#1 (280)
30 Января 2023

Дата года

Дата года

В апреле 2022 года исполнилось 10 лет работы Алексея Островского на посту губернатора Смоленской области.

О том, что изменилось за эти десять лет в Смоленской области, мы подробно рассказывали в материале «Аттестат зрелости» Алексея Островского» (см. №4 (272) от 25 апреля 2022 г.). В нем мы проанализировали десятилетку Островского, опираясь на цифры и факты, и показали динамику изменения основных показателей социально–экономической ситуации в регионе.

А сейчас мы решили обратить внимание на то, что изменилось за эти десять лет в самом губернаторе Алексее Островском.

Если сравнивать с 2012 годом, то нынешний Островский уже не столько политик, сколько хозяйственник. Амбициозный (это никуда не делось), но амбиции его теперь неразрывно связаны именно со Смоленщиной.

Нынешний Островский имеет неплохую закалку, полученную в ходе испытаний нестандартными ситуациями. Сначала — пандемией и мировым локдауном, а в 2022–м еще и мощным санкционным давлением Запада, которое мы ощутили с началом СВО, а затем и влиянием самой военной операции на жизнь «мирных» российских регионов.

Конечно, события мобилизационного периода уже вытеснили из памяти те потрясения, которые мы испытали в марте, но тогда ситуация действительно была чрезвычайно серьезной.

Не случайно в марте 2022 года выходит указ президента, согласно которому губернаторы получили дополнительные полномочия для поддержания социально–экономической стабильности в своих регионах в условиях санкций и ухода с рынка ряда предприятий.

Теперь губернаторы уже не только главы субъектов, теперь они — руководители оперативных штабов — центров быстрого реагирования и принятия управленческих решений в условиях возникшей «турбулентности» (а если называть вещи своими именами — в условиях чрезвычайной ситуации).

Как и в случае разгула пандемии, расширив полномочия губернаторов, им существенно расширили и палитру ответственности.

«Поручаю всем подразделениям федеральных органов власти в субъектах Федерации в ближайшие шесть месяцев в обязательном порядке координировать свою работу с региональными властями, а губернаторам создать оперативные штабы по обеспечению экономического развития и лично возглавить эту работу», — распорядился Путин 16 марта.

Но фактически в Смоленской области такой оперштаб сформировался и начал работать уже в первые дни спецоперации на Украине. Алексей Островский стал одним из тех губернаторов, которые стали работать на предупреждение. В результате период экономической турбулентности Смоленская область смогла пережить без ощутимых потрясений.

«Закалка» губернатора Островского в минувшем году продолжилась после начала мобилизации и всех вытекающих из этого процесса последствий (как политических, так и экономических). О том, как Смоленщина преодолевала трудности и справлялась с новыми вызовами «военного времени», мы рассказали в первой части нашего подведения итогов года (см. стр. 3)

Кстати, результатом этой работы стало включение губернатора Смоленской области в санкционный список Запада. 15 декабря стало известно, что министерство финансов Соединённых Штатов Америки ввело персональные санкции против ряда официальных лиц и граждан России, в том числе в отношении губернатора Смоленской области Алексея Островского.

Как объяснил госдеп США, губернатор Островский попал под санкции за реализацию приказа Владимира Путина о частичной мобилизации.

«Эти губернаторы контролируют и обеспечивают выполнение призыва граждан в ответ на недавний российский приказ о мобилизации», — заявил госсекретарь Энтони Блинкен.

Примечательно, что в список попали только 29 российских губернаторов. Почему именно в отношении них были введены санкционные меры, в Госдепе не уточнили.

Алексей Островский так прокомментировал американские санкции:

«Искренне рад решению американских властей о включении меня в санкционный список. Горжусь этим. Благодарен нашим заокеанским оппонентам за то, что они наконец оценили мою гражданскую позицию — всегда быть со своей страной, своим народом и своим президентом. Всегда на этом стоял, стою и буду стоять. Никогда не имел никаких зарубежных активов, зарубежной собственности и счетов, поэтому от подобного решения не пострадаю».

Алексей Островский также оценил, как санкции могут сказаться на его текущей работе:

«На неё это также никоим образом не повлияет, потому что общественно–хозяйственная деятельность и политическая работа, свойственные мне на занимаемой должности, от решения американских властей не зависели, не зависят и зависеть не будут».

А вот если говорить, от чего зависит работа губернатора Островского, то не в последнюю очередь это — прямые контакты с людьми. За эти десять лет работы прямой диалог с населением стал «фишкой» Островского.

И сейчас он не снижает градус своих поездок по муниципалитетам. Посещения различных объектов и учреждений социальной сферы, предприятий, личные встречи с людьми — всё происходит в прежнем ритме.

