Александр Новиков: «Обман – это то, что я больше всего не люблю в жизни»
Светлана Савенок
Власть
О команде, ночных проверках и наказаниях для чиновников, о платных парковках и канатной дороге, об «Умном городе» и Доске почета, псевдоаварийном доме и многом другом — в эксклюзивном интервью мэра Смоленска изданию «О чем говорит Смоленск».
Ровно год назад в большом интервью для нашего издания Александр Новиков четко обозначил вектор своей работы на посту главы города Смоленска и принципиальные требования к работе своей команды — максимальная самоотдача, открытость и прямой диалог с жителями.
Сейчас уже точно можно сказать, что новый (тогда еще) мэр Смоленска говорил это не ради «красного словца». Уже обычным делом стали регулярные инспекционные поездки главы и его заместителей по районам города. Причем, маршруты этих инспекций каждый раз составляются в соответствии с обращениями смолян. Уже никто не удивляется, что мэр лично отвечает людям, обратившимся к нему в соцсетях.
Вообще, весь этот год колесо событий вертелось с огромной скоростью: ремонты дорог и фасадов зданий, благоустройство территорий, строительство соцобъектов. Работа по преображению Смоленска бурлила так, будто наш город и вправду решил претендовать на статус столицы Союзного государства. Всё это и предопределило мой первый вопрос нынешнего интервью с главой города.
Командная игра
— Александр Александрович, если говорить о прошедшем годе вашей работе на этом посту, за что бы вы сами себя (без ложной скромности) похвалили? Перемены же колоссальные произошли в городе!
— За что похвалить — это пусть люди говорят. Да и не меня здесь надо хвалить, а всю команду, которую возглавляет Василий Николаевич (Анохин — Ред.), потому что благодаря его помощи, финансовой и организационной поддержке в Смоленске действительно многое меняется. Меняется благоустройство улиц и общественных территорий. Меняется и подход к работе, в том числе. Мы (администрация города) здесь больше исполнители. Я не говорю, что мы не думаем, не проявляем инициативы, а только выступаем как исполнители, конечно, это не так. Но, повторюсь, результат — это все–таки больше достижения команды.
— Не могу не заметить, кстати, что в отличие от всех прежних администраций, если говорить об отношениях главы региона и главы города, ваши отношения с губернатором со стороны видятся не как «начальник–подчиненный», а как партнерские. Насколько это впечатление соответствует действительности? Или все же приходилось «попадать под раздачу» и выслушивать за проколы в работе городских служб? Насколько вам комфортно работать с Василием Николаевичем?
— Что касается вопроса, доводилось ли «попадать под раздачу» — всякое бывает, это рабочие моменты. Мы же работаем с людьми, и я как градоначальник отвечаю за результат работы каждого из членов команды — а это порядка 600 человек, включая подведомственные администрации организации. Поэтому, конечно, я выслушиваю за проколы, но это не основа наших отношений. Мы обсуждаем ту или иную ситуацию, советуемся, обсуждаем перспективы. Поэтому да, мне комфортно работать, потому что я чувствую, что работаю в команде. А команда — это постоянные встречи, обсуждения проблем, советы. Такого вот подхода, что «ты здесь, а я там», когда нарезали задачи и никого не волнует, как ты это сделаешь, нет. Есть именно командная работа. И я смотрю по коллегам — главам муниципалитетов — там происходит то же самое. Если есть какая–то проблема, она всегда обсуждается. По всем районам региона. Это титанический труд просто. Работа очень четко выстроена. Дорогого стоит, когда ты чувствуешь, что не одинок, а действительно являешься частью команды.
— Что касается вашей команды — насколько она устоялась и насколько вашим подчиненным с вами удобно работать? Например, недавний ваш ночной объезд города, когда инспекция по уборке снега с полдвенадцатого ночи до четырех утра проходила. А завтра — не выходной, завтра заседание штаба по уборке города. Это даже физически непросто. То есть, ваши подчиненные уже имеют в виду, что выходные дни — не для вашей команды, что один из выходных уж точно будет рабочим. А теперь вот и ночные рабочие поездки. Причем, в эту ночную инспекцию уже и замминистра включился. Как пришла идея?
