Ольга Новикова: «Наша семья вся соткана из традиций»
Светлана Савенок
Женские истории
Они вместе 21 год. Любовь с первого взгляда, ранний брак, испытания разлукой и собственный рецепт семейного счастья. О том, как не расплескать любовь — в эксклюзивном интервью супруги мэра Смоленска.
Это интервью изданию «О чем говорит Смоленск» Ольга Новикова дала в преддверии Дня святых Петра и Февронии, покровителей христианского брака. День семьи, любви и верности — отличный повод для откровенного разговора с «прекрасной половинкой» супружеской пары, которая сумела пронести, не расплескав, свою любовь «через годы, через расстоянья» — Александр и Ольга Новиковы в браке уже 21 год.
— Ольга, предлагаю начать нашу беседу с самой первой встречи с вашим будущим (на тот момент) супругом. Помните ее?
— Безусловно! Такое не забудешь. Мы с друзьями летом после школьных экзаменов (я на год позже Александра окончила школу) пошли на пляж. Десногорск — город маленький, все друг друга знают, и наша общая подруга, моя одноклассница, решила нас познакомить. Позвонила, говорит: «Пойдем сходим на пляж, тут мой знакомый приехал, такой интересный парень, тебе точно понравится». Как–то так мы и встретились.
— И вы сразу, как пушкинская Татьяна, «в мыслях молвила: вот он!»
— Да, именно так. Откровенно говоря, я не ожидала такого. Сразу ёкнуло: это ОН. Он на тот момент окончил первый курс института и приехал сразу после сессии на лето домой. И так вот звезды сошлись.
— А его версия какова? Его тоже сразу накрыло чувство?
— Сказал, что да, тоже сразу. И мы больше не расставались. Через два года поженились. Решение созрело через год после нашей первой встречи, и еще год планировали, собирали всё необходимое, организовывали. Свадьба — это ж такое мероприятие серьезное… вот год мы готовились к нему.
— Вы же совсем еще молодые были — по 20 лет. Как родители восприняли ваше решение пожениться?
— Очень легко восприняли. У меня на тот момент только мама была, я рано осталась без отца. Мама увидела, какой он, и сказала: да, с таким человеком семью можно создавать. Я тогда спортом занималась — по утрам бегала. И Саша приходил рано утром, чтобы со мной пробежаться. У нас в Десногорске скалодром есть, вот мы до него бежали, потом можно было искупаться, и обратно домой. Вроде такие мелочи, но все же… Потом он осенью уехал на учебу. Мы созванивались, переписывались, а переписка в то время означало совсем не то, что сейчас — не было СМС и мессенджеров, поэтому мы писали друг другу настоящие бумажные письма. И даже с друзьями он передавал записочки, когда кто–то приезжал. Очень интересные, такие трогательные отношения были. Я сразу после школы устроилась на работу, училась заочно.
— Оль, а всё–таки, что именно в нем сразу так подкупило? Понятно, что любят не за что–то, тем не менее, какие–то определяющие маркеры — что убедило, что Александр Александрович — тот самый «правильный выбор»?
— Понимаете, здесь всё сошлось. Всё! Ну, например, я не люблю, когда опаздывают, и сама не люблю опаздывать. И Саша ни разу ни на одно свидание не опоздал, всегда приходил заранее. И я тогда уже знала, что на него можно положиться. И как–то сразу помогать начал — на дачу с нами ездил, помогал поливать, тяжести мне не давал носить, всё всегда сам… Такое сразу подкупает.
— Он «рукастый»?
— Абсолютно. Руки «откуда надо растут». И автомобиль сам ремонтировал, и по дому чинил — и электрику, и сантехнику, и все ремонты мы делали сами. Он сразу как–то «влился» в мою жизнь, как будто он всегда был рядом.
