У Анохина есть свой стиль в работе, и этот стиль Мишустину импонирует
Евгений Ванифатов
Главная тема
Правительство РФ выделит почти четыре миллиарда рублей на развитие Смоленской области. Деньги пойдут на ремонт дорог, модернизацию инфраструктуры ЖКХ, ремонт и строительство медучреждений, а также создание регионального опорного центра для реабилитации участников СВО. Таковы итоги визита в Смоленск премьер–министра Михаила Мишустина.
Сразу после появления Василия Анохина в стенах Дома Советов появились разговоры о том, что он человек из команды вице–премьера Марата Хуснуллина. Это связывалось с тем, что в 2020 году Анохин работал заместителем руководителя в секретариате Хуснуллина.
Между тем, уже в январе 2021 года Анохин возглавил департамент регионального развития аппарата правительства России (которым и руководил вплоть до момента назначения врио губернатора Смоленской области). Там он занимался сложными сферами ЖКХ и строительства, а в последние месяцы — вопросами интеграции новых регионов России.
Поэтому, наверное, правильнее будет сказать, что Анохин — человек «из правительства» в широком смысле этого слова. По крайней мере, у нас сложилось именно такое впечатление после визита в Смоленск премьер–министра Михаила Мишустина, который прошёл 20 апреля.
«Хочу сказать всем жителям Смоленска, что Василий Николаевич как работал в правительстве, так и сюда свой стиль работы перенёс. Он сразу берётся за дело, и я абсолютно уверен, что он справится с этой задачей», — пояснил премьер журналистам в ходе общения с врио губернатора. Послав тем самым недвусмысленный сигнал: Анохин — не просто безликий беловоротничковый чиновник из дома на Краснопресненской набережной. У него есть свой стиль в работе, этот стиль Мишустину импонирует, он считает этот стиль эффективным и рассчитывает на его эффективность здесь, в Смоленской области.
Ускоренными темпами
Эффективность новый глава региона начал демонстрировать уже на первой точке, которую посетил премьер: в больнице скорой медицинской помощи «Красный крест». Одной из задач, продиктованной необходимостью и надеждами смолян, стало досрочное завершение строительства новой поликлиники в микрорайоне Королевка. Анохин пояснил, что готов построить её за один год и что этот вопрос уже обсуждался с вице–премьером Хуснуллиным, а также в Минстрое и Минздраве.
— Если есть такая возможность, хотел вас попросить: чтобы ускоренными темпами в рамках поручений президента построить её в этом году, перенести часть средств с 2024 на 2023 год. А я гарантирую, что мы это освоим и сдадим поликлинику, — пообещал Анохин.
— Конечно, мы поддержим, в том числе и по переносу средств, — пообещал в ответ Мишустин. — Я попрошу Татьяну Алексеевну Голикову <…> взять на личный контроль, именно по проекту первичного звена здравоохранения. Михаил Альбертович [Мурашко, министр здравоохранения — авт.], и вас, конечно. Это важно, чтобы жители города и области увидели первые результаты в течение года. Это будет очень хорошо.
Нужно сказать, что глава правительства поддержал все просьбы врио смоленского губернатора, связанные с развитием здравоохранения. В том числе, долгожданный ремонт в отделениях «Красного креста», старейшей городской больницы, чья история ведёт отсчёт с 1897 году.
Сегодня это единственная больница в Смоленской области, где только 8 процентов операций являются плановыми. Все остальные случаи — экстренная неотложная помощь. Михаил Мишустин осмотрел два корпуса «Красного креста» 1936 и 1971 года постройки. В первом развернуто единственное в Смоленской области отделение колопроктологии, а также две реанимации. Во втором находятся стратегически важные отделения для лечения больных с острыми инфарктами и инсультами.
— «Красный крест» — это флагманское учреждение, куда съезжаются жители всей области, — рассказал Анохин. — Здесь от 700 до 1000 человек в день проходят лечение. Вся скорая помощь приезжает именно сюда. Но нам нужна поддержка, чтобы отремонтировать терапевтический, хирургический, травматологический корпуса — это фактически сердце всей клиники, — чтобы действительно было комфортно, а также приобрести медицинское оборудование для кардиологии.
— Обязательно поддержим, и очень хорошо, Василий Николаевич, что вы начали с больниц, потому что больница и вообще сервисное обслуживание медицинское — это сейчас очень важный элемент для любого человека, — вновь пообещал Мишустин. — Обязательно поддержим и поможем, это просто нужно делать срочно, поэтому все соответствующие указания будут даны.
Завод зовёт
Следующей рабочей точкой визита главы кабмина значился Смоленский авиазавод, который в 2026 году отметит свой вековой юбилей. В 1970–1990–е годы завод выпускал учебно–тренировочные и пассажирские самолет ЯК–18Т, ЯК–42, «Геофизика» и СМ–92 «Финист», а также кили и крылья космического корабля «Буран». Сегодня в рамках контракта с Минпромторгом он занимается изготовлением элементов крыла для турбовинтового самолета «Ладога». Сам самолет разработан на Уральском заводе гражданской авиации и предназначен для выполнения пассажирских, грузовых и грузопассажирских перевозок на региональных авиалиниях.
Мишустин с видимым удовольствием посидел в кресле главного пилота и поинтересовался у главного конструктора «Ладоги» Сергея Меренкова степенью локализации по приборам. Сто процентов, — заверил Меренков.
— Уже так даже, да? — переспросил Мишустин.
