Смоленские корни автора главных символов страны
Антон Савенок
Смоленское наследие
1 июля исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося российского и советского скульптора Веры Мухиной.
Наверняка не многие знают, что смоленская земля оставила в ее судьбе весьма драматичный, но в то же время жизнеопределяющий след. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских премий Вера Мухина выбрала стезю скульптора после трагического происшествия в Рославле. Она по праву может считаться создателем одного из главных символов Советского Союза. Наряду с алым полотнищем государственного флага с серпом и молотом в верхнем углу и величественным гимном на музыку Александрова, лишь знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» была столь же мгновенно узнаваема и уважаема во всем мире.
Французская пресса называла главную работу Веры Мухиной «величайшим произведением скульптуры двадцатого века». Сам Пабло Пикассо восхищался «советскими гигантами на фоне сиреневого парижского неба».
Что же связывало великого советского скульптора со Смоленщиной?
Уроженка Риги, проведшая детские годы в Крыму, а затем транзитом через Курск окончательно осевшая в российской столице, Вера Мухина, тем не менее, всю жизнь была теснейшим образом связана со смоленской землей. Более того, именно на Смоленщине произошла череда драматических событий, которые самым непосредственным образом повлияли на то, что в 20–30–х года весь мир узнал ее как великого советского скульптора.
Дед Мухиной Кузьма Игнатьевич родился в 1809 году в Рославле и довольно скоро стал одним из самых состоятельных и именитых купцов во всей губернии.
К 48 годам, будучи уже купцом 1–й гильдии он владел прядильным, трепальным, рогожным, дегтярным и стекольным заведениями.
Для удобства торговли с иностранными державами Кузьма Мухин держал контору в Риге, которой управлял его сын Матвей. Сам же до самой смерти в 1878 году продолжал жить в родном Рославле, для которого совершил немало добрых благотворительных дел.
Этот небольшой смоленский городок и сама Вера Игнатьевна всю жизнь считала своим родовым гнездом, а к деду, несмотря на то, что родилась уже после его смерти, всю жизнь относилась с нескрываемым пиететом.
В кабинете Мухиной висел портрет: «старый человек в строгом черном сюртуке, с прямыми седыми волосами. Массивное золотое кольцо на холеной руке, крупный нос, внимательные цепкие глаза и твердый, решительный подбородок». Это был портрет Кузьмы Игнатьевича Мухина. В годы советской власти, когда купеческие корни могли сыграть в судьбе любого человека роковую судьбу, Вера Мухина всегда открыто гордилась своим знаменитым дедом.
С раннего детства девочка была наделена разнообразными творческими талантами — играла на фортепиано, неплохо рисовала, писала стихи и даже пробовала свои силы в театральном искусстве. Вполне возможно, что, обладая миловидной внешностью, она могла бы всю свою жизнь посвятить сцене и театру, но вмешалось то, что в случае с Верой Мухиной вполне можно назвать «промыслом Божиим».
В рождественские дни 1912–го, во время отдыха в имении своего дяди в Рославле, катаясь с горки на санках, она врезалась в дерево, и сучок практически оторвал ей нос. Смоленским хирургам удалось почти невозможное: они сумели пришить утраченную часть лица, но внешность Веры Игнатьевны оказалась обезображена. Долгое время родные не давали ей смотреться в зеркало.
Позже ей пришлось пережить еще восемь пластических операций. Шрамы на ее лице остались на всю жизнь, и оно приобрело несколько грубоватые, волевые черты.
О театральной карьере пришлось забыть.
А во время лечения от полученной травмы во Франции Вера начала обучаться у известного французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика Родена. Чуть позднее Мухина совершила путешествие по Италии, где серьезно изучила работы скульпторов и живописцев эпохи Ренессанса, и окончательно сделал свой выбор в пользу монументального искусства.
Образец соцреализма, величественная скульптура «Рабочий и колхозница» был создан Мухиной из нержавеющей хромоникелевой стали специально для украшения советского павильона на международной выставке в Париже в 1937 году. И, как писали советские газеты, «потряс все прогрессивное человечество».
А через десять лет, 2 июля 1947 года на советские экраны вышел фильм Григория Александрова «Весна». В этой картине впервые в качестве заставки киностудии «Мосфильм» была использована скульптура «Рабочий и колхозница». Примечательно, что в первых картинах использовалась сама многотонная и многометровая работа Веры Мухиной. Впоследствии специально для «Мосфильма» скульптор сделала метровую копию своей главной работы…
Не сомневаемся, что на любом творческом поприще Вера Игнатьевна Мухина достигла бы определенных успехов. Но только вот пяти Сталинских премий в течение 12 лет она вряд ли бы была удостоена.