской области в соответствие с федеральным.)

Однако самое главное, чем, на мой взгляд, запомнится четвертая Дума, так это тем, что мы сохранили социальную направленность регионального бюджета, которая была заложена предыдущими созывами. И не только сохранили, но и укрепили ее. Я и мои коллеги в третьей Думе [Николай Мартынов был депутатом Думы третьего созыва — авт.], можно сказать, пережили настоящий социальный бум — в период с 2002 по 2007 годы было принято значительное количество региональных законов по поддержке социально незащищенных слоев населения: ветеранов и инвалидов, детей и многодетных матерей, и не только.

— В экстенсивном развитии социальной сферы есть и оборотная сторона медали — повышенные социальные обязательства влекут за собой, в числе прочего, увеличение госдолга Смоленской области. Неслучайно губернатор Островский в одном из своих первых заявлений декларировал оптимизацию бюджетных расходов. Не получится ли так, что пятой Думе придется «уничтожать» плоды вашей работы?

 — Действительно, расходование бюджетных средств должно быть оптимальным, с этим сложно поспорить, однако администрация Островского ни разу — ни разу! — не выступала с предложениями давайте, мол, упраздним вот эти льготы, и еще вон те… Никто не собирается секвестировать существующий ныне объем социальных обязательств, напротив, мы чуть ли не ежедневно пытаемся найти дополнительные источники их увеличения. Да, Смоленская область имеет большие бюджетные долги, но не надо этого бояться — вся мировая экономика живет в долг.

Бояться нужно иного. В чем беда прошлой администрации? В том, что не открывались новые предприятия, не создавались новые рабочие места. Вот что плохо… Образовался пятнадцатимиллиардный госдолг, но пусть бы он был, если бы делалось то, о чем я сказал выше, если бы к нам инвесторы стояли в очереди. Увы, администрация Антуфьева этим не занималась. За неполных четыре года у губернатора сменились тринадцать (!) заместителей, три из которых — первые. Частые кадровые перестановки в значительной степени негативно повлияли на работу прошлой администрации и в целом на положение вещей в регионе.

— Четвертая Дума поработала с двумя главами региона, Антуфьевым и Островским. А лично вы за свою депутатскую карьеру — с тремя (еще и с Масловым в третьей Думе). Краткую характеристику антуфьевского периода мы только что услышали. А что вспоминается из «масловской Смоленщины»?

 — Не хотелось бы так далеко возвращаться в прошлое. Для сравнительной картины достаточно отметить, что в Смоленской области, наверное, никогда не было так плохо, как в последние пять лет, понимаете? Честно говоря, хочется говорить не о том, что было в исполнительной власти, а о том, что ей надо делать с учетом анализа ошибок, совершенных предыдущей администрацией. Вот здесь нужно сказать откровенно, экономический курс администрации Островского считаю абсолютно правильным, более того, его поддерживает и Смоленская областная Дума.

— Прошлая администрация, по вашим словам, не уделяла должного внимания развитию экономических процессов на Смоленщине. Можно ли утверждать обратное в отношении действующей Думы?

 — Можно. Например, в прошлом году Дума приняла изменения в областной закон «О налоговых льготах», устанавливающие поэтапное снижение размера ставки налога на имущество организаций муниципальным учреждениям и органам местного самоуправления муниципалитетов: в 2013 году — на 70 процентов, в 2014 году — на 40 процентов. Поэтапная отмена налоговых льгот в бюджетном секторе приведет к сокращению их числа и позволит Смоленской области участвовать в получении федеральных трансфертов. В результате отмены налоговых льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу для отдельных категорий мы прогнозируем рост дополнительных бюджетных доходов: в 2013 году — около трехсот миллионов рублей, в 2014 году — около четырехсот миллионов, в 2015 году — более полумиллиарда рублей.

Также, с 1 января этого года соответствующим областным законом на Смоленщине введена патентная система налогообложения, установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (по всем видам деятельности, в отношении которых такая патентная система применяется) в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей).

— Что изменилось в части привлечения инвестиций сегодня?

 — Закончилось время бездействия. Сегодня губернатор держит вопрос привлечения инвесторов под личным контролем. А как, спрашивается, можно их привлечь? Путь один — создать доверие к администрации, чтобы инвесторы были уверены — их не обманут, не начнут переигрывать правила и договоренности. Cегодня Островский, повторюсь, лично этим занимается. А раньше… брали кредиты, и это повлияло на значительный рост госдолга в 2008–2011 годах.

Конечно, создание благоприятного инвестиционного климата, чтобы капитал «поверил и пошел» — процесс длительный. Поэтому очевидно, что в краткосрочной перспективе нам придется заимствовать дополнительные денежные средства с целью погашения долгов прошлых лет.

— Насколько активно депутаты четвертой Думы пользуются правом законодательной инициативы? И не только они, но и политические партии через своих депутатов в Думе.

 — Сегодня вся ответственность законотворческой работы лежит на «Единой России», которая имеет в четвертой Думе большинство. Все законотворческие инициативы первоначально проходят через фракцию «Единой России» в Думе, где-либо принимаются, либо отвергаются. Что касается других политических партий, так называемой оппозиции, от них кроме рассуждений мы пока мало что видим в законотворческом плане. Тем не менее, все политические силы Думы работают вместе. Есть, правда, отдельные законы, по которым мнение оппозиции не совпадает с мнением «Единой России», однако путем голосования мы приходим к консолидированному решению.