— Накануне в субботу Василий Николаевич проводил областной штаб по уборке территорий, потому что везде выпал снег, в ряде районов были проблемы с энергоснабжением. И на этом оперативном штабе были даны поручения всем муниципалитетам — наладить системную уборку снега (это был первый снег в этом году). И я решил лично проверить, как идет уборка, чтобы лучше понимать ситуацию на местах. После штаба мы встретились с замминистра Артуром Аршамовичем Захаряном и решили, что поедем в 11 вечера по городу, посмотрим, как обстоят дела. В 10 я позвонил своему заместителю Соловьеву, в 11 мы с ним и с начальником управления транспорта и дорожного хозяйства встретились, вышли на площадь Победы, оценили ситуацию (которая была далека от идеальной — даже в самой центральной части города). А дальше был звонок всем остальным профильным заместителям и руководителям структур — час времени на сборы. В полночь встретились и поехали по всем районам. Мы же постоянно проводим объезды, знаем все «узкие места», в которых особая проблематика. Поэтому подчиненные знают, что меня трудно обманывать, я владею ситуацией.
Расплата за бездействие
— По результатам ваших инспекционных поездок был отправлен в отставку глава Ленинского района (с ним не продлили контракт). Пришедший на его место, нынешний глава района, учел ли ошибки своего предшественника? Другие главы перестроили свою работу? Изменилось что–то после отставки Великанова?
— Про нового главу района говорить еще очень рано, там чуть больше месяца работы. В управе Промышленного района глава тоже достаточно недавно. Главе Заднепровского района также несколько предупреждений вынесено. Все знают мои требования. Я никогда не говорю — иди и сделай. Я говорю — иди посмотри, оцени, что нужно, если недостаточно ресурсов, обратись ко мне, решим, если возможно. Если человек посмотрел и не сказал, что ему нужно, значит, ему ничего не нужно. Значит, указание должно быть исполнено. А если он, после того, как посмотрел, ничего не делает, тогда к нему у меня уже есть вопросы. Я не приверженец подхода: «Есть задача — делай, как хочешь». Без ресурса глава управы не всё может сделать, это понятно. Поэтому мы всегда готовы предоставить свой ресурс. Я же не случайно регулярно лично мониторю ситуацию в районах города.
— Главы просят поделиться ресурсом? Или отмалчиваются?
— Когда не говорят о проблемах — начинают обманывать, а обман — это то, что я больше всего не люблю в жизни. Иногда думают — может, забудется. Как раз вот это случай с Великановым — по многим моим поручениям были постоянные отговорки. Как так можно? Мы же обещаем людям, что поможем, что всё исправим! Поэтому такие вещи для меня неприемлемы и непростительны.
— Александр Александрович, как вы умудряетесь все поручения держать в голове? Я была с вами не раз в ваших инспекционных поездках по районам — даже из одной поездки поручения непросто запомнить. Раскройте секрет, почему контроль по каждому данному поручению неизбежен?
— Конечно, какая бы у меня светлая голова ни была, сколько бы часов в сутки я ни работал — я не в силах все запомнить. Но у меня есть контрольная система учета поручений (и на рабочем компьютере, и на планшете), там очень много их — и поручения, которые я получаю от губернатора, и поручения, которые я даю своим подчиненным. Запомнить все невозможно, но всем стоит иметь в виду, что я все фиксирую и регулярно провожу аудит исполнения поручений. И если я вижу, что кто–то даже не приступал, для него наступает «беда».
— Мы поговорили о главах райуправ. А ваши заместители не пытаются «припудрить» действительность?
— Нет, не пытаются, тем более, мы все вопросы обсуждаем на утренней ежедневной планерке. И особо важные (которые тремя восклицательными знаками отмечены) всегда на контроле. Кроме того, раз в неделю я провожу отдельное совещание по исполнению поручений. Все заместители это прекрасно знают, и не пытаются ничего «лакировать». Честно говорят, если что–то не получается — по объективным или субъективным причинам. Я понимаю, что нельзя исполнить всё по щелчку пальцев. Для меня главное, что человек не забыл, чтобы я понимал: в этом направлении что–то идет и движется. Я не могу сказать: час времени даю, и чтобы территория была убрана. Это нереально. До сумасбродства тоже доходить нельзя.
— Вы утвердили KPI для своих подчиненных?