— Я вот смотрю по соцсетям его, вы производите впечатление очень любящей пары. Не просто дружной семьи, а именно любящей пары. Бросается в глаза, что вы сохранили и пронесли через столько лет свои чувства. Это то, что я увидела. Поделитесь секретом с нашими читателями?
— У нас, как у любой молодой семьи, тоже были и ссоры, и недопонимание. Но в семье что главное? Разговаривать! Приходить к консенсусу, искать путь, чтобы устраивало двоих. И как–то у нас получилось. Секрета здесь нет. Есть правило: если появилась проблема, то ее надо обсудить и не оставлять «на завтра».
— Появление детей для вашего брака было испытанием?
— Нет, это, наоборот, еще сильнее нас сблизило. И он старший был в семье, и я старшая. Когда родилась дочка, все «скакали» вокруг нее — и мы, и родители, все хотели понянчиться, помочь. Ну, в разумных пределах. А второй ребенок — сын — был уже очень долгожданный. У нас 7 лет разница у детей. Тут уже и старшая помогала, из нее такая чудесная «нянька» получилась…
— А ваша дочь, кстати, не планирует еще семью создать?
— Пока ещё не планирует, хотя мы бы были не против. Считает, что сначала нужно карьеру сделать, а потом уже о семье речь вести. Но у меня, конечно, надежда теплится, что встретится тот человек — «единственный» — и она все–таки задумается. Просто пока не встретился.
— Скажите, есть у вас традиции семейные?
— Наша семья вся соткана из традиций. Ну во–первых, мы друг друга всегда встречаем. Неважно, во сколько он пришел с работы — я его жду. Всегда. Раньше, он после работы заезжал за мной, мы ехали ставить на стоянку машину, и потом вместе шли домой и обсуждали всё, что произошло за день. Каждый день, если только он не возвращался из командировки на служебном авто. В любую погоду и в любое время года. Сейчас, во сколько бы ни пришел, а это очень редко раньше половины одиннадцатого ночи, его надо накормить, надо поговорить. Еще одна наша традиция (наше любимое занятие) — выезд на дачу. Дача — наше «детище», которое мы холили и лелеяли со дня нашей свадьбы.
— И дом строили сами?
— Мы только в прошлом году построили дом, поэтому теперь особенно туда стремимся.
— Картошка, огурцы, помидоры, перцы — это не ваша история на даче?
— У нас всё всегда росло на даче. Вот это первый год, когда не посажено ни одного перца, ни одного томата. После того, как мы уехали в Смоленск, ухаживать некому. Поэтому в этом году только цветник в порядок приводим, траву косим. Теперь отдыхать туда ездим, но и это не частое удовольствие — раз в месяц–полтора.
— Здесь в Смоленске у вас появились друзья? Или друзья — это те, кто таковыми был еще в молодости, а с возрастом новые не приобретаются?
— Да, именно так. Здесь появилось много знакомых, с которыми сложились тёплые товарищеские отношения. А друзья, с которыми знакомы не один десяток лет, все там, в Десногорске. Приезжают к нам сюда, звонят, мы всегда их ждем. Как и сестры мои — всех рады видеть всегда.
— Александр Александрович в интервью нашему изданию сказал, что вы прекрасно готовите. Когда я спросила о его любимом блюде в вашем исполнении, он сказал, что все любимые, потому что очень вкусно. Оля, это ему так легко угодить или вы действительно необыкновенно готовите?
— Я думаю, что он просто привык есть с удовольствием всё, что я готовлю. Наверное, потому что я это делаю с удовольствием, и без ложной скромности, действительно очень хорошо. Все домашние и родные очень любят мою выпечку. Сейчас это в основном уже по праздникам, а когда детки маленькие были, пекла постоянно. А теперь вот надо всем за фигурой следить. [улыбается — Ред.]
— А сам он может что–то приготовить?