— Вы отметили, что по отдельным вопросам мнение оппозиции разнится с мнением «Единой России». Какого рода эти вопросы?

 — Допустим, недавно мы рассматривали вопрос поддержки федерального законопроекта об альтернативных выборах главы региона. «Единая Россия» и ЛДПР его поддержали, коммунисты же были против. Данный законопроект позволяет областной Думе принимать решение о том, как наделять полномочиями губернатора Смоленской области — по результатам всенародных выборов или по предложению партий президенту и последующему голосованию внесенной главой государства кандидатуры депутатами Думы.

— Что пятая Дума должна непременно позаимствовать у действующей, а что — ни в коем случае?

 — Ни в коем случае нельзя разрушать накопленный потенциал, прежде всего в общении друг с другом, в межфракционной работе. В четвертой Думе не было и нет каких-то серьезных противостояний просто в силу того, что депутаты, работающие в ней, являются профессионалами с накопленным жизненным опытом. У нас сложилась достаточно сильная команда в Думе, это касается и аппарата Смоленской областной Думы.

— Как складываются отношения областной Думы с администрацией Островского? Чья роль, на ваш взгляд, важнее?

 — Неправильно ставить вопрос о том, кто весомее, кто сильнее — администрация или Дума. Это не помогает общему делу, лишь вредит. И если кому-то хочется представить ситуацию таким образом, что Дума потеряла свои позиции, спешу огорчить: ничего подобного не произошло. Дума — это законотворческий орган, она занималась законотворческой работой и продолжает ею заниматься, у администрации же свои функции и полномочия как у органа исполнительной власти.

— Вопрос взаимоотношений исполнительной и представительной власти — следствие одного из ярких трендов путинской России: усиления (де-факто) исполнительной власти при сохранении (де-юре) конституционного принципа разделения и независимости властей.

 — Не соглашусь с такой трактовкой. Если мы начинаем кого-то выделять, укреплять — видимо, он находится не на своем месте. Сильного не надо укреплять; у власти априори должны быть сильные фигуры, только тогда может быть порядок. Сильные не делят, дескать, это вот твое, а то — мое. Все наше, общее. И задачи у нас общие — улучшение жизни смолян, укрепление региональной экономики, поэтому каждый должен с максимально полной отдачей и профессионализмом их решать.

— Николай Николаевич, вы многократно упоминаете «Единую Россию» при том, что год назад покинули ряды ее регионального отделения.

 — На данный момент есть мое заявление об отзыве прошлогоднего заявления о выходе. Если сегодня руководство партии сочтет нужным его принять, я вернусь в региональное отделение «Единой России».

— Что побудило тогда к такому шагу, все-таки вы были далеко не последним членом этой партии?

 — В свое время я сложил полномочия секретаря регионального отделения ввиду несогласия с решениями президиума политсовета, которые принимались под давлением губернатора Антуфьева. Я предлагал собственные пути повышения рейтинга «Единой России», однако к ним не прислушались. Посмотрев на бездарное прежнее руководство регионального отделения — его секретаря, отдельных членов президиума — и вовсе принял решение покинуть ряды этой партии. При этом, замечу, оставался и остаюсь членом фракции «Единой России» в Думе, поддерживаю политику и курс партии, активно работаю в ее политических интересах.

— И решили вернуться из-за

 — Из-за того, что немногим более полугода назад решением генсовета «Единой России» секретарь смоленского регионального отделения был отстранен от руководства, а сам политсовет распущен. Эти события дали основания полагать, что не все потеряно. Сегодня смоленская «Единая Россия» представлена совершенно новыми лицами, которые исправляют ошибки своих предшественников. И я верю, нынешнему коллективу удастся справиться с такой задачей и восстановить некогда утраченный авторитет партии и вывести «Единую Россию» на новый уровень.

— Четвертая Дума уже приняла решение о том, что ее последовательница будет избираться по той же — смешанной — системе: одна половина депутатских мандатов по партийным спискам, вторая — по одномандатным округам. Исходя из каких соображений вы оставили мажоритарную часть?

 — Существующая система полностью себя оправдала на последних выборах, она устраивает все политические партии и, в первую очередь, «Единую Россию». Сегодня, кстати, готовятся поправки в закон о выборах депутатов Смоленской областной Думы (они могут быть вынесены уже на ближайшее заседание Думы), которые дают возможность малым, непарламентским партиям участвовать в выборах. Речь, в частности, о том, что им будет необязательно выдвигать региональные группы по каждому из двадцати четырех списочных округов. Более того, в каждой региональной группе можно будет выставлять не трех кандидатов, а двух или даже одного. Принятие данных поправок, несомненно, способствует процессу демократизации избирательного права.

— Как думаете, хотя бы один мандат в пятой Думе достанется кому-то из непарламентских партий, или пятипроцентный барьер не оставляет им ни единого шанса?

 — Прогнозы — дело неблагодарное. Я привык опираться на реалии, а они подсказывают, что серьезные шансы на попадание в пятую Думу есть у четырех парламентских политических партий. Все остальное зависит исключительно от волеизъявления избирателей. Нас с вами.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/071/04