— КРI пока как такового нет. Есть основные показатели, по которым мы работаем. Своевременная отработка обращений, например.
— По отработке обращений в «Умном городе» вы не раз подвергали резкой критике УЖКХ, за медленную реакцию на обращения граждан. Это же можно считать оценкой их эффективности их работы?
— Да. Поэтому они и были неоднократно депремированы.
— «Как с гуся вода»? Или меняется что–то?
— Меняется. Сейчас пришел новый руководитель УЖКХ, две недели работает. Пока огонь в глазах есть. УЖКХ это такое направление… Очень сложное направление. И сколько людей туда ни приходили, не задерживаются по этим причинам. Понятно, что там очень много работы. Но я всегда говорю — тем, кто работает, есть возможность и достойно получать, их можно дополнительно премировать. Но нужно работать. Поэтому сейчас посмотрим, как себя покажет новый руководитель.
— С прежним руководителем, как и в случае с Великановым, тоже не был продлен контракт?
— Нет, самостоятельно ушел, написал заявление, когда понял, что не справился.
«Умный город» как зеркало эффективности власти
— Мы коснулись темы совершенно нового направления работы администрации города Смоленска — я имею в виду проект «Умный город», который как раз и отражает эффективность работы администрации города.
— «Умный город» — это не панацея. Это всего лишь инструмент. Кто–то пишет в блокнотах, потом начинает эти блокноты перелистывать. У кого–то стоит электронная система учета и контроля поручений, куда все идет (я об этом говорил выше). То же самое и «Умный город». Это цифровой инструмент и очередной способ улучшить работу, сделать ее более эффективной. И, конечно, это прямая связь с жителями. У программы «Умный город» огромный потенциал. Мы начинали ею пользоваться, когда я работал еще в Десногорске. Это разработка Росатома, поэтому в Десногорске платформа появилась раньше, чем в Смоленске. И когда мы ее внедряли здесь, у меня уже было четкое понимание, что мы покупаем не «кота в мешке», что это эффективно, что это работает. Сейчас очень многие города пользуются этой платформой. Там много различных модулей, которые можно присоединять. В следующем году будем стараться внедрить новые.
— Можно про модули подробнее?
— Сейчас мы в основном работаем с обращениями граждан по различным вопросам — ЖКХ, транспорт, уборка улиц, вывоз мусора, освещение, а также проводим опросы. Причем, человек всегда может увидеть ход своего обращения, кому оно отписано, кто что ответил, и так далее. Хотим внедрить также модуль земляных работ. Там будут отслеживаться те ордера на земляные работы, которые мы выдаем. Чтобы можно было открыть карту и увидеть, где какие работы ведутся, сроки и кто проводит эти работы. А сейчас, если я вижу раскоп в городе, я должен звонить в УЖКХ и выяснять подробности в ручном режиме. Когда установим модуль, я открыл смартфон и сразу вижу, кто здесь копает, какие сроки и так далее. Это сокращает время для принятия решения. Еще там есть возможность работы с несанкционированной торговлей. «Умный город» — это цифровой инструмент, который направлен на то, чтобы сделать работу более эффективной, сэкономить наше бесценное время. Сейчас на «Умном городе» также работает система уборки города. То, что сейчас главы районов планируют, они вносят туда. Это я как раз и смотрю в объездах — убиралась улица или не убиралась.
— Это всё могут отслеживать и жители?
— Конечно. Еще жители могут посмотреть, какая у них управляющая компания, где она находится. Кто депутат по их избирательному округу, где находится его приемная, куда они могут обратиться. Опять же, у жителей есть возможность сообщить о проблеме в реальном времени. Идешь, увидел проблему, телефон достал, сфотографировал, отправил жалобу. Это упрощает жизнь. И мы будем расширять возможности этой платформы. Сейчас мы хотим внедрять в него модули первоочередные, которые будут помогать в работе. Функционал там очень большой. Есть очень хороший модуль работы с коммунальной инфраструктурой, когда ты видишь параметры сетей теплоснабжения, водоснабжения, но это все очень дорогостоящее мероприятие, сама программа не отобразит, она должна брать данные с технических устройств. И это здорово, к этому мы, может быть, тоже когда–нибудь придем, когда, открыв программу, ты видишь, где у тебя какие параметры, где прорывы, где что–то не так происходит.