— Вы знаете, несколько лет назад мне пришлось по работе поехать в командировку. Впервые в жизни. Дочь здесь уже, в Смоленске, училась. И я с опаской оставляла своих мужчин — без свежеприготовленных щей–борщей на целую неделю. Я всё наготовила, разложила по пакетикам, контейнерам и заморозила. Но они прекрасно справились и без моих заготовок — жарили, варили какие–то полуфабрикаты, ходили в кафе. Холостяцкий вариант.
— Ольга, в Десногорске у вас была стабильность, такая налаженная история — друзья, дача, карьера — всё очень неплохо складывалось. И тут внезапно новость — переезд в Смоленск. Ваши первые эмоции какие были, когда вы услышали, что ему предстоит возглавить город Смоленск? Он вас сразу «обрадовал»?
— Нет. Конечно, я догадывалась, что что–то происходит, видела, что он ходит какой–то «не такой». Спросила, что происходит. Оказалось, он не знал, как мне сказать, что предложили в Смоленске работать. Единственный вопрос, который я задала: когда переезжаем? Он спросил: «Ты готова?» Надо сказать, что у меня карьера в Десногорске тоже очень неплохая выстроилась. Но какой смысл семьи, если жить по разным городам? Мы попробовали и поняли, что так жить не можем. Хотя и ездили по выходным — одни он, другие — я. Туда–сюда мотались. И нам не понравилось. Он сказал: давай уже скорее приезжай. В итоге мы полностью переехали только почти через два месяца.
— Здесь, в Смоленске, совсем другой ритм, а учитывая, как Александр Александрович подходит к своей работе — это не просто допоздна, это и выходные, и ночью, если ЧП… Вы терпеливая жена?
— Я скажу, что в Смоленске ничего не поменялось, он всегда так работал. Это всегда было нормой в нашей семье. Я, наверное, тоже отношусь к трудоголикам, но я просто не могу себе позволить долго на работе находиться. А он мужчина. И я ему сразу сказала: надо — делай, я буду ждать тебя с работы, если ты долго будешь задерживаться, ничего страшного. Делай, как нужно. Он всегда был такой ответственный. И неважно, какого размера город, он будет работать столько, сколько нужно. Мужчина должен работать. А я буду ждать.
— Эта наша беседа приурочена ко Дню святых Петра и Февронии. Согласно жизнеописанию этих святых, Феврония никогда не спорила с Петром, тем не менее, он всегда советовался с ней и прислушивался к ее советам. Это ваша история? Александр Александрович советуется с вами по рабочим каким–то моментам?
— Мы дома стараемся не обсуждать его рабочие дела, политику… как я могу что–то посоветовать?
— Но его работа — это не только политика, это еще и человеческие отношения…
— Если спросит про человеческие отношения, то конечно, свое мнение скажу. Но он заботливый, не всё может рассказать, не любит проблемы озвучивать мне, чтобы я не нервничала.
— Попробую угадать: фраза «муж голова, а жена — шея» вам не нравится?
— Ну да. Есть в этой фразе что–то не очень красивое. Мужчина в семье главный. А мы, женщины, эту его значимость подчеркиваем. Если мужчина считает, что должно быть так — хорошо. А женская мудрость, быть может, лишь слегка скорректирует направление.
— Александр Александрович — человек публичный. И в свои соцсети он добавляет иногда семейные нотки (фотографии, когда это уместно). То есть смоляне знают, что вы супруга первого лица города. Вы ощущаете к себе повышенное внимание в этой связи?
— Я не обращала на это внимание. Ни разу. Я не публичный человек: дом–работа, не вращаюсь в тех кругах, где на этом кто–то концентрируется.
— В соцсетях вас нет?
— Есть, но я там не активная. Больше читаю.
— Но у вас не закрытая страница?
— Нет, конечно.
— Лайки ставите?
— Конечно.
— За мужем следите?
— Обязательно! Смотрю все посты про него, комментарии, все «подслушки» читаю. Я люблю владеть информацией.
— Ваша дочь учится в Смоленском университете спорта. Спорт — это ваша история семейная?