«Встречи с людьми в этих поездках, безусловно, приоритет. Потому что прямого общения с людьми «глаза в глаза», а не в формате видеоконференции, конечно, ничто не заменит. Но последние годы приходится также использовать и формат онлайн эфиров. Но живое общение в приоритете, конечно.

Диалог с людьми крайне важен, чтобы люди видели, что власть от них не дистанцируется, что она их слышит, что она готова решать и решает их проблемы. Это очень важно для людей, а значит важно и для меня.

Поэтому, как десять лет назад я начал вести прямой диалог с людьми, так все десять лет его веду, и буду вести впредь. Кроме того, прямой диалог с людьми позволяет понимать, где меня мои подчиненные подводят, где подводят главы муниципальных образований.

Люди у нас сейчас, слава Богу, свободные, ничего не боятся, ругают чиновников и глав, называя вещи своими именами. Единственное, когда речь идет о живых встречах с людьми, предпочитаю с ними общаться не в присутствии глав или чиновников областной администрации. Чтобы люди могли говорить, не озираясь, если здесь какие–то начальники, которым может не понравиться то, что их критикуют. Поэтому стараюсь вести диалог напрямую, не через подчиненных», — говорит Островский.

Еще одна отличительная особенность смоленского губернатора — готовность брать на себя ответственность. С самого начала он работает в режиме «губернатор отвечает за всё, что происходит в регионе». Для него это не пустые слова, это руководство к действию.

За прошедшую десятилетку мы видели не раз, как глава региона, «засучив рукава», решает проблемы того или иного муниципалитета Смоленщины. Для него нет «маленьких» или «незначительных» проблем, касается ли вопрос строительства ФОКа, ремонта школы или крыши в районной больнице. Если смоляне пожаловались, проблема должна быть решена.

«Для меня главная радость — видеть, что люди мне верят и видят, что я очень стараюсь работать с полной отдачей. Радость — видеть ответную реакцию одобрения на то, что я делаю. Это реальный стимул для того, чтобы работать, работать и работать — зачастую на износ», — признается Островский.

При этом он остается чрезвычайно требовательным не только к подчиненным, но к себе, в первую очередь. Поэтому он довольно строг в оценке прошедшего десятилетнего периода своей работы:

«Удовлетворение от результата у меня будет только тогда, когда коренным образом изменится жизнь людей и качество жизни в Смоленской области (так, чтобы это было ощутимо для подавляющего большинства смолян).

Сделано немало, но я отчетливо понимаю, что сделать нужно еще очень и очень многое, потому что решение именно этой задачи я изначально ставил и ставлю во главу угла своей работы.

На протяжении всех десяти лет я «впахиваю» изо всех сил, не жалея себя, и так же строго спрашиваю со своих подчиненных. Но в текущих реалиях, которые мы имеем, с учетом пандемии, спецоперации и влиянии всего этого на экономическую ситуацию в стране и в регионе, изменить что–то глобально — так, как этого хотелось бы жителям и мне — невозможно.

Понимание этого есть. Но есть и понимание того, что это не повод «опускать руки». И я их никогда за десять лет не опускал, и опускать не собираюсь».

В интервью, приуроченном к десятилетию избрания Алексея Островского губернатором Смоленской области (см. №4 (272) от 25 апреля 2022 г.), мы задали вопрос о планах на 2025 год — есть ли у него желание в очередной раз принять участие в губернаторских выборах.

«Задач много, проблем нерешенных много, ожиданий у смолян тоже много, и я обязан эти ожидания оправдывать. Загадывать — дело неблагодарное. Мои полномочия завершатся в сентябре 2025 года, и до этого времени я планирую работать на посту главы Смоленской области так же ответственно, с такой же самоотдачей. А дальше, в случае поддержки со стороны президента, — на решение смолян», — пояснил Островский.

Если же объективно оценивать перспективы, то исходя из свежей социологии уровень поддержки губернатора Смоленской области сейчас составляет 42%, и этот показатель выше, чем перед стартом губернаторских выборов в 2020 году.

Получается, что несмотря на 10–летний срок нахождения на посту губернатора, «усталость» населения от Островского, учитывая имеющуюся социологию, не ощущается.

Нет усталости и у самого Алексея Островского — именно такой вывод можно сделать из его оценки нынешней ситуации. Совершенно точно, это время возможностей и шанс для развития региона, убежден губернатор.

Словом, у Алексея Островского очень неплохие шансы вновь пойти на выборы губернатора в 2025 году.

А учитывая то, как Островский вписался в реалии СВО, как настроил работу команды в отношении мобилизованных и членов их семей, учитывая его постоянные контакты со смолянами, находящимися в зоне СВО, и поездки (прошлую и те, которые еще предстоят) к нашим бойцам на передовую, есть основания полагать, что рейтинг губернатора Островского будет расти.

© Группа ГС, Ltd. All rights reserved.

При перепечатке материалов обязательна активная ссылка http://smolensk-i.ru/280/06