Смоленский горсовет: выборы депутатов и эффективность председателя
— В 2025 году нас ждут выборы в очередной созыв Смоленского горсовета. И сейчас активно обсуждается вопрос о переходе от смешанной системы выборов к мажоритарным. Ваша позиция по этому поводу какова?
— Я свою позицию высказал: нужно очень аккуратно к этому относиться. Решение обсуждается большой командой, оно пока не принято. Взвешиваются плюсы, минусы, и это не мое личное решение, это будет общее решение.
— То, что председатель горсовета работает не на постоянной основе, на ваш взгляд, это благо для дела? Или он все–таки должен быть привязан к зарплате и к месту, и работать с утра до вечера?
— Сложно судить. Я ни в Десногорске, ни здесь не работал с председателями, которые работают на постоянной основе. Тем не менее, и в Десногорске, и в Смоленске с председателями горсоветов у меня всегда складываются очень хорошие отношения, которые позволяют решать любые вопросы. У нас никаких сбоев с Анатолием Васильевичем (Овсянкиным — Ред.) нет, он всегда на связи. Есть аппарат, который помогает ему. В вопросе, как лучше, наверное, нужно от человека отталкиваться. Анатолий Васильевич умудряется руководить крупным федеральным центром, преподавать и возглавлять Смоленский городской Совет. И, повторюсь, больше, чем за год работы у нас не было ни одного сбоя, ни одной ситуации, которая бы требовала стороннего вмешательства. Мы всегда находим время пообщаться и решить какие–то вопросы.
Амбициозные проекты
— В интервью нашему изданию ваш заместитель по строительству и архитектуре Алексей Выдрин анонсировал смелую идею — строительство канатной дороги в центр города через Днепр. Каковы перспективы реализации этого проекта?
— Идея очень хорошая, но очень затратная. Пока инвесторы просчитывают стоимость и всю экономику проекта, насколько им выгодно будет в него вкладываться. Инвесторы вкладывают деньги, чтобы потом зарабатывать. Мы рассматриваем канатную дорогу в первую очередь не как транспорт, а как туристический аттрактор. Канатная дорога, безусловно, могла бы стать одним из объектов, привлекающих туристов в Смоленск. Поэтому нам очень бы хотелось, чтобы это проект был реализован. Мы предложили инвесторам самый главный маршрут, который мог бы быть привлекателен, они сейчас считают, ждем от них ответ.
— Александр Александрович, несмотря на то, что Смоленск совсем небольшой городок, проблема пробок все–таки существует и у нас. Пробок не многочасовых, но все равно это раздражает и крадет наше время. Прорабатываются ли какие–то дополнительные транспортные магистрали в Смоленске?
— До конца следующего года у нас появится чрезвычайно значимый для развития города документ — генеральный план. Там представлены многие программные комплексы, которые используются с учетом перспективной застройки. Прорабатываются и транспортные артерии. Давайте дождемся появления генплана в следующем году.
Резонансная история псевдоаварийного дома на Пржевальского
— На одной из планерок вы дали поручение разобраться с ситуацией по признанию аварийным четырехэтажного дома (Пржевальского, 10), окна которого выходят на парк «Лопатинский сад». Это решение о признании дома аварийном и принудительном расселении собственников вызвало большой резонанс и немало вопросов. Чем закончилась эта история?
— Мы это решение пересмотрели. Я не знаю, кто признал его аварийным, это было неверное решение.
— Ничего себе ошибочка! Через признание дома аварийным освободить «золотое» просто место, где, как мы все понимаем, планировалось построить новый дом. Сразу начинают «терзать смутные сомнения».
— Светлана, свойства абсолютно всех людей — ошибаться. И я действительно рад, когда у нас есть возможность какие–то ошибки исправлять. Мы шли и идем четко по закону.