— Мы с мужем технари и думали, что и дети будут технарями. Но нет. Дочь вся в спорте, это ее история — учится по направлению «Адаптивная физическая культура» и одновременно работает в «Центре современных спортивных технологий». Сын танцует брейкданс. И в Десногорске танцевал, и здесь мы нашли коллектив замечательный. А теперь, между прочим, брейкданс относится к Олимпийским видам спорта.
— Вы в юности бегали...
— Ну да. А потом — семья, дети, и уже не до этого было. Но я ходила фитнесом заниматься (для красоты, для души). И здесь сейчас с дочерью ходим и в бассейн, и в спортзал, потому что работа сидячая, хочется активности немного. Александр Александрович, когда у него есть возможность, всегда с нами ходит.
— Вы подарки друг другу заранее обговариваете или сюрпризы любите?
— Нет, мой супруг сюрпризы не любит, терпеть не может. Мы всегда заранее обсуждаем его подарки. А я, наоборот, люблю сюрпризы. И когда он начинает спрашивать, что мне подарить, я говорю: сделай мне сюрприз. Но он так не любит. Поэтому все подарки друг другу обсуждаем заранее.
— Любовь помимо прочего подразумевает умение жертвовать чем–то друг для друга. Были у вас в семье такие моменты, когда он чем–то жертвовал, или вы ради семьи?
— Да. Когда мы познакомились, он учился в институте, но тот первый институт он не окончил. У нас ребенок родился, и он пошел зарабатывать деньги. У меня та же история: я училась, и я тоже бросила институт свой первый из–за семейных дел. Когда Саша уже устроился на работу, мы приняли решение, что надо идти учиться обязательно, потому что без высшего образования ничего достойного в карьерном плане не получится. Первым пошел учиться он. Ему в первую очередь это нужно было, а у меня была стабильная работа. Когда он отучился, следом пошла учиться я. Мы оба получили образование и, считаю, что в 30 лет учиться гораздо интереснее, чем сразу после школы. Здесь я уже знала, какое именно образование я хочу получить, зачем оно мне. Я в этой сфере уже работала, и на тот момент уже знала многое. Было очень интересно, я с удовольствием училась и окончила московский политехнический институт. Мы оба работали и учились заочно. Многие недоумевали, когда мы решили пожениться: мол, что вы делаете, надо сначала образование получить, а потом уже семью создавать. Но мы все сделали наоборот и ни разу не пожалели. Многие считают, что в 20 лет рано жениться, а я считаю, что, если ты встретил своего человека, то не рано.
— Жены политиков делятся на две категории. Одни готовы полностью раствориться в муже, в семье. А другим этого недостаточно, им необходима самореализация и помимо семьи где–то. Вы к какому типу относитесь?
— Ко второму. Я всегда считала, что жена должна быть самодостаточна, какие бы должности ни занимал муж. Жена должна иметь образование, работу, хобби. Если растворяться в одном человеке — это быстро надоест. Обоим. Поэтому я работаю. И здесь, в Смоленске, удалось найти работу по специальности.
— А где вы сейчас работаете?
— В Атомэнергосбыте, в лаборатории по поверке приборов учета. Лаборатория аккредитована. И чтобы там работать, необходимо соответствовать серьезным требованиям. Законодательство постоянно меняется, приходится проходить проверки компетенции, соответствуешь ли ты стандартам. А до этого работала на Смоленской атомной станции в испытательной водно–химической лаборатории. Я знаю эту сферу и в то же время продолжаю в ней развиваться — от испытательной лаборатории до обеспечения единства измерений — это разные направления. И это классно — попробовать себя в одном, а если так сложилась судьба, то пробовать себя и в совершенно другом направлении. Всегда нужно стремиться учиться дальше, узнавать что–то новое.
— Ольга, давайте на минутку попробуем забыть, чья вы супруга и ответить на вопрос: вас как жителя Смоленска устраивает глава города Александр Александрович Новиков?