— У нас вообще нет западных комплектующих в самолете, — пояснил Меренков, добавив, что исключение составляют только буфетно–кухонное оборудование и спасательные средства.
— Еще в чипах надо разобраться, — сказал Мишустин.
Помимо светлого будущего самолетов «Ладога», которых на всю Россию потребуется более пятисот, такое же светлое будущее (надеемся) ждет и сотрудников авиазавода, зарплаты которых, как выяснилось, вдвое выше средней по Смоленской области. Эту «тайну» рассказал Михаилу Мишустину цеховой рабочий — оператор одного из станков.
Что, впрочем, и неудивительно: авиазавод включен в перечень системообразующих организаций региона. Он активно работает с госзаказами по линии ВПК. А их объемы таковы, что за последние полгода предприятие приняло на работу 800 новых сотрудников.
Такое бурное развитие авиазавода прямо–таки подталкивает к мысли об открытии в Смоленске центра для подготовки кадров (в виде филиала или кафедры крупного вуза по линии авиастроения). И вот 20 апреля эта мысль получила своё воплощение в виде соответствующего заявления Мишустина.
«Мы видели такие центры компетенции, когда были на УЗГА (Уральском заводе гражданской авиации) и в Комсомольске–на–Амуре. Как раз совокупность институтов региональных и техникумов может позволить на них опереться и открыть филиал такого вуза. Я думаю, что логично МАИ рассмотреть… МГТУ имени Баумана, МАИ — то, что подходит. Я поручу министру науки и образования Фалькову Валерию Николаевичу рассмотреть такую возможность», — объявил Мишустин.
Миллионы? Да. И миллиарды тоже
Здесь же, на авиазаводе, Михаил Мишустин провел двухстороннюю рабочую встречу с Василием Анохиным, на которой врио губернатора получил возможность подробно обрисовать своё видение социально–экономического развития Смоленской области. Одним из приоритетов Анохин назвал дорожное строительство, рассказав, что в этом году уже сделан ремонт порядка 300 километров дорог. Однако этого недостаточно.
— Мощности есть, возможности есть. Можем сделать гораздо больше и тем самым решить часть вопросов и улучшить состояние дорожного полотна, — пояснил Анохин. — По поручению президента есть механизм ускоренного финансирования, так называемой сдвижки влево. Хотел бы к вам обратиться с просьбой (мы подобрали перечень дорог, которые могут кардинальным образом переломить ситуацию в отдельных муниципальных образованиях) об ускоренном финансировании в объёме до 2,3 млрд рублей, что позволит нам дополнительно ввести порядка 90 км дорог. Тогда в целом в 2023 году мы сможем отремонтировать порядка 400 км дорог.
— Без сомнения, дороги должны быть и качественными, и безопасными. Это важное направление нашей работы. Да вы, собственно говоря, им и занимались профессионально в департаменте правительства. Что касается региональных и местных трасс, возможности финансирования опережающим способом — мы вашу просьбу рассмотрим и поддержим. Министерству транспорта, Министерству финансов я дам поручения проработать вопрос о выделении на эти цели необходимых средств, в том числе на ремонт уличной сети Смоленска, — пообещал Мишустин.
В числе улиц Смоленска, которые требуют первоочередного ремонта, были названы улицы Чаплина, Герцена, а также площадь Победы.
Помимо дорожного строительства, Василий Анохин остановился на состоянии дел в ЖКХ. По его словам, Смоленская область вошла в госпрограмму модернизации коммунальной инфраструктуры, что позволит модернизировать около пятидесяти объектов водо– и теплоснабжения и построить дополнительные газовые котельные. Но хотелось бы большего:
— С учётом того, что ко мне обращаются жители области с жалобами на качество воды, хотел бы к вам дополнительно обратиться с просьбой о возможности выделения в рамках уже имеющихся ресурсов дополнительных средств на модернизацию жилищно–коммунальной инфраструктуры в объёме до 550 млн рублей, что позволит нам существенным образом улучшить качество обеспечения жителей Смоленска и прилегающих территорий услугами жилищно–коммунального хозяйства.
— Это важнейшее направление работы. Мы дадим соответствующее поручение рассмотреть все возможности с точки зрения поддержки, — не переставал обещать Мишустин. — Но, конечно, надо системно приводить в порядок жилищно–коммунальное хозяйство в Смоленске. Сеть, в том числе и дорожная, изношена. Это сразу же ставит вопросы относительно всей жилищно–коммунальной инфраструктуры, и надо комплексно их решать.
«Нет вопросов, нате!»
Такова краткая ретроспектива визита главы кабмина в Смоленск, который, напомним, прошел 20 апреля. А уже 24 апреля Василий Анохин объявил о четырехмиллиардном объеме поддержки региона из федерального бюджета:
«Все предложения, которые мы озвучили в ходе визита председателя правительства в регион, получили поддержку, часть из них уже запущена в работу. Благодарю правительство России и лично Михаила Владимировича за оказанную помощь и поддержку Смоленской области. Лично возьму на контроль расходование средств и сроки окончания работ по всем пунктам», — сообщил врио губернатора.
Быстро, ничего не скажешь. Настолько быстро, что прямо непривычно. Но приятно. Приятно, чёрт возьми. Теперь дело за малым: избежать провалов при реализации всех намеченных проектов (провалов в стиле печального и откровенно позорного долгостроя новой школы в «Соловьиной роще»). Очень надеемся на другой стиль. Тот, о котором сказал Мишустин. Тот, который ему импонирует.
Иначе крах.