Культура платных стоянок
— У нас в Смоленске почему–то не приживается тема платных стоянок в центре города. И вот начинается рабочий день, все «понаехавшие» в центр авто наводняют дворы, стоят вдоль проезжей части — везде! Это просто бедствие какое–то! У нас культура запретительных знаков и платных стоянок нулевая. Возле здания администрации города — вдоль Блонье (напротив Главпочтамта) перестали нагло ездить и бросать машины на пешеходной зоне, только когда вазонами дорогу перегородили. А так — плевать автохамам на всё! Там пост ГИБДД надо было круглосуточный выставлять. Возле входов гимназию Пржевальского — та же история была, пока вазонами не перекрыли движение…
— Светлана, разделю ваше негодование. Ели посмотреть периметр вокруг Блонье — у нас везде установлены знаки о том, что остановка, стоянка запрещена. Мы самый центр города весь заставили знаками. Тем не менее, машины ставят. Мы их эвакуируем, их штрафуют, там постоянно «парконы» ездят, считывают номера и выписывают штрафы. Да, у нас не хватает эвакуаторов, но «паркон», проезжая, считывает номера всех машин нарушителей, им автоматически начисляются штрафы, причем, штрафы не маленькие. И все равно едут и ставят машины.
— О платных стоянках в центре города. Вот есть же платная стоянка — возле «Гамаюна», но она пустая почти всегда. Легче оставить машину на обочине. Так привыкли. Наверное, потому что не развита тема — одна платная стоянка на весь центр города. Поэтому так: все ставят вдоль дороги и в близлежащих дворах, и я поставлю. И возразить на это властям нечего, потому что нет стоянок.
— Мы прорабатываем вопрос платных парковок, но надо понимать, что это потребует весомых затрат. Чтобы организовать тысячу парковочных мест (потому что меньше экономика не работает), нужно более ста миллионов рублей — с учетом возможности оплаты и установки там камер. Мы прорабатываем этот вопрос, уже определены места, где можно размещать парковки. В следующем году определимся с финансированием. Но повторю, пока речь идет о проработке. Сейчас не могу утвердительно говорить, что это будет так. У нас в работе есть различные варианты.
«Это нормальная практика: показать, что мы гордимся нашими людьми»
— Преобразование общественных пространств, особенно в центре нашего города (а это не только ремонт) вызвали не только аплодисменты, но и критику. Когда я разместила у себя на телеграм–канале фотографию сквера дружбы, который включает в себя Доску почета, немало читателей отреагировали негативно — мол, уничтожили зеленую зону (и это при том, что на деревья никто и не думал покушаться), просто сама идея с «Доской почета» как–то не всеми понята была. Вас подобная реакция расстроила?
— Я прекрасно понимаю, что сколько людей, столько и мнений. Кстати, знаете, чему я очень удивился, когда приехал в Смоленск? Тому, что здесь нет Доски почета. Ведь это прекрасная традиция, родившаяся еще во времена СССР, которая позволяет отдать дань уважения людям, которые заслужили своим трудом благодарность от города и его жителей. Почему нет? Такое есть во всех городах. В Десногорске, кстати, Доска почета давно установлена. Ежегодно ко Дню города предприятия подают свои предложения, кого они считают наиболее достойными, комиссия рассматривает эти предложения, и победители попадают на Доску почета. Через год там появляются новые фотографии и имена отличившихся граждан. И каждый год, когда мы размещали, приходили коллективы, поздравляли. Это действительно было событие. Людям было приятно. И почему, если это советское — то все плохо? Это нормальная практика — показать, что мы гордимся нашими людьми. Почему, если человек несет благо и хорошо выполняет свою работу, о нем не должны знать? Поэтому мне очень было приятно, когда на встрече с Советом ветеранов Смоленска, они обратились ко мне с идеей сделать Доску почета в Смоленске. Мы пообещали сделать и сделали. Рассматривали различные локации, но остановились здесь. Здесь очень хороший сквер, здесь склон со Звездой Героя. На мой взгляд, очень гармонично туда вписывается Доска почета. Мы ни одного деревца не срезали, установили подсветку, положили брусчатку на дорожки. Сделаем там красивые клумбы. Я не понимаю, откуда неприятие у кого–то.
«Не скажу, что всё легко дается»
— Александр Александрович, летом, проходя по центру города, поймала себя на мысли, что таких масштабных ремонтов не было, наверное, со времен «развитого социализма» — куда ни глянь — здесь ремонт, там ремонт: дороги, скверы, парки, фасады… У нас фасады так активно не ремонтировались даже к 1150–летию. С чего это всё вдруг зашевелилось и пришло в движение? Откуда вдруг нашлись деньги, которых ранее найти не могли?