— Я не смогу ответить непредвзято на этот вопрос. Но если объективно — конечно, изменения в городе есть. Поэтому мой ответ — да!
— А дома Александр Александрович делится какими–то своими планами, видением, как и что дальше будет делать в Смоленске?
— Очень редко… но бывает. Он очень не любит говорить о работе дома.
— Это амбициозные планы?
— Конечно. У него других не бывает. Если планы не амбициозные, если цели не масштабные, то от них и толку не будет. Должна быть большая цель. А потом уже строить планы, как эту цель достигнуть. Поэтому планы всегда амбициозные.
— Из того, что он сделал (не только как глава Смоленска), чем вы особенно гордитесь?
— Главная моя гордость — это, конечно, наши дети. Еще — АтомПарк в Десногорске. Это была их с командой проектная работа на обучении, а после того, как Десногорск получил финансирование, он курировал работы по созданию парка. Там сделано все по последним тенденциям — панорамный многофункциональный павильон с кафе и смотровой площадкой, перголы с качелями, амфитеатр, детские игровые зоны с песочницей, тропой препятствий, дендрарий с газонами, аллеями деревьев и кустарников, дорожки для пешеходов, необычные арт–объекты, лавочки, фонари — получился очень современный ландшафтный парк. Кстати, первый в истории Десногорска. Нам знакомые сказали однажды, что в Краснодаре они видели такой же парк, что наш АтомПарк очень похож. Впечатлил всех. А когда там деревья вырастут до взрослых деревьев — будет вообще неописуемо красиво. Там магнолии есть. Я каждую весну туда иду, чтобы посмотреть, как они цветут, насладиться их запахом… А здесь, в Смоленске, честно, мне очень нравится, что сделали на Блонье.
— Как и где вы с мужем любите проводить отпуск?
— На даче, в тишине. У нас дача в замечательном тихом месте, вокруг сосновый лес. Но и до города недалеко. Это наше место силы.
— У вас есть домашние животные?
— Да, у нас кот шотландец. Он у нас в семье 9 лет живет, уже может позволить себе «повредничать». Мы его балуем, все самое лучшее — ему, и дети его любят. Марсом зовут. «Как корабль назовешь, так и поплывет» — только я могу его трогать, больше никому на руки не дается. А у дочери недавно появился питомец — ящерица эублефар. Он улыбается. Дети его к рукам приучают.
— В преддверии Дня семьи (к тому же и нынешний год президентом Путиным объявлен годом семьи) что бы вы пожелали смоленским семьям? Дадите совет от семьи Новиковых?
— Совет простой: старайтесь слушать и слышать друг друга. Когда не просто слушаешь, но и слышишь — это самое главное. Ну и, конечно, хочется, чтоб относились друг к другу, к каким–то слабостям, терпимо. Особенно это касается молодых семей. Сейчас все очень амбициозные, и зачастую пытаются непременно отстаивать только свою точку зрения, в том числе, и в семье. И хочу сказать, что иногда надо уступать. Женщинам нужно быть мудрее, а мужчинам терпимее. И тогда будет все хорошо. Если люди желают выстраивать отношения, они все равно будут искать точки соприкосновения. А когда такой задачи нет — там ничем не помочь. Главное — желание двоих.
— Ольга, во время нашей беседы у вас практически не сходила с лица улыбка. Будто мы с вами семейный альбом листали…
— Очень точное сравнение — будто семейный альбом листали. Этот разговор — повод еще раз окунуться в трогательные воспоминания. Знаете, а мы недавно с мужем вспоминали как встретились. У нас скоро годовщина свадьбы. Летом мы встретились, летом поженились. Встретились в июне, а свадьба у нас в августе была. Поэтому лето для нас всегда трепетное время, очень семейное что–то.
— Спасибо большое за этот откровенный разговор. И с наступающим Днем семьи, любви и верности!
— Светлана, спасибо и вам за эту возможность еще раз поговорить о любви.