— Я скажу так: 95 процентов успеха любого дела — это желание. Если оно есть — всегда появятся и возможности. Я уже говорил, что все изменения — это работа команды, и я знаю, что сегодня у Василия Николаевича есть огромное желание сделать город лучше, у меня есть огромное желание сделать его комфортным и привлекательным. Поэтому мы находим возможности в нашем бюджете, Василий Николаевич очень помогает из регионального бюджета. Понятно, что мы не можем объять необъятное, в этом году мы «подзашились» с ремонтными работами — на их выполнение нужны адекватные, добросовестные подрядчики. Но мы работаем. Потому что горим желанием.
— Помню, когда в Смоленск начали поступать новые автобусы, вы озвучили принципиально важное решение для спасения муниципального транспорта — автобусами заменить какие–то частные доходные маршруты, чтобы муниципальный транспорт не только на убыточных направлениях был представлен. Как воплощается идея?
— Сложно. Пока у нас только один маршрут заменен. Дело в том, что у нас действительно есть новые автобусы, и сейчас их движение компилируют с электротранспортом, чтобы было эффективно. Тем более, сейчас это единое предприятие. Но есть огромная проблема с водителями. Их недостаточно. Мы предлагаем и соцпакет, и очень хорошую зарплату. Но водителей нет. Мы готовы и бесплатные курсы предоставлять. Мы даем объявления, оно и в общественном транспорте размещено, и с молодежью разговариваем. Но пока набор водителей идет с большим трудом. Категория «Д» сейчас очень востребована. И не только в Смоленске. В свое время город отпустил часть водителей работать в Москву. И сейчас мы имеем то, что имеем. Мы зарплату подтянули, но они не хотят уже возвращаться в Смоленск. Вот сколько в Смоленске можно найти настоящих кузнецов, токарей? Раз, два и обчелся. Так же и с водителями категории «Д». Таких людей физически очень мало. Мы один маршрут взяли, ищем людей, даже в соседние регионы направляли объявления о работе водителей, с Белоруссией работали, но пока никак. Это наша большая головная боль. Зарплата водителя у нас сейчас порядка 100 тысяч рублей. Я думаю, это вполне достойно.
— За этот год какое направление в вашей работе удалось продвинуть наиболее эффективно?
— Стараюсь во всех направлениях двигаться. По финансированию — очень много в этом году вложили в благоустройство, очень много вкладываем в коммунальную инфраструктуру. Не скажу, что всё легко дается, на некоторых объектах приходится буквально «биться» с подрядчиками. Например, идет работа по коллектору на Краснинском шоссе с подрядчиками. «Воюем». Сейчас должны закончить Верхне–Ясенный забор, с которым полтора года длилась история. По нему мы уже готовы были расторгнуть договор с этим подрядчиком, но не было желающих подхватить этот объект. Поэтому пришлось уговорами решать. Мой заместитель Соловьев каждое утро начинает на Верхне–Ясенном заборе, я туда тоже периодически приезжаю, приходится контролировать в ручном режиме. Очень сложно воздействовать. И не всегда финансы, штрафы их пугают. Так что не без препятствий и сложностей, движемся к завершению. Мы переложили четвертую магистраль (водовод по Большой Советской), заменили на современный пластиковый. Это очень большая работа. Пластик дает гораздо больше уверенности, что нам не придется копать. Мы уже знаем планы работ на следующий год по дорогам, и прежде, чем мы приступим к дорогам, мы должны под ними переложить участки коммунальных сетей. Чтоб нам больше не возвращаться к раскопкам после замены асфальта.
— Какие у вас планы на новогодние каникулы?
— Инспекционные поездки. Шучу. Надеюсь, что погода даст немного отдохнуть и побыть с семьей. Но куда–то далеко уезжать я точно не планирую.
— Семья как восприняла ваш опыт ночных инспекционных поездок?
— Нормально. Уехал — они спали, приехал — они спали. Они привыкли. Главное, что получается сильнее ценить те моменты, когда проводим время вместе.
— Спасибо большое, Александр Александрович, что нашли время на эту беседу.
— Спасибо вам, Светлана. Вы знаете, что я всегда